Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:17, контрольная работа
Личностью называется конкретный человек, отличающийся определенными индивидуальными физическими и психическими особенностями.
Говоря о личности, советская психология всегда имеет в виду человека как члена общества. Личность немыслима вне общества. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива — семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.
Формой самосознания
является осознание человеком
С одной стороны,
осознание человеком
Результаты
многочисленных исследований показывают,
что люди с чувством собственного
достоинства счастливее, им меньше
свойственны невротизм и
Одним из уровней развития самосознания личности является самоконтроль, который предусматривает осознанное, волевое управление своим психическим жизнью и поведением в соответствии с Я-характеристик, ментальности, ценностно-смысловой, Погребова-мотивационной и когнитивной сфер. Способность к самоконтролю определяется требованиями социума к поведению личности и предусматривает возможность индивида как активного субъекта осознавать и контролировать ситуацию. Показателем зрелости и культуры личности является уровень развития самоконтроля.
Понятие установки, ее структура и функции.
Важной отраслью
научных социально-
Аттитюд формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанному и неусвидомлсному уровне и осуществляет регулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношении поведения индивида.
Он также определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются; освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать поведение в стандартных ситуациях; может выступать и как фактор, который предопределяет инертность действия и тормозит приспособления к новым ситуациям, которые требуют изменения программы поведения. В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка, выделяют три уровня регуляции поведения - уровни смысловых, целевых и операционных аттитюдив.
Смысловые аттитюды
состоят из информационного (мировоззрение
человека), эмоционального (симпатии, антипатии
в отношении другого объекта),
регулятивного (готовность действовать)
компонентов. Они помогают воспринимать
систему норм и ценностей в
группе, сохранять целостность
Известно, что
изучение этой проблемы было начато американскими
социологами В. Томасом и Ф. Знанецьким
еще в 1918 году. Исследователи рассматривали
установку как предмет
Все многочисленные определения социальной установки предусматривали выделение ее основных функций: випереджувальнои и регулятивной. И определение социальной установки как готовности к действию, как ее предпосылки фиксирует прежде всего ЕЕ регулятивные и випереджувальну функции. Систематизуючы и обобщая различные дефиниции установки, Г. Ол-гюрт определял ее как состояние психонервовои готовности индивида к реакции на все объекты или ситуации, с которыми он связан. Таким образом, делая целенаправленный и динамическое воздействие на поведение, установка всегда является зависимой от прошлого опыта.
Подобное понимание социальной установки существенно отличается от того, как ее определяли В. Томас и Ф. Знанецький, ведь они считали аттитюд очень близким к коллективных представлений. Относительно определения Г. Олпорта, то социальная установки - это сугубо индивидуальное образование. Г. Олпорт прослидкував три основных источника возникновения понятия «аттитюд». Одно из первых источников - экспериментальная психология конца XIX века, которая в своей практике использовала предшественников аттитюду - мышечную установку, установку на задания и др.
Считается, что именно в это время были заложены основы типологизации установок, экспериментальная база их обнаружения и дифференциации. Вторым источником являются социология, в частности, классические социологические доработки В. Томаса и Ф. Знанецького. Третьим источником возникновения аттитюду стал психоанализ. Разрабатывая эту категорию, Д. Узнадзе и представители его школы рассматривали установку как готовность к определенной активности. При этом готовность определяется взаимодействием конкретной потребности и ситуацией ее удовлетворении. Поэтому предполагается, таким образом, разделение установок на две разновидности - актуальные и фиксированные, где первые оказываются в форме диффузного, недифференцированные состояния, а вторые - вполне дифференцированные, полученные в результате повторного воздействия ситуации, т.е. основанные на опыте.
Эти общие
положения теории установки Д. Узнадзе
сохраняют свое принципиальное значение
и для социальной психологии, особенно
в отношении фиксированной
То есть аттитюд - это мера чувства (аффекта), вызванного конкретным объектом ( «за» или «против»). По такому принципу построены прежде известные шкалы установок Л. Терстоуна, Р. Лайкерта, шо есть биполярных континуума с полюсами: «очень хорошо» - «очень плохо», «совершенно согласен» - «ни с чем не согласен» и т.п. Исследование аттитюду позволили в его структуре выделить когнитивный (познавательный), афективний (эмоциональный) и поведенческий (конативний) компоненты. Итак, социальную установку начали рассматривать одновременно как знание субъекта о предмете его отношение, как эмоциональную оценку и определенное намерение - программу действий относительно конкретного объекта. Благодаря дальнейшим исследованиям и расширению представлений о структуре социальной установки удалось сделать выводы о качестве самой структуры: уровни интенсивности, направленности, компактности, устойчивости определенных компонентов. Ряд ученых усматривает противоречие между эмпирическим исследованием социальной установки как оценочного отношения и двумя другими ее компонентами - когнитивных и поведенческих.
Объясняется
это тем, что познавательный
компонент (знания об объекте)
уже охватывает определенную
оценку объекта как полезного
или вредного, хорошего или плохого,
и соответственно
Детально названа противоречие выяснилась в ходе исследования так называемый парадокс Р. Лапиера - проблемы взаимосвязи между аттитюдамы и реальным поведением. До Р. Лапиера безоговорочно бралося на веру утверждения об их совпадение, однако оказалось, что это не соответствует действительности. Так, в 1934 году Р. Лапиер вместе с китайским супругами совершил путешествие Соединенными Штатами Америки (этому предшествовало исследование с темнокожих гражданами США). Подорожаны останавливались во многих отелях, кемпингах, их обслуживали во всех ресторанах. А после этого исследователь отправил хозяевам посещенных учреждений письма с вопросом: «Вы примете представителей китайской нации как Ваших гостей?» Обработка ответов показало, что 92% владельцев ресторанов и 91% хозяев гостиниц дали отрицательный ответ. Что из этого следует?
А то, что исследователь заранее исходил из предположения, что ответ на вопрос, поставленный владельцам отелей и ресторанов, об их согласии или несогласии принять и обслужить китайцев, является объективным критерием их поведения в отношении представителей этой национальности. Полученные результаты исследования заставили автора изменить свое предположение.
Поэтому
вывод был таким: вербальные
ответы являются ничем иным, как
вербализованою реакцией на
Впоследствии эксперимент повторно провели другие исследователи, но результаты оказались подобными предыдущих, в связи с чем возник вполне логичный вопрос: «ведут себя люди в жизни так, как они об этом говорят?» Этот вопрос можно сформулировать и иначе: «Какой зв 'язок действует между ответом на словесное выражение и той реальностью, которую она символизирует? »Такое несоответствие между установкой (вербально поведением) и реальным поведением - исследователи объясняли тем, что характер ответа зависит от ситуации, в которой находится подопытный индивид. Были зафиксированы три типа ситуаций:
• обезличенных ситуация, например письмо, в котором есть соответствующее вопрос (такая ситуация диктует однообразное поведение - оставить письмо без ответа);
• частично личный контакт: непосредственная или телефонный разговор (в этом случае ответы будут несколько более разнообразными - от согласия к поискам аргументов для отказа);
• непосредственное взаимодействие (личностная ситуация, когда ответы будут почти однообразными ( «примем и обслужат»).
Таким образом постепенно складывалась мысль о том, что прямой связи между установкой и поведением нет. И необходимо было лишь найти вспомогательные переменные, которые указывали бы на конкретную ситуацию. Среди них можно выделить нормы, принятые в группе, ожидания, влияние референтной группы, черты личности и т.д.
Во второй
половине XX века окреслилися две
линии в понимании и
Информация о работе Общее понятие о личности и ее психологических особенностях