Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
Однако путь этот очень долог,
не всегда эффективен и не
обеспечивает глубины в
Прочность, устойчивость
Прежде чем наметить вехи становления отечественной системы нравственного воспитания, необходимо определиться с терминологией и понятиями, характерными для него.
По определению академика Б.Т.
Лихачева, духовность – это нравственно-
Мораль – это традиционная
содержательная форма
Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.
С психологической позиции
Наконец, педагогическая
Мораль, будучи внешней, по отношению с детской личности социальной силой, обесточивает процесс адаптации ребенка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Таким образом, мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознание необходимости [21,104].
Этика представляет
собой прикладную философскую
дисциплину, изучающую мораль и
нравственность, вобравшую в себя
исторический опыт
Очевидно, что морально-этические
качества личности – это
Ранее в педагогике понятие
дух нравственности и морали
не дифференцировались так
Вопрос о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям [37, 370].
Еще Сократ утверждал, что
В Средневековье появляется
Я.А. Каменский обращал внимание на необходимость приучения детей и подчинению своему поведению разуму и считал, что важное место в воспитании занимает выработка у них привычки к обдумыванию своих действий и поступков. «Правильные, благоразумные поступки, - писал он, - должны освещаться «предшествующим факелом ума». Коменский рекомендовал развивать у детей способность преодолевать самих себя, сдерживать свои влечения и страсти, обуздывать свою инертность, ропот, гнев. «Основой этого, - считал он, - должна быть привычка поступать во всем обдуманно и ничего не делать под влиянием увлечения или порыва» [37, 405].
Такую же большую роль
Иоганн Гербарт, разрабатывая вопросы педагогики, на первый план выдвигал нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: «нравственность» [37, 371].
Развитие педагогических идей
в России начинается с
Честь быть создателем первой в истории программы нравственного воспитания принадлежит русскому поэту и мыслителю И.Ф. Богдановичу. Он не был удовлетворен подражательным характером воспитания в дворянских семьях, пансионах и училищах России.
Не умаляя значения Локка, Руссо и западных мыслителей, он говорил о том, что у русского народа свои национальные особенности, в том числе и в области морали и этики, которые необходимо учитывать при воспитании. В его книге «О воспитании юношества», формирования у него самых высоких представлений о чувстве долга, о любви к ближнему, родной земле, ее языку и преданиям, о достоинстве [21, 34].
Педагогические мысли В.Г.
О
значении и содержании
До настоящего времени не утратили своей актуальности многие положения ученого, врача, педагога, общественного деятеля, основоположника военно-полевой хирургии и хирургической анатомии, члена-корреспондента Российской академии наук Н.И. Пирогова. Его деятельность и педагогические идеи сыграли важную роль. Пирогов всегда выступал на стороне тех педагогов, кто отстаивал человечность и законность в воспитании, кто никогда не применял физических наказаний, не оскорблял чувство достоинства учащегося, предпочитая действовать только средствами убеждения.
К.Д.
Ушинский в своей
Очень
высоко оценивал нравственное
воспитание Л.Н. Толстой: «Из
всех наук, которые должен знать
человек, главнейшая есть
П.Ф.
Лесгафт считал, что умение ребенка
рассуждать и мысленно
Подробнее хотелось бы вспомнить двух педагогов – А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
Теория
создания коммунистического
Иные подходы к воспитанию лежат в основе педагогической деятельности Сухомлинского. В условиях единой общегосударственной идеологии Сухомлинский вернулся к устоям гуманистической педагогике и заложил основы личностно ориентированного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности, которое оказалось востребованным только в наши дни. Данные позиции стали ведущими при разработке систем нравственного воспитания не только во многих отечественных, но и зарубежных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Система
нравственного воспитания
Подходы к социально-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных программах нового поколения похожи. В программе «Детство» этот раздел обозначен в главе «Ребенок входит в мир социальных отношений», в программе «Истоки» - в главе «Социальное развитие», а в программе «Радуга» не выделен. Авторы всех трех программ определяют следующие задачи социально – нравственного воспитания [21, 37].
В основе работы по социально-нравственному становлению личности
дошкольника лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, радоваться вместе с ним.
Рассмотрим
механизмы нравственного воспит
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У
ребенка должно появиться
Появление
мотива влечет за собой
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, в поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания [14, 104]: