Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций
Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.
Варианты анкетирования:
личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента):
опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время.
Анкета − это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка её требует особого внимания, вдумчивости (П.И. Образцов).
Три смысловые части анкеты:
вводную, в которой содержится цель и мотивировка анкетирования, подчёркивается значимость участия в нём респондента, гарантируется тайна ответов и чётко излагаются правила заполнения анкеты;
основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы;
социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.
Основные требования разработки анкеты:
провести апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки её обоснованности (валидности) оптимального варианта и объёма вопросов;
разъяснить перед началом опроса его цели и значения для результатов исследования;
корректно ставить вопросы, так как это предполагает уважительное отношение к респондентам;
оставлять возможность анонимных ответов;
исключить возможность двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;
следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценивать несколько фактов сразу или высказывать мнение о нескольких событиях одновременно;
строить анкету по принципу: от более простых вопросов к более сложным;
не увлекаться многословными, длинными вопросами и предложенными вариантами ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время их заполнения;
ставить вопросы линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрёстный (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами, что создаёт у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;
предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики.
Лучше небольшое количество вопросов (не более 7 – 10).
Варианты построения вопросов в анкете:
открытые вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведённые для этого места в анкете или в специальном бланке;
закрытые вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь чётко представляет себе, какими могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо по определённым, важным для изучения признакам и т.д.
полузакрытые вопросы отличаются от закрытых тем, что кроме предложенных вариантов ответов, имеется своё личное мнение по существу вопроса.
Количество вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно быть слишком большим – максимум 15. Кроме того, в любом вопросе закрытого или полузакрытого типа следует дать альтернативу: «Затрудняюсь ответить».
Довольно часто в анкетах используются вопросы-фильтры. Они состоят одновременно как бы из двух вопросов: сначала выясняется, относится ли опрашиваемый к определённой группе или известен ли ему факт (явление), о котором пойдёт далее речь. Затем респондентам, ответившим утвердительно, предлагается высказать своё мнение или оценку факта, события, свойства.
Существует ещё одна разновидность вопросов анкеты, применяемых в психологических исследованиях – вопросы на ранжирование. Их используют тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее важные и значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый присваивает каждому ответу соответствующий номер в зависимости от степени его значимости.
Существенное значение имеет предварительное апробирование анкеты. Внешние признаки ответов (стереотипность, односложность, альтернативность, значительное число ответов типа – «не знаю», «затрудняюсь ответить» или пропусков, белых полос; «угадывание» ответа, желательного для исследователя и т.п.) говорят о том. что формулировки вопросов сложны, неточны, в известной мере дублируются один другим, сходны по содержанию, что анкетируемые не осознали значения проводимого опроса, важности для исследователя правдивых ответов.
Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей.
В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от неё, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.
Преимущества интервью:
1) в ходе работы с опрашиваемыми удаётся учесть уровень их подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать интонацию и мимику;
2) появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учётом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов;
3) можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т.п.) вопросы;
4) приближённость интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринуждённой обстановки общения и искренности ответов;
5) интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу.
Недостаток интервью: большая трудоёмкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.
По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяется:
1) интервью мнений, выясняющее оценки событий,
2) интервью документальное, связанное с установлением фактов (Н.В. Кузьмина).
Экспертный опрос (метод компетентных судей, метод экспертных оценок) – один из наиболее эффективных методов сбора информации в психологическом исследовании, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц (П.И. Образцов).
Метод экспертного опроса в психологических исследованиях применяется для решения следующих задач:
уточнения основных положений методики исследования, определения процедурных вопросов, выбора методов и приёмов сбора и обработки информации;
оценки достоверности и уточнения данных массовых опросов, особенно когда существует опасность их искажения;
более глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования характера изменений изучаемого психологического явления;
подтверждения и уточнения сведений, полученных с помощью других методов;
анализа результатов, особенно если они допускают различное толкование.
С целью оптимизации обобщения мнений экспертов обычно применяются количественные оценки. Экспертам предлагается выразить своё мнение в пятибалльной (иногда – трёх-, четырёх-балльной) дискретной шкале. Для оценки качества личности обычно применяют следующую шкалу:
5 – очень высокий уровень развития данного качества личности, оно стало чертой характера, проявляется в различных видах деятельности;
4 – высокий уровень развития данного качества личности, но проявляется оно ещё не во всех видах деятельности;
3 – оцениваемое и противоположное качество личности выражены не рельефно и в целом уравновешивают друг друга;
2 – заметно более выражено и чаще проявляется качество личности, противоположное оцениваемому;
1 – противоположное оцениваемому качество чётко выражено и проявляется в различных видах деятельности, стало чертой характера личности.
В том случае, когда мнение экспертов выражается количественно, рассматриваемый метод исследования нередко называют методом полярных баллов.
Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявлять межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса (П.И. Образцов).
Взаимоотношения людей предопределяются объективной необходимостью совместной деятельности (она рождает официальную структуру групп) и эмоциональным фактором – симпатиями и антипатиями (этот фактор порождает неофициальные взаимоотношения в группе). Узнать неофициальные взаимоотношения людей, структуру их взаимоотношений, симпатий и антипатий с помощью простых вопросов типа: «С кем бы вы желали провести свободное время?», «С кем бы вы желали работать?» и т.п. Эти вопросы и есть критерии социометрического выбора. Они могут быть самыми разнообразными.
Для исследования структуры взаимоотношений в группе применяется социометрия в двух вариантах: параметрическая и непараметрическая.
Параметрическая социометрия состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определённое количество выборов по заданному критерию. Например, назвать пять товарищей, с которыми он хотел бы вместе проводить свободное время.
Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к исследованию. В противном случае могут быть ответы: «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают результаты обследования.
Важно, чтобы социометрический выбор происходил по значимым критериям. Это связано с тем, что структура межличностных отношений, вскрытая по разным критериям, будет неодинакова.
Матрица выбора
Кто выбирает | Кого выбирают | Итого
| |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 |
| + |
|
|
|
|
|
|
| + | 2 |
2 | + |
|
| + |
| + |
|
|
|
| 3 |
3 |
| + |
| + |
|
| + | + |
|
| 4 |
4 | + |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
5 |
|
| + |
|
|
| + |
|
|
| 2 |
6 |
|
|
| + |
|
|
|
|
| + | 2 |
7 |
| + |
| + |
|
|
|
|
| + | 3 |
8 |
|
|
| + |
|
|
|
|
|
| 1 |
9 |
|
|
|
| + |
|
|
|
|
| 1 |
10 | + |
|
| ; |
|
|
|
|
|
| 2 |
Итого | 2 | 4 | 1 | 6 | 1 | 1 | 2 | 1 |
| 3 |
|