Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента

Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в ситуации .doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

         В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у детей способность вызывать образы и произвольно манипулировать ими при помощи речевых инструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе их полноценного усвоения ребенком. Детство – это период роста, развития, обучения, периода парадоксов и противоречий, без которых нельзя представить процесс развития. В психологии наметились два подхода к раскрытию природных основ умственных способностей: редукционисткий,

Измеряемый тестами  интеллекта, системно-структурированный. Последний представлен работами Т.А. Ратановой и Н.И. Чуприковой [19, 84]. 

         Ученые рассматривают интеллект как способность из потоков текущей информации значимые варианты, в том числе высокой степени точности и абстрактности. Речь идет о способности индивида избирательно оперировать существенными для каждой задачи вариантами, соответствующим определенным признакам, свойствам и отношениям вещей и явлений, отделять их от сопутствующих несущественных деталей, свойств, признаков и отношений. Условия возникновения этой избирательности, по мнению Д.В Колесова: сформированность у ребенка критериев этической оценки в форме категорий добра и зла; сопоставление с этим эталоном себя в целом как личности; сопоставление себя и своих поступков с эталонами [19, 84]. Как усваиваются этические нормы? Если в среднем дошкольном возрасте ребенок усваивает поступки сверстников только как плохие и хорошие, то шести, семилетние дети уже способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения; способны улавливать разнообразие нравственных проявлений. Принятие этических норм и формирование моральных чувств – часть общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.

        Стадия нравственного релятивизма  – понимание того, что правила  создают люди на основе взаимной  договоренности и что их можно изменять, - достигается позже. Отсюда и осознание того, что нравственность поступка зависит не только от его последствий, но и от намерений. «Рождение» этой стадии происходит благодаря выполнению требуемых норм поведения, воспринимаемое как обязательное условие получения одобрения со стороны взрослых для тех взаимоотношений, в которых дошкольник испытывает потребность.

         Диапазон моральных проявлений  расширяется постепенно, ассоциируясь  с понятием «хороший» в отношении  сверстника и себя; точнее осознаются и моральные нормы. По мнению А.А. Реана, к основным положениям, выражающим связь моральных норм и образа Я, следует отнести: самосознание как фактор моральной саморегуляции; форму самосознания с расслоением целостного образа Я на Я-реальное (каким ребенок видит себя в настоящий момент) и на Я-потенциальное (каким ребенок мог ба быть при реализации субъективно воспринимаемых не задействованных личностных качеств, в том числе и негативных); стремление сохранить исходный положительный образ себя; соблюдение моральных норм и принципов [19, 84]. Синкретизм нерасчлененности Я и не – Я сменяется противопоставлением себя сначала миру, потом другим людям, затем установлением согласованности и оппозиции, взаимности и разобщенности.

Не усвоив понятие «нравственность», нельзя жить среди людей. Чтобы ситуация морального выбора была представлена в сознании ребенка, необходимы когнитивные и личностные предпосылки: знание моральных норм, умение их устанавливать, реализовывать в поведении, осознавать возможные альтернативы, лежащие в основании последующего выбора, понимать значение этих альтернатив для себя и для других и моральную ценность поступка в конкретных условиях, переживать неудовольствие собой в случае нарушения нормы. Как мы считаем, оптимальное средство для этих предпосылок – отрицательная оценка действий ребенка в случае нарушения им норм морали. Она позволит взрослому выделить и зафиксировать его особенности, которые должны быть осознаны, стать предметом оценки. Отрицательная оценка – это то средство, которое с наибольшей вероятностью вызовет у ребенка недовольство собой по поводу нарушения норм, критическое отношение к себе, необходимое для появления саморегуляции. Ведь к концу дошкольного возраста дети начинают оценивать себя с точки зрения усвоенных правил постоянно, а не от случая к случаю: сначала учатся отличать себя от окружающего мира, затем от других объектов, потом себя от других. Под влиянием индивидуального опыта формируется преимущественно когнитивный аспект Я-концепции. Дети уже усваивают моральные знания; у них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки. И в этом плане решающую роль в развитии положительного самоощущения, принятия себя, самоуважения, самоутверждения, самовыражения и самореализации имеет опыт межличностного взаимодействия, а когнитивной основой становиться самопознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1.3. Влияние семейных отношений на нравственное развитие ребенка.
  •  

    Нравственное развитие дошкольника осуществляется в ходе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.[17]

             С течением  времени ребенок постепенно овладевает  принятыми в обществе людей  нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдаете у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

             Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но его такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя ля этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.[15]

             Дошкольный возраст, по мнению  А.Н. Леонтьева, представляет собой  период «первоначального фактического  складывания» личности. Именно в  эти годы происходит становление  основных личностных механизмов  и образований. Стержнем личности  является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. [1]

              Известно, что за всю многовековую  историю человечество выработало  мораль, т.е. совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и  межличностного общения, предъявляемых обществом каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений.

             Ребенок начинает приобщаться  к моральным ценностям человечества  и конкретного общества с раннего возраста в процессе взаимодействия с членами семьи, которые составляют первую в его жизни референтную группу (А.В. Петровский, 4). Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Однако настоящее время характеризуется значительным разбросом ценностных ориентаций в обществе. Отсюда и разные подходы к нравственному воспитанию детей в семье: одни ориентируются на духовно-моральные нормы, запечатленные в религии, другие отдают предпочтение сугубо национальным ценностям, третьи находятся под непосредственным влиянием современной жизни, богатой такими негативными явлениями, как агрессивность, обман, культ силы и изворотливости. Исходя из ценностей, исповедуемых семьей, родители стремятся к формированию у ребенка таких качеств личности, которые по их мнению, помогут наиболее успешно и безболезненно адаптироваться к жизни в обществе. В перечень таких качеств попадают и те, которые вряд ли можно назвать нравственными (индивидуализм, жестокость, национализм). Между тем именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейно нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнять его дальнейшую, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями – в детском саду, школе, в жизни.

              Семья обладает несомненным преимуществом перед общественными институтами воспитания в формировании таких нравственных качеств, как гуманное отношение, коллективизм. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все его члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственность друг за друга. Уже к 3-4 годам ребенок может ощущать свой положительный или отрицательный «вклад» в семейные отношения, если его приучают элементарно заботиться об окружающих, чувствовать их настроение, «вписываться» в него. Как только он внутренне созреет, следует учить его давать и принимать, делиться с другими, отказываться от чего-либо ради других. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из важнейших ценностей в жизни. В кругу семьи у ребенка возникает уникальная возможность радовать близких вниманием, добротой, выдумкой, плодами своего труда. Ребенок начинает понимать, что во имя радости других иногда приходиться жертвовать своими удовольствиями: разделив шоколадку на всех членов семьи, довольствуешься маленьким кусочком; чтобы поприветствовать папу, пришедшего с работы, отвлекаешься от игры, телевизора и т.д. Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро (В.А.Сухомлинский, 1).

              В дошкольном возрасте возникают первые дружеские отношения, первоначально они еще не отличаются особой прочностью и продолжительностью, но в старшем дошкольном возрасте дети дорожат дружбой (Т.А.Маркова, 1). Задача родителей уважать выбор ребенка, не решать за него, кто ему подходит, а кто нет. Надо, конечно различать хороших и плохих людей. Добрых ценить и уважать, тактично оберегать от злых. Но запретами мало, что удастся сделать, пока сам ребенок не увидит «пороки» того, кого выбрал в друзья. Однако страх родителей перед «плохими» детьми не должен быть причиной того, что его изолируют от детского общества. Общение с друзьями требует времени и места, и то и другое необходимо обеспечить родителям. Двери дома должны быть открыты для друзей ребенка. Совместные игры и занятия дома, прямо или косвенно направляемые взрослыми, содержательнее, эмоциональнее, теплее, чем те, что возникают во дворе.

              Для развития у ребенка позитивного  образа «Я» значимыми являются  чувства собственного достоинства,  гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребенка, укреплять его хорошее мнение о себе – задачи семьи. Это удается сделать в тех семьях, где ребенок включается в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошее выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Важно, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда с взрослыми, а не включался ими в этот процесс ради того, чтобы не мешать родителям, что, к сожалению, часто имеет место в домашнем воспитании.

              Современные исследования свидетельствуют,  что потребность в эмоциональном  насыщении врожденная и постоянно  развивающаяся. В ее структуре есть отличающиеся по своим функциям положительные и отрицательные эмоции, необходимые ребенку для полноценного развития. Ребенок имеет право знать, что происходит в семье, а задача родителей – вводить его в разные жизненные ситуации таким образом, чтобы не навредить развитию.[1, 4]

               Сталкиваясь с жизненными невзгодами, тяготами, дети становятся мужественными,  выносливыми, уравновешенными, но  это происходит только благодаря  разумному воспитанию, когда чувствуют  понимание взрослых, их любовь и поддержку, готовность прийти на помощь в трудных обстоятельствах. У маленького ребенка начинают воспитывать привычки поведения задолго до того, как у него появляется возможность сознательно относиться к требованиям взрослых, правилам поведения, на основе которых организуется его жизнедеятельность. В силу пластичности нервной системы, постоянства и длительности воспитательных воздействий в семье ребенок достаточно быстро усваивает привычки поведения. Но среди них оказываются не только положительные, но и регрессивные, которые могут помешать ребенку в безболезненной адаптации к окружающему миру на последующем возрастном этапе.

              Между тем дисциплинированность  – ценное нравственное качество  значимое для самого ребенка.  Необходимость ее воспитания диктуется, прежде всего, его собственными интересами жить полноценной жизнью в гармонии с собой и окружающими. Такая дисциплинированность требует иной логики воспитания по сравнению с традиционной, сложившейся в семье, дошкольном учреждении, школе. Дисциплинированность, как мудро писал В.А. Сухомлинский, должна основываться не на внешней регламентации поведения ребенка, его подчинении авторитету взрослых, силе коллектива, а на всемерной активации внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше, на основании того, что в соблюдении правил поведения – проявление уважения к себе и окружающим людям.

              Следует учесть, что непослушание  ребенка, нарушение им дисциплины  может быть связано с его  переутомлением. В состоянии утомления  рассеивается внимание, падает интерес к деятельности, слабеет активное торможение, снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, повышается раздражительность (Ю.А. Макаренко, 4).

               Многих родителей беспокоит, что  дети часто лгут. Но следует  вспомнить, что воспитание честности – длительный процесс, в детстве он только начинается, поэтому естественно, что наряду с понятием правды идет формирование понятия лжи. Однако далеко не всякое искажение истины, допускаемое маленьким ребенком, можно «квалифицировать» как вранье. В силу неточности восприятия, несовершенства памяти, недостаточной сформированности многих представлений об окружающем мире ребенок часто попадает впросак, вызывая в свой адрес обвинения взрослых в лживости. Родителям следует избегать поведения, действий, провоцирующих ложь ребенка. Взрослые легко дают ребенку обещания, не задумываясь о реальности их выполнения. Причиной лжи ребенка бывает стремление скрыть свою неумелость, какие-либо страхи. Конечно в дошкольном возрасте бывают случаи, когда ребенок с помощью лжи пытается снять с себя вину, переложить его на другого.

    Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры