Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность сюжетно-ролевой игры как средства нравственного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации нравственного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы нравственного развития детей
дошкольного возраста 8
Нравственное воспитание дошкольников: цели, задачи,
механизмы 8
Формирование моральных представлений и норм у детей
дошкольного возраста 19
Влияние семейных отношений на нравственное развитие
ребенка 28
Сюжетно – ролевая игра как средство нравственного развития детей
старшего дошкольного возраста 34
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа 42
2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры 47
2.3. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего этапа эксперимента

Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 64

Вложенные файлы: 1 файл

Нравственное развитие детей дошкольного возраста в ситуации .doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

         Таким образом, сюжетно-ролевая  игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, обеспечивает не только благоприятное психическое развитие ребенка, но и нравственное становление. Однако без помощи взрослого путь общественного поведения может быть долгим и, особенно для детей с проблемами развития. Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.

 

 

 

Глава II. Опытно – экспериментальная работа

  • 2.1. Выявление уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
  •        Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения человека в разнообразных ситуациях. Они регулируют взаимоотношения между людьми в процессе их совместной деятельности, общения. Нравственное развитие ребенка – одна из центральных линий психического развития в старшем дошкольном детстве. Она включает три взаимосвязанных сферы: становления нравственного сознания, нравственного поведения и развития нравственных переживаний и чувств. Показателями выделенных нами критериев является:

             - нравственное сознание – наличие представлений о нравственных качествах (доброта, честность, смелость, мужество, уважение, щедрость, аккуратность, трудолюбие);

             - нравственное поведение – способность руководствоваться в поведении моральными нормами и правилами, отсутствие негативных личностных проявлений;

             - нравственные переживания и чувства – проявление к окружающим сочувствия и переживания, чувство стыда и вины при нарушении нормы поведения и деятельности.

           Экспериментальная работа была осуществлена нами в двух направлениях. Первое предполагало изучение содержания работы педагогов по вопросу нравственного развития детей. Для этого нами были проанализированы планы работы педагогов в старшей группе. Анализ содержания планов показал, что сюжетно-ролевые игры педагогами проводятся систематически, но в планировании целей и задач практически не уделяется внимание решению целей и задач нравственного воспитания. В большей степени педагоги уделяют внимание развитию умений и навыков, обогащению сюжетной линии.

           Изучение  нравственного развития детей старшего дошкольного возраста проводилось нами в МДОУ «Ромашка», поселка Комсомольский Тисульского района, ул. Ленина 44 а, в старшей группе. Экспериментальная группа состояла из 20 человек - 12 девочек (Полина К., Алена Р., Наташа К., Настя И., Татьяна Д., Настя Ц., Катарина М., Лена Н., Ира С., Марина Б., Юля К.) и 8 мальчиков (Юра К., Семен Г., Женя С., Кирилл С., Саша Д., Слава Г., Кирилл А., Даниил Ф.). 10 детей (Полина К., Наташа К., Настя И., Настя Ц., Лена Н., Марина Б., Юля К.) посещают дошкольное учреждение с младшего дошкольного возраста, 6 детей (Алена Р., Татьяна Д., Катарина М., Ира С., Юра К., Саша Д.) посещают со среднего, 4 ребенка (Наташа К., Семен Г., Кирилл А., Даниил Ф.) живут в неполных семьях.

         Программа констатирующего эксперимента включает следующие методики:

    1. Изучение представлений детей о нравственно – волевых качествах.
    2. Изучение осознания детьми нравственных норм.
    3. Изучение самооценки и морального поведения (в результате анализа мы обращали внимание на особенности морального поведения).
    4. Изучение негативных личностных проявлений.

               Данные методики разработаны  Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

    В оценивании нравственного  развития детей мы опирались на разработанные уровни Г.А. Урунтаевой и Ю.А Афонькиной:

            Высокий уровень – присутствуют глубокие и разносторонние представления о нравственных качествах, при анализе ребенок ссылается на обобщение представлений о качестве, называет нравственную норму, правильно оценивает поведение и мотивирует свою оценку, стремится соблюдать нормы поведения.

              Средний уровень – присутствуют знания о нравственных качествах, при анализе опирается на конкретных людей, литературных и сказочных персонажей, жизненные ситуации периодически в поведении проявляются личностные негативные качества, неустойчивы в соблюдении норм, называет нравственную норму, правильно оценивает поведение, но не мотивирует свою оценку.

               Низкий уровень – присутствуют не глубокие, отрывочные знания в нравственных качествах, при анализе доминирует недифференцированное представление, ребенок не может оценить поступки, нарушает нормы поведения.

             По итогам проведенных нами  методик мы получили следующие  результаты.

              По методике «Изучение представления детей о нравственно – волевых качествах» мы получили данные, свидетельствующие о том, что из 16 детей у 100 % достаточно развиты представления о таких качествах как доброта, трудолюбие, смелость. У 56 % недостаточное представление о таких качествах как честность, аккуратность, заботливость, щедрость. Чаще всего основой для представлений выступают повседневные ситуации и литературные произведения. Большинство детей – 14 человек (Полина К., Алена Р., Наташа К., Настя Ц., Лена Н., Ира С., Марина Б., Юля К., Юра К., Семен Г., Женя С., Кирилл С., Саша Д., Слава Г.) при характеристике таких качеств как смелость, доброта ссылаются на оценку качества «Жадный… он плохой…» или конкретные действия «Жадный тот, кто не дает попить». При объяснении остальных качеств дети опираются на повседневные ситуации, литературные произведения, на недифференцированное представление В оценивании таких качеств как аккуратность, заботливость и щедрость 56 % допустили ошибки. При характеристике они допускали ошибки следующего характера: название действий, не связанных с данным качеством («Саша заботливый. У него есть «лего»), либо объяснение одного качества через другое. ( Приложение № 1)

           В основе изучения осознания детьми нравственных норм мы использовали незаконченные ситуации, описывающие выполнение и нарушение нравственных норм, использование картинки с изображением отрицательных и положительных поступков, а так же чтение стихотворения Е. Благининой «Подарок» позволило нам получить следующие результаты около 62 % детей способны оценивать нравственную норму как положительную или отрицательную, но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. Соответственно они опираются на оценку, полученную из вне. 28 % не могут полно оценить поступки детей. В третьей серии сопоставляют реальное и предполагаемое поведение детей и делают вывод о том, насколько они соответствуют друг другу, как это соответствие зависит от возраста. ( Приложение №2)

            При изучении самооценки и  морального поведения мы выявили, что 3 ребенка (Катарина М., Ира С., Даниил Ф.) 19 % придерживаются во всех трех сериях равномерного деления (соблюдают норму), а у 9 (Полина К., Лена Н., Настя И., Татьяна Д., Юра К., Женя С., Саша Д., Кирилл А., Слава Г.) 56 % наблюдались оба варианта распределения – и поровну и не поровну (неустойчивые). Остальные 25 % (Алена Р., Наташа К., Настя Ц., Марина Б., Юля К., Семен Г., Кирилл С.) предпочитают те варианты, когда им доставалось больше игрушек, чем партнерам (нарушающие норму). ( Приложение №3)

             По результатам проведенного  наблюдения с целью изучения  проявления негативных тенденций  в поведении мы констатировали, что у 25 % детей  (Алена Р., Наташа К., Настя Ц., Марина Б., Юля К., Семен Г., Кирилл С.) систематически проявляются негативные личностные проявления в поведении, речи, эмоциональной сфере. Чаще всего мы наблюдали следующие формы проявления негативного поведения: упрямство и капризы. Данные негативы проявления в виде речевых и поведенческих реакций. Протекали очень бурно и эмоционально, но при этом были кратковременны. Например, в поведении одного мальчика мы наблюдали проявление упрямства, вызванное нежеланием здороваться с окружающими. Сопровождалось это криками, ребенок швырял предметы. Большинство детей в ситуации негативного личностного проявления проявляли либо равнодушное отношение, либо любопытство. Со стороны взрослых данные формы поведения вызывали следующие реакции: наказание, силовое воздействие.

    Представление детей о нравственно волевых  качествах на начальном этапе исследования.

    Уровни

    Ф. И. ребенка

    Процентное соотношение

    Низкий

    Алена Р., Наташа К., Настя  Ц., Марина Б., Юля К., Семен Г., Кирилл С

    25%

    Средний

    Полина К., Лена Н., Настя  И., Татьяна Д., Юра К., Женя С., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Катарина М., Ира С., Даниил Ф.

    75%

    Высокий

     

    0%


     

             Таким образом, можно отметить, что из всей массы детей  у 25 % (Алена Р., Наташа К., Настя Ц., Марина Б., Юля К., Семен Г., Кирилл С.) выявлен низкий уровень нравственного развития, у 75 % средний ( Полина К., Лена Н., Настя И., Татьяна Д., Юра К., Женя С., Саша Д., Кирилл А., Слава Г., Катарина М., Ира С., Даниил Ф.)  и у 0 % высокий.    Как видно по соотношению уровней количество детей с низким и средним уровнем значительно, это является основанием для проведения работы направленное на организацию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

     

     

    2.2. Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры

           Основой нравственного воспитания и развития является нравственная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Понимание, что нравственное воспитание является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением, между человеком и традиционной культурой нами была проведена экспериментальная работа предполагающая разработку и реализацию программы формирующего эксперимента, которая проходила в течении четырех месяцев на базе МДОУ «Ромашка» в старшей группе. Основу программы составляло проведение разнообразных сюжетно-ролевых игр. Проведение данной программы осуществлялось в соответствии с соблюдением следующих принципов:

           -   Возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей.

           - Системности, основанный на объединении отечественной традиции семейного и общественного воспитания в целостной развивающей процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий.

           - Интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учетом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов.

          - Культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно – нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизованного развития.

         - Освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом российской цивилизации, общим контекстом основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, применение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта.

          - Социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ, предполагающий содействие программного содержания запросам семей и образовательных учреждений как участников воспитательного процесса.

         Цель формирующего эксперимента проводимого нами являлось нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Путем обогащения нравственного сознания, развития нравственного поведения, чувств в процессе игровой деятельности. Основные задачи по отношению ко всем детям в связи с воспитанием их в игре заключались в следующем: развивать и направлять игровую деятельность, целеустремленность ребенка, влиять на содержание его игр, на выбор роли; помочь каждому войти в коллектив, установить хорошие отношения с товарищами; следить за поведением и чувствами ребенка в игре, вызывать положительные эмоции и переживания.

            Всего за период формирующего эксперимента нами были подобраны игры содержание и сюжет которых мог помочь успешно решить поставленные задачи (сюжеты, отражающие жизнь семьи, детского сада, труд людей) – это игры следующей темы (в списке представлены качества, которые формировались в процессе игры):

    - Мамин праздник –  доброта, уважение, щедрость, аккуратность.

    - День рожденье куклы  Маши – доброта, аккуратность, щедрость, трудолюбие.

    - Магазин – щедрость, аккуратность, трудолюбие.

    - Парикмахерская – щедрость, аккуратность, трудолюбие, уважение

    - Больница – доброта,  уважение, аккуратность.

    - Пароход – смелость, мужество, щедрость, честность.

    - Детский сад –  уважение, аккуратность, доброта, честность,  трудолюбие

    - Семья – уважение, аккуратность, доброта, честность,  трудолюбие

           Подбор  данных игр осуществлялся с  учетом возрастных особенностей детей.

           Реализовать  поставленные цели и задачи  нам позволило использование  ряда методических приемов в  процессе руководства игровой  деятельностью дошкольников.

            Развивать игровую активность, влиять  на содержание игр нам помогали  косвенные приемы педагогического воздействия: организация предметно-игровой среды, постановка перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение плана игры. Особое внимание мы обращали на организационный период игры, в котором заключены большие воспитательные возможности и от которого  во многом зависит дальнейшее ее развитие. Так, например, в течении нескольких дней группа мальчиков играла в игру «Пароход», в процессе которой между детьми появились разногласия. Чтобы сохранить интерес к игре, со стороны ее участников была проведена беседа с демонстрацией иллюстраций. Во время нее у детей сложился необходимый план действий, каждый из детей имел возможность высказаться. В конце беседы нами было отмечено, что команда должна быть дружной, каждый должен приходить на помощь.

    Информация о работе Нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста в ситуации сюжетно-ролевой игры