Лекции по "Психодиагностике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 04:16, курс лекций

Краткое описание

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.
Определение психодиагностики. История термина «психодиагностика». Психодиагностика как раздел психологии и вид работы практического психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика Конспекты лекций.doc

— 1.93 Мб (Скачать файл)

             

              Варианты анкетирования:

       личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента):

       опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время.

 

Анкета − это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка её требует особого внимания, вдумчивости (П.И. Образцов).

 

Три смысловые части анкеты:

       вводную, в которой содержится цель и мотивировка анкетирования, подчёркивается значимость участия в нём респондента, гарантируется тайна ответов и чётко излагаются правила заполнения анкеты;

       основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы;

       социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

 

Основные требования разработки анкеты:

       провести апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки её обоснованности (валидности) оптимального варианта и объёма вопросов;

       разъяснить перед началом опроса его цели и значения для результатов исследования;

       корректно ставить вопросы, так как это предполагает уважительное отношение к респондентам;

       оставлять возможность анонимных ответов;

       исключить возможность двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;

       следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценивать несколько фактов сразу или высказывать мнение о нескольких событиях одновременно;

       строить анкету по принципу: от более простых вопросов к более сложным;

       не увлекаться многословными, длинными вопросами и предложенными вариантами ответов на них, так как это затрудняет восприятие и увеличивает время их заполнения;

       ставить вопросы линейным (каждый последующий вопрос развивает, конкретизирует предыдущий) и перекрёстный (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами, что создаёт у опрашиваемых благоприятную психологическую установку и желание давать искренние ответы;

       предусматривать возможность быстрой обработки большого количества ответов с использованием методов математической статистики.

 

Лучше небольшое количество вопросов (не более 7 – 10).

 

Варианты построения вопросов в анкете:

       открытые вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать ответы и занести их в специально отведённые для этого места в анкете или в специальном бланке;

       закрытые вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь чётко представляет себе, какими могут быть ответы на вопрос, или когда надо оценить что-либо по определённым, важным для изучения признакам и т.д.

       полузакрытые вопросы отличаются от закрытых тем, что кроме предложенных вариантов ответов, имеется своё личное мнение по существу вопроса.

 

Количество вариантов ответов в закрытых и полузакрытых вопросах не должно быть слишком большим – максимум 15. Кроме того, в любом вопросе закрытого или полузакрытого типа следует дать альтернативу: «Затрудняюсь ответить».

Довольно часто в анкетах используются вопросы-фильтры. Они состоят одновременно как бы из двух вопросов: сначала выясняется, относится ли опрашиваемый к определённой группе или известен ли ему факт (явление), о котором пойдёт далее речь. Затем респондентам, ответившим утвердительно, предлагается высказать своё мнение или оценку факта, события, свойства.

Существует ещё одна разновидность вопросов анкеты, применяемых в психологических исследованиях – вопросы на ранжирование. Их используют тогда, когда среди множества вариантов ответов требуется выявить наиболее важные и значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый присваивает каждому ответу соответствующий номер в зависимости от степени его значимости.

Существенное значение имеет предварительное апробирование анкеты. Внешние признаки ответов (стереотипность, односложность, альтернативность, значительное число ответов типа – «не знаю», «затрудняюсь ответить» или пропусков, белых полос; «угадывание» ответа, желательного для исследователя и т.п.) говорят о том. что формулировки вопросов сложны, неточны, в известной мере дублируются один другим, сходны по содержанию, что анкетируемые не осознали значения проводимого опроса, важности для исследователя правдивых ответов.

 

Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей.

 

В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от неё, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

Специфика интервью состоит в том, что исследователь определяет заблаговременно лишь тему предстоящей беседы и основные вопросы, на которые он хотел бы получить ответы. Все необходимые сведения, как правило, черпаются из информации, полученной в процессе общения лица, берущего интервью (интервьюера), с лицом, дающим его. От характера этого общения, от тесноты контакта и степени взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

 

Преимущества интервью:

1)      в ходе работы с опрашиваемыми удаётся учесть уровень их подготовки, определить отношение к теме опроса, отдельным проблемам, зафиксировать интонацию и мимику;

2)      появляется возможность гибко менять формулировки вопросов с учётом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов;

3)      можно поставить дополнительные (уточняющие, контрольные, наводящие, поясняющие и т.п.) вопросы;

4)      приближённость интервью к обыденному разговору способствует возникновению непринуждённой обстановки общения и искренности ответов;

5)      интервьюер может вести наблюдение за психологическими реакциями собеседника и при необходимости корректировать беседу.

 

Недостаток интервью: большая трудоёмкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяется:

1)      интервью мнений, выясняющее оценки событий,

2)      интервью документальное, связанное с установлением фактов (Н.В. Кузьмина).

 

Экспертный опрос (метод компетентных судей, метод экспертных оценок)  – один из наиболее эффективных методов сбора информации в психологическом исследовании, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц (П.И. Образцов).

 

Метод экспертного опроса в психологических исследованиях применяется для решения следующих задач:

       уточнения основных положений методики исследования, определения процедурных вопросов, выбора методов и приёмов сбора и обработки информации;

       оценки достоверности и уточнения данных массовых опросов, особенно когда существует опасность их искажения;

       более глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования характера изменений изучаемого психологического явления;

       подтверждения и уточнения сведений, полученных с помощью других методов;

       анализа результатов, особенно если они допускают различное толкование.

 

С целью оптимизации обобщения мнений экспертов обычно применяются количественные оценки. Экспертам предлагается выразить своё мнение в пятибалльной (иногда – трёх-, четырёх-балльной) дискретной шкале. Для оценки качества личности обычно применяют следующую шкалу:

5 – очень высокий уровень развития данного качества личности, оно стало чертой характера, проявляется в различных видах деятельности;

4 – высокий уровень развития данного качества личности, но проявляется оно ещё не во всех видах деятельности;

3 – оцениваемое и противоположное качество личности выражены не рельефно и в целом уравновешивают друг друга;

2 – заметно более выражено и чаще проявляется качество личности, противоположное оцениваемому;

1 – противоположное оцениваемому качество чётко выражено и проявляется в различных видах деятельности, стало чертой характера личности.

В том случае, когда мнение экспертов выражается количественно, рассматриваемый метод исследования нередко называют методом полярных баллов.

 

Социометрический метод (метод социометрии) позволяет выявлять межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса (П.И. Образцов).

 

Взаимоотношения людей предопределяются объективной необходимостью совместной деятельности (она рождает официальную структуру групп) и эмоциональным фактором – симпатиями и антипатиями (этот фактор порождает неофициальные взаимоотношения в группе). Узнать неофициальные взаимоотношения людей, структуру их взаимоотношений, симпатий и антипатий с помощью простых вопросов типа: «С кем бы вы желали провести свободное время?», «С кем бы вы желали работать?» и т.п. Эти вопросы и есть критерии социометрического выбора. Они могут быть самыми разнообразными.

Для исследования структуры взаимоотношений в группе применяется социометрия в двух вариантах: параметрическая и непараметрическая.

 

Параметрическая социометрия состоит в том, что испытуемым предлагается сделать строго определённое количество выборов по заданному критерию. Например, назвать пять товарищей, с которыми он хотел бы вместе проводить свободное время.

 

Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к исследованию. В противном случае могут быть ответы: «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают результаты обследования.

 

Важно, чтобы социометрический выбор происходил по значимым критериям. Это связано с тем, что структура межличностных отношений, вскрытая по разным критериям, будет неодинакова.

 

 

 

 

 

 

 

Матрица выбора

Кто выбирает

Кого выбирают

Итого

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

2

2

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

3

3

 

+

 

+

 

 

+

+

 

 

4

4

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

5

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

2

6

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

2

7

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

3

8

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

1

9

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

1

10

+

 

 

;

 

 

 

 

 

 

2

Итого

2

4

1

6

1

1

2

1

 

3

 

Информация о работе Лекции по "Психодиагностике"