Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.
Другой яркий
представитель гуманистической
психологии А. Маслоу (1908-1970 PP) выдвинул
концепцию целостного подхода к
человеку. Согласно его учению, основная
потребность человека - это потребность
в самоактуализации, реализации потенциальных
возможностей человека, его способностей
и талантов. В связи с этим ученый
предложил классификацию
Основные
положения гуманистической
Акмеологический подход к изучению личности
Акмеологический
подход к изучению личности представляют
Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А.
Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю.
Панасюк и др. В частности, известный
российский психолог Б. Ананьев (1907-1972
PP) обосновал необходимость
Важной для
осознания сущности профессионализма
личности является группа задач акмеологии,
связанных с научным
Трансакционный аикииз личности
Трансакционный аикииз личности, учредителем которого стал американский психолог Э. Берн, является методом групповой психотерапии, который базируется на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Ученый пришел к выводу, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: Родитель, Взрослый, Ребенок.
При этом трансакцию называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционные реакцией (ответом на это обращение. Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых Ребенок совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только обнаружить и привести в действие. По мнению психолога, в так называемых «зрелых людей», наоборот, контроль за поведением всегда осуществляет Взрослый, но и у них Ребенок может прорваться к власти. По Э. Берн, состояние «Взрослый» необходим для жизни: человек перерабатывает информацию, ищет пути выхода из сложных ситуаций и т.д.; Взрослый контролирует действия Отца и Ребенка, является посредником между ними.
Ученый отмечает,
что все три аспекта личности
очень важны для
Социально-психологические концепции личности
Социально-психологические концепции личности разрабатывают Б. Ананьев, Б. Паригин, Л. Сохань, Г. Андреева, Е. Руденский и др.
Б. Ананьев структуру личности строил по двум принципам: субординационным (в соответствии с ним , более сложные и более общие социальные свойства личности, вбирают в себя элементарнейшие свойства) и координационным (взаимодействие осуществляется на паритетных началах). Сказанное означает, что личность предстает не только как индивидуальность, но и как определенный социально-психологический тип, который характеризуют ментальность, социальная активность, ценностные ориентации, позиции.
Мотивационная
сфера, когнитивные характеристики,
социально-психологическая
По Б. Паригину,
социально-психологический
Таким образом, социальная психология рассматривает поведение и деятельность социально детерминированной личности в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность.
Итак, основным ориентиром в исследовании личности, по мнению Г. Андреевой, являются взаимоотношения личности с группой (не только факт пребывания личности в группе, а именно результат, который получаем от взаимоотношений личности с конкретной группой).
По Л. Соханю, поведение личности является характеристикой проявления ее сущности, тем актом взаимодействия между людьми, в котором проявляется деятельность, особенности отношений и общения, свойства индивидов.
Подход Е. Руденского к личности как субъекту общения определяется следующими характеристиками:
типологической (на ее основе определяются типологические свойства личности и их реализация в общении);
статусной (социально-психологический статус личности раскрывается в по социально-психологическим свойствам);
диспозиционной (выявляет фиксированную в социальном опыте личности склонность к общению);
функциональной
(рассматривает функции
технологической (определяет уровень коммуникативной компетентности личности, ее владение навыками социально-психологического взаимодействия).
Личность
как социально-психологический
Анализ представлений о природе личности, социально-психологическая невозможность человека жить и развиваться вне обществом требует актуализации основных механизмов и движущих сил объективного связи, которая действует между людьми. Прежде всего, такой взаимосвязи аккумулируется в общении и взаимодействии и через них осуществляется, по замыслу реалии социального бытия. Речь идет, таким образом, о социально-психологическую природу личности, ее коммуникативный потенциал, о осмысления человеческой коммуникации (под коммуникацией в данном случае понимается общение в широком толковании этой дефиниции: это весь спектр связей и взаимодействий, которые предусматривают прямые или косвенные контакты, реализацию социальных отношений, регуляцию социального процесса, ценностные отношения к нему, обмен информацией, сопереживание, взаимное понимание, восприятие, воспроизведение, влияние одного человека на другую). Следовательно, в общей психологической структуре личности социально-психологические составляющие отражают собственно ее коммуникативную природу и является системоутворювальнимы компонентами. Теоретические и экспериментальные исследования последнего времени подтверждают именно такое предположение. их обобщения показывают, что в целостной системе качеств личности коммуникативные свойства и умение общаться являются наиболее значимыми, ведь именно личной жизни и личностное развитие человека уявляються и подаются как всеобъемлющая коммуникация (во всех ее проявлениях). Такая коммуникация имеет внутренний источник саморазвития - транскомуникативний фактор. Не замечать этого - значит отрицать личностное развитие человека, транскомуникативне развертывания ее жизненного мира, что, в конечном счете, может привести к возникновению синдрома приобретенного личностного дефицита.
Комплекс
проблем касается понимания взаимосвязей
между коммуникацией и
Не отрицая весомого задела психологической науки относительно становления и развития личности в социальной среде, поддерживаем тех ученых, которые рассматривают личность как иерархию различных внешних и внутренних коммуникаций, динамично образуют новое качество - коммуникативные ядро, коммуникативный мир человека. Готовность человека к полноценному межличностного общения - это сложный многокомпонентный процесс, который предусматривает одновременное развитие психики индивида в нескольких взаимосвязанных направлениях. Основное в нем - формирование гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности, которое предполагает достижение такого уровня отражения любого человека, отношение к ней и поведения, когда она воспринимается как самая большая ценность (по А. Бодальовим). Следовательно, обеспечение участников взаимодействия широким диапазоном коммуникативных знаний, формирования у них коммуникативных умений и навыков является необходимой составляющей развития и становления личности, ее жития и функционирования в микро-и макросистемах. Феномен коммуникации является смислотворчим процессом жизни любой формы и уровня, поскольку в живых системах (в отличие от технических) информация, которая имеет жизненный смысл, не просто передается, но трансформируется и творится, втилюючись при этом в самых разных кодах - от генетического к культурному . Воплощение же есть всегда энергетическим процессом.
Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях