Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у детей способность вызывать образы и произвольно манипулировать ими при помощи речевых инструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе их полноценного усвоения ребенком. Детство – это период роста, развития, обучения, периода парадоксов и противоречий, без которых нельзя представить процесс развития. В психологии наметились два подхода к раскрытию природных основ умственных способностей: редукционисткий,
Измеряемый тестами интеллекта, системно-структурированный. Последний представлен работами Т.А. Ратановой и Н.И. Чуприковой [19, 84].
Ученые рассматривают интеллект как способность из потоков текущей информации значимые варианты, в том числе высокой степени точности и абстрактности. Речь идет о способности индивида избирательно оперировать существенными для каждой задачи вариантами, соответствующим определенным признакам, свойствам и отношениям вещей и явлений, отделять их от сопутствующих несущественных деталей, свойств, признаков и отношений. Условия возникновения этой избирательности, по мнению Д.В Колесова: сформированность у ребенка критериев этической оценки в форме категорий добра и зла; сопоставление с этим эталоном себя в целом как личности; сопоставление себя и своих поступков с эталонами [19, 84]. Как усваиваются этические нормы? Если в среднем дошкольном возрасте ребенок усваивает поступки сверстников только как плохие и хорошие, то шести, семилетние дети уже способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения; способны улавливать разнообразие нравственных проявлений. Принятие этических норм и формирование моральных чувств – часть общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.
Стадия нравственного
Диапазон моральных проявлений
расширяется постепенно, ассоциируясь
с понятием «хороший» в
Не усвоив понятие «нравственность», нельзя жить среди людей. Чтобы ситуация морального выбора была представлена в сознании ребенка, необходимы когнитивные и личностные предпосылки: знание моральных норм, умение их устанавливать, реализовывать в поведении, осознавать возможные альтернативы, лежащие в основании последующего выбора, понимать значение этих альтернатив для себя и для других и моральную ценность поступка в конкретных условиях, переживать неудовольствие собой в случае нарушения нормы. Как мы считаем, оптимальное средство для этих предпосылок – отрицательная оценка действий ребенка в случае нарушения им норм морали. Она позволит взрослому выделить и зафиксировать его особенности, которые должны быть осознаны, стать предметом оценки. Отрицательная оценка – это то средство, которое с наибольшей вероятностью вызовет у ребенка недовольство собой по поводу нарушения норм, критическое отношение к себе, необходимое для появления саморегуляции. Ведь к концу дошкольного возраста дети начинают оценивать себя с точки зрения усвоенных правил постоянно, а не от случая к случаю: сначала учатся отличать себя от окружающего мира, затем от других объектов, потом себя от других. Под влиянием индивидуального опыта формируется преимущественно когнитивный аспект Я-концепции. Дети уже усваивают моральные знания; у них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки. И в этом плане решающую роль в развитии положительного самоощущения, принятия себя, самоуважения, самоутверждения, самовыражения и самореализации имеет опыт межличностного взаимодействия, а когнитивной основой становиться самопознание.
Нравственное развитие дошкольника осуществляется в ходе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.[17]
С течением
времени ребенок постепенно
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но его такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя ля этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.[15]
Дошкольный возраст, по мнению
А.Н. Леонтьева, представляет
Известно, что за всю многовековую
историю человечество
Ребенок начинает приобщаться
к моральным ценностям
Семья обладает несомненным преимуществом перед общественными институтами воспитания в формировании таких нравственных качеств, как гуманное отношение, коллективизм. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все его члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственность друг за друга. Уже к 3-4 годам ребенок может ощущать свой положительный или отрицательный «вклад» в семейные отношения, если его приучают элементарно заботиться об окружающих, чувствовать их настроение, «вписываться» в него. Как только он внутренне созреет, следует учить его давать и принимать, делиться с другими, отказываться от чего-либо ради других. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из важнейших ценностей в жизни. В кругу семьи у ребенка возникает уникальная возможность радовать близких вниманием, добротой, выдумкой, плодами своего труда. Ребенок начинает понимать, что во имя радости других иногда приходиться жертвовать своими удовольствиями: разделив шоколадку на всех членов семьи, довольствуешься маленьким кусочком; чтобы поприветствовать папу, пришедшего с работы, отвлекаешься от игры, телевизора и т.д. Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро (В.А.Сухомлинский, 1).
В дошкольном возрасте возникаю
Для развития у ребенка
Современные исследования
Сталкиваясь с жизненными
Между тем
Следует учесть, что непослушание
ребенка, нарушение им
Многих родителей беспокоит,