Общее понятие о личности и ее психологических особенностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая психология.docx

— 87.39 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, енергообмин, энерго-потенциал в  единстве с информацией - это две  составляющие любой живой коммуникации, два универсальных измерения - информативность (вибирнисть) и енергообмин (взаимность) коммуникации любого уровня (от генетического  к духовному. Исходя из этого, коммуникабельность трактуется как интегральная характеристика индивида, как его свойство, которое необходимо ему для обеспечения самореализации, саморазвития, в целом для жизнедеятельности. Она имеет значительно большую глубину и радиус действия, чем принято считать: в нее может входить генетический опыт прошлых поколений. При таком рассмотрении человек становится сложным созвездие разнородных коммуникативных миров (генетического, индивидного, субъективного, социального, культурного и т.д.), сочетание которых образует центральную проблему и парадокс реальной единства, целостности личности. Основным способом развития этой сложной интеграции человеческой жизни является транскомуникативни процессы, состояния и отношения, под которыми понимаются переходы, которые имеют тенденцию к обернення, и новые синтеза между разными видами, формами, уровнями и мирами человеческой коммуникации на основе их универсальной информационно-энергетической природы. Если коммуникация - это общение со стойкими характеристиками стиля, дистанции, ритуала, терминологии, позиций, ролей, тотранскомуникация чаще всего проявляется в юморе, шутках, каламбур, аналогиях, метафора, то есть во всем том, что выводит человека за пределы обыденного в новое, неизвестно. Вне общения в социальной среде, без взаимодействия с другими людьми, без социально-психологического отражения и привлечения к этому процессу личностных механизмов регуляции социальных явлений не может быть подлинного развития личности в социуме. Относительно межличностные коммуникации, то диалогической тип отношений здесь можно считать универсальной, необходимым условием эффективности взаимных контактов, формой раскрытия потенциальных возможностей участников взаимодействия. Диалогической взаимоотношения универсальны, они проходят сквозь человеческое мышление, сквозь все человеческие отношения, а конкретнее, сквозь всю жизнь человека во всех его проявлениях. Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается человек в человеке как для других, так и для самой себя. Диалог приобретает онтологически статуса, поскольку существовать означает общаться диалогической. Диалог, таким образом, - это не только средство формирования личности, это само бытие человека, его неповторимость. Индивид приобретает своего полного и универсального выражение именно в процессе диалога. При этом каждый из участников диалога является представителем смысловых позиций, которые не совпадают друг с другом. Следовательно, условием диалога является как наличие суждений относительно другого, так и оценочная личностный отношение к нему. В научной литературе выделяют и другие психологические критерии эффективности: удовлетворенность от принадлежности к группе и от самого процесса общения, авторитет собеседника, самооценка социальных отношений и т.д., которые определяют уровень сформированности социально-психологической основы личности.

 

В широком  понимании социально-психологическая  природа личности может быть охарактеризована определенной степенью единства коммуникации и личностных свойств индивида. Конечно, мера проявления этого взаимосвязи  является мерой сформированности коммуникативных  возможностей личности. Это положение  конкретизируется в умении личности решать проблемы жизни и деятельности средствами общения, в передаче своих  знаний и опыта участникам взаимодействия, в способах организации определенной системы отношений на различных  уровнях, в системе социальная-психология его обеспечения саморазвития личности и т.д. Такое толкование коммуникативной природы личности выводит на психологическую и социальную основы ее развития, на соотношение внутреннего и внешнего, объективного и субъективного, индивидуального и социального в нем. Итак, коммуникация понимается как свойство социальная и психологическая, как атрибутивные качество личности. Социально-психологическая природа личности предусматривает учет таких закономерностей, которые происходят как с общественной, так и по биологической обусловленности человеческого поведения и человеческих отношений - межличностных, межгрупповых, внутренне личностных, характеризующих в совокупности отношения людей к работе, к накоплению и использованию ими своего интеллектуального , морального, профессионального и другого потенциала.

 

Раскрывая коммуникативную  природу личности, следует учитывать  общенаучные константы относительно проблемы общения и его роли в  жизни индивида. Изучение и анализ социально-психологической литературы позволяет выделить следующие характеристики общения: коммуникация как средство передачи информации является одновременно интегрируемое составляющей личности, которая обеспечивает той или иной мере проявление всех его социально-психологических свойств; общения рассматривается с позиций социальной и диалогической взаимодействия, такой, которая осуществляется преимущественно не отдельным человеком, а именно всеми участниками процесса в отношении деятельности, которая их объединяет; партнеры в процессе обмена информацией, взаимодействия и восприятия друг друга понимаются как его участники. С позиций социально-психологического подхода общение направлено на обеспечение упорядоченности и согласованности в действиях участников коммуникативного процесса, оптимизации всех форм их взаимодействия с целью решения общественно "значимых задач Оно также должно гарантировать индивида уважение и самораскрытия личностных способностей в ходе коммуникации. Предложенная логика анализа феномена общения указывает на тесную связь коммуникации с развитием личности в социуме.

Факторы определяющие социально-психологическую природу личности

В целом, социально-психологическую  природу личности определяют многочисленные факторы. Рассмотрим некоторые из них.

 

• По условиям коммуникативного подхода сам развитие личности является тем процессом, где  коммуникация находится во взаимодействии и единстве с личностными свойствами индивида и способствует его формированию в социуме. На эффективность развития коммуникативных свойств человека, проявления коммуникативного потенциала индивида влияют характер его взаимодействия с другими, индивидуальные психологические  особенности участников коммуникативного процесса, избирательность отношений, качество выбора, уровень групповой  совместимости и т.д. Общение здесь  возникает как условие целесообразной взаимодействия человека с социальным окружением и одновременно выступает  в роли как внешней условия, средства эффективного воздействия, так и  внутренней характеристики психической  активности личности.

 

• В социально-психологической  структуре личности коммуникативные  свойства являются интегральными ее характеристиками, с помощью которых  осуществляется взаимосвязь человека с социумом, социально-психологическое  восприятие и отражение ею социальных отношений и реальности жизни, обеспечивается установление контактов между людьми. Посредством общения индивид  «входит» в сферу идей, мнений собеседника, приобщается к орбиты его активности. Итак, личность является совокупностью различных внешних и внутренних коммуникаций, которые образуют коммуникативные ядро, коммуникативный мир человека, а ее развитие в социуме осуществляется при совместной активности, взаимодействия и диалога.

 

• Личности при коммуникативного подхода к их развития постоянно находятся в социокультурному и этнопсихологичном пространстве общения: устойчивые характеристики стиля взаимодействия, традиции, нормы, правила, позиции, роли и т.п. Вместе с тем ситуация общение - это не только наличие контакта с определенным конкретным человеком или группой людей, их коммуникативной культурой, но и комплекс скрытых проблем, конфликтов, барьеров коммуникативного процесса, который образует смысловую ткань и перспективу согласия-несогласия, доверия-недоверия , уважения-неуважения и другое. Социально-психологическая природа личности предполагает осознание ее становления как коммуникативной жизнедеятельности, в ходе которой происходят внешние и внутренние изменения, осуществляется формирование коммуникабельности, развивается коммуникативный потенциал. Общаясь, человек реализует цели и задачи, которые она ставит перед собой. Вместе с тем участие в общении - это использование механизмов и средств вхождения индивида к системы социальных отношений. Наконец, в общении проявляются индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей возможность социализации. При этом речь идет об оптимальной участие личности в общении. Названную систему свойств и возможностей человека можно обозначить как ее коммуникативный потенциал, который проявляется во взаимодействии с другими людьми, при вхождении индивида в социум, усвоении социального опыта, отображении и регуляции социального процесса.

 

Что же определяет оптимальное вхождение личности к обществу, эффективное социально-психологическое  восприятие и отражение ею социальных отношений?

 

Справочная  литература толкует понятие «оптимальный» (от лат. Optimus - лучший) как наилучший из возможных вариантов чего-то, что больше всего соответствует данному заданию, условиям, а дефиницию «потенциал» (от лат. Potentia - сила) как имеющиеся силы, которые могут быть пущены в ход и использованы как возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы, как измеритель степени силы того или иного явления, влияния на процессы, предметы, что его окружают. Понятие «потенциал» можно применять к характеристике конкретного общества и его отдельных сторон, групп людей и каждого индивида. Следует вести речь о экономический, научный, военный, коммуникативный и иной потенциал.

 

Относительно  последнего, коммуникативного, то вопрос об оптимальной участие личности в общении с другими людьми, оптимальное усвоение и отражение ею социального процесса нередко ставится и решается слишком просто - в виде анализа дружественности или недружественные , коммуникабельности или некоммуникабельности, психологической совместимости или несовместимости людей в их совместной деятельности.

Проблема  гармонии и дисгармонии личности

Проблема  гармонии и дисгармонии личности анализируется автором в связи  с тремя вехами в жизни человека - стартом, кульминацией и финишем. А. Милтс утверждает, что для того, чтобы переход от старта до кульминации  был безболезненным, необходимо, во-первых, на предыдущем этапе развития всебичнише выразить себя исчерпать свои потенции так, чтобы самозаперечення происходило  более естественно и решался  бы силами самой личности; по -вторых, важно домоггися того, шоб оба этапа определенным образом достигали взаемопритягання, согласовано взаимодействовали. И для общества, и для самой личности важно также продолжить Акме - наиболее активный творческий период и сократить периоды старта и финиша.

 

Относительно  последней периода - финиша, то здесь  следует подчеркнуть, что незаметный процесс старения человека может  начаться в каком-либо одном направлении  еще в детстве или в юности: лень, нежелание напрягать мозг - это признак интеллектуального  старения; моральная старость приходит, когда человек довольствуется достигнутым, когда теряют свой смысл высшие идеалы; старость личности может выразиться в отсутствии активной жизненной позиции, неспособности самостоятельно решать проблемы, брать на себя ответственность. Цикл продолжительности старения делится на три стадии - постепенный отход от активной деятельности, собственно старость с полной незайнятистю и болезненная старость, которая заканчивается смертью.

 

По наблюдениям  Е. Кюблер-Росс, обычно тот, кто ожидает  смерти, проходит пять стадий: отрицание (в зависимости от того, насколько  человек способен взять события  под свой контроль и насколько  сильную поддержку ей оказывает  окружение, она преодолевает эту  стадию легче или труднее ); гнев (для завершения стадии важно, чтобы человек, который умирает, получила возможность излить свои чувства наружу); «торг» (больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациентом); депрессия (умирающий замыкается в себе, испытывает потребность плакаты, готовится встретить смерть); принятие смерти (ожидание своего конца). Первые три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвратами назад.

 

Э. Эриксон  считает, что на протяжении жизни  человек переживает восемь психосоциальной  кризисов, которые являются специфическими для каждого возрастного периода, а их благоприятный или неблагоприятный  ход определяет характер дальнейшего  развития личности в социуме (нормальную или аномально линию): кризис доверия - недоверия (первый год жизни ); автономия - стыд и сомнения (2-3 года); инициативность - чувство вины (3-6 лет); трудолюбие, исполнительность - комплекс неполноценности (от 7 до 12 лет); личностный самоопределение, идентификация - индивидуальная серость, конформизм (12 -18 лет); интимность, коммуникабельность - изолированность, замкненисть на себе (около двадцати лет); забота о воспитании нового поколения - «погружение в себя» (30-60 лет); удовлетворение от пройденного жизни - отчаяние (более шестидесяти). Таким образом, в концепции Э. Эриксон становления личности понимается как смена этапов, во время каждого из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида и изменение его отношений с окружающей средой, а кризис возрастного развития является некоторым согласованию индивидуальных, биологических факторов с социальными. Именно в кризисные моменты борьба между позитивной и негативной идентичностью обостряется и гору может взять аномальная линия развития. Для позитивного и поступательного развития человека необходима преимущество позитивной идентичности над негативной.

 

Подход Э. Эриксон к вопросу идентичности как основного момента в развитии личности и ее становлении в обществе выводит на проблему общечеловеческого (понимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества, осмысление его глобальных проблем), группового (осознание своей принадлежности к определенным группам и индивидуального (осознание собственной неповторимости, стремление развивать свои способности) уровня идентичности.

Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях