Основные направления изучения идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы предполагает исследование определения «политической идентичности», изучения феноменов её формирования, исследование теоретических основ политической идентичности с психологической позиции

Содержание

Глава 1. Сущность политической идентичности. 4
1.1 Понятие идентичности. 4
1.2 Понятие «политической идентичности». Её особенности. 13
Глава2 Виды политической идентичности. 24
2.1 Основные типы политической идентичности. 24
2.2 Гражданская идентичность 30
2.3 Национальная идентичность. 34
Глава3 Основные направления изучения идентичности 43
Заключение 49
Литература: 52

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 143.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Национально-государственную (или национальную) идентичность страны и другие присутствующие в публичном  дискурсе основания идентификации  национально-государственного сообщества (такие, как гражданская нация) можно  рассматривать как макрополитичекую идентичность. Такая идентичность остается объектом целенаправленного воздействия  государства и групп  интересов , политики формирования а, зачастую, и целеориентировочного конструирования  идентичности.

 

 

Глава3 Основные направления изучения идентичности

В эмпирических исследованиях  достаточно часто используется инструментальное определение политической идентичности как «приятия или отвержения личностью определенных форм политической жизни».

Но любой, даже самый совершенный  в методическом отношении опрос  хотя бы частично иcкажает существующее положение дел, особенно когда речь идет о такой «тонкой материи», как политические установки. Исследователи для анализа политической идентификации обычно используют трехуровневую схему, включающую идеологический, партийный и персонифицированный уровни.

«Большинство западных политологов  рассматривают политическую (и прежде всего партийную) идентичность как  один из наиболее надежных показателей, позволяющих определить предпочтения электората в стабильных демократических странах. В этом направлении в течение нескольких десятилетий работали такие исследователи, как У. Шивли, Э. Кемпбелл, Э. Эриксон, Дж. Белкнап, М. Франклин, Р. Дж. Далтон,  М. Фиорина. Изучение политической идентичности жителей европей-ских стран проходит в рамках программ Евробарометра и Европейской группы по исследованию ценностей.»33

Методы, используемые для  изучения политической идентификации  граждан европейских стран и  США, весьма разнообразны. Для оценки типа и интенсивности идеологической идентификации используется нарративное интервью в биографическом методе, которое также позволяет выяснить жизненные стратегии. Биографический метод опирается на следующий принцип. Только личность, способная оценить собственные действия, формулировать свои предпочтения, связанные с предикатами «хороший» и «плохой», и способная опираться «на иерархию ценностей в процессе выбора возможных действий, — только такой субъект может определять самого себя».34

Весьма показателен пример интерпретации Э. Эриксоном «истории  жизни» Б. Шоу: «“Я  был втянут в  социалистическое возрождение начала восьмидесятых, весьма серьезное для  англичан, горящее негодованием по поводу совершенно  реальных и фундаментальных зол, охвативших весь мир”. Выделенные слова имеют дополнительное значение: “Втянут в”  — идеология обладает непреодолимой силой. “Возрождение” определяется традиционной силой омоложения. “Весьма серьезное” — даже циникам позволяет проявить искренность. “Горящее негодованием” — наделяет потребность в отвержении санкцией справедливости. “Реальный” — проецирует смутное внутреннее зло на ужас социальной реальности. “Фундаментальный” — обещает участие в попытках основательной реконструкции общества. “Весь мир” — структурирует определенный образ мира. Следовательно, здесь имеются элементы групповой идентичности, которая использует агрессивность и дискриминативную энергию молодых индивидов для обслуживания идеологии и помогает созданию индивидуальной идентичности».35

Тестирование по методу неоконченных предложений («Кто я? Какой я?», «Люди в нашей стране делятся на … и …») был введен в начале 1950-х годов. Метод неоконченных предложений относится к классическим отработанным методикам, которые, тем не менее, подвергаются

критике некоторыми специалистами. Например, чрезвычайно резким в  своей оценке возможностей использования теста «Кто я?» для выяснения характера идентичности был Э. Эриксон. «Еще раз подчеркивая взаимосвязь биографии и истории, я должен упомянуть о досадном и странном, никогда мной не подразумевавшемся отождествлении термина “идентичность” с вопросом “Кто я?”. Человек задает себе этот вопрос, либо временно находясь в болезненном состоянии, либо в момент плодотворного внутреннего конфликта, или в отрочестве, когда эти два состояния могут совпадать… Вопрос, по существу (если его вообще можно задать в первом лице), был бы: “Каким я хочу стать и как этого добиться?” Но осознание внутренних мотивов в лучшем случае способствует замене детских желаний и юношеских фантазий реалистическими целями. Достичь большего поможет лишь обновленное и более чуткое ощущение исторической реальности».36

Однако то, что подвергают сомнению авторитетные социальные психологи, многие годы с завидным успехом используется в социологиии прикладной политологии.

Актуализация проблематики идентичности не только в научных  исследованиях, но и в публицистике, масс  медиа, общественном мнении имеет свое « побочное действие» в виде критики «растянутости» концепта, его «модности» и «всеядности», чрезмерных междисциплинарных различий  в его трактовке, сложности варификации и т.п. Высказываются мнения, что невозможно разработать  единый аналитический инструментарий  исследования идентичности.

Трудно определить к какой  именно области научного знания относится  термин идентичность. Каждая научная дисциплина помещает концепт идентичности в собственное проблемное поле. Социально-психологический подход к изучению феномена политической идентичности основан на идее о том, что наука должна не только объяснять социальную деятельность психическими процессами, но и учитывать при этом, в каких культурных и структурных условиях они протекают. Задачей науки в связи с этим является объяснение механизма формирования представлений о политической картине мира и отношений индивида с этим миром. Это определяет необходимость исследования идеологических и структурных особенностей политического мира для более глубокого понимания проблемы формирования политической идентичности. С точки зрения J. Turner, исследование процессов, подобных идентичности, требует в первую очередь исследования содержания контекста, в котором они существуют. Социально-психологическая традиция исследования идентичности позволяет осмыслить то, как возникают изменения в категоризации и как они связаны с коллективным действием. В некотором смысле социальная психология обеспечивает связь между социальными науками, изучающими человека и его поведение. В Исследованиях идентичности  еще Эриксоном были намечены основные направления изучения идентичности в психологии: 1. понятие о персональной и групповой идентичности; 2. понятие о сознательном и бессознательном аспектах идентичности как Я-идентичности и Эго-идентичности; 3. понятие о сознании как цельном и неразложимом аспекте опыта, способном трансцендировать психологическую идентичность. Несмотря на то, что некоторые исследователи критикуют работы Эриксона за метафоричность и широту определений, стоит отметить, что в его исследованиях были намечены важные аспекты проблемы идентичности, которые в дальнейшем не получили развития в рамках психоаналитического направления в лице его последователей. 

Дж. Марсиа под идентичностью  понимает структуру эго, внутреннюю, самосоздающуюся динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории. Идентичность проявляет себя через «паттерны решения проблем», решение каждой жизненной проблемы вносит вклад в достижение идентичности. Несомненным достоинством теории Дж. Марсиа является представление о различных статусах идентичности, развитое из идей Эриксона. В зависимости от наличия или отсутствия кризиса идентичности и личностно значимых целей Марсиа выделяет: 1. достигнутую идентичность, характеризуемую наличием значимых целей, ценностей, стабильностью и оптимизмом к будущему; 2. мораторий – кризис идентичности, поиск и самоисследование; 3. преждевременную идентичность, при которой ценностные ориентации некритично усваиваются от родителей и других значимых персон, не переживается кризис идентичности; 4. диффузную идентичность, характеризуемую отсутствием целей, ощущения идентичности, пессимизмом, апатией, отчуждением.

А. Ватерман указывает четыре сферы, наиболее значимые для формирования идентичности: выбор профессии и профессионального пути, принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений, выработка политических взглядов, принятие набора социальных ролей. Он говорит о двух сторонах идентичности: процессуальной,  средств, с помощью которых человек «отбирает» ценности, цели и убеждения и содержательной, т.е. самих ценностных ориентациях как элементах идентичности.         

 Достоинства психоаналитических  исследований проблемы идентичности можно обобщить следующим образом:

1.  обозначение важной роли среды и социума в развитии идентичности по сравнению с традиционным психоанализом;

2. представление о структурных  элементах идентичности (ценностных  ориентациях, способностях, убеждениях, поведенческих паттернах  решения проблем и т.д.);

3. представление о различных  статусах идентичности в зависимости  от переживания кризиса идентичности и значимых целей;

4. теория развития идентичности  Э.Эриксона.

Одним из перспективных представляется направление исследовательской  работы, заданное В.Г. Федотовой, ее предложение  использовать для анализа политических идентичностей концепцию «хорошего  общества», реализуемую сегодня  многими развитыми и развивающимися демократиями. Суть ее заключается в попытке «сконструировать» социум на основе конвергенции лучших черт, присущих разным обществам. Региональные идентичности в этом случае могут быть представлены в качестве тех самых элементов, из которых в годы российских демократических реформ регионы конструировали собственные модели «хороших обществ».

Еще одно направление исследований связано с анализом расширения этнического, религиозного и культурного многообразия в связи процессами политической самоидентификации. По утверждению С. Градировского, «отрицательный естественный прирост, непрерывные миграционные течения, различные темпы воспроизводства у разных этнических групп, такое явление, как антропоток (демографическое давление стран третьего мира на страны мира первого) — все это позволяет прогнозировать дальнейшее умножение многообразия в указанных областях. Россия XXI в.

— это страна иммиграции, в отличие  от России ХХ в. — страны эмиграции, а ранее колонизации».

Несмотря на достаточно большое  количество работ по проблемам политической идентичности, тема себя не исчерпала. Обусловлено это тем, что проблемы региональной политической идентичности в каждом субъекте Российской Федерации представляют собой конкретную совокупность обстоятельств и детерминируются уникальным сочетанием исторического наследия региона,  особенностей этноконфессионального состава его населения, социально-экономического положения, специфики образа жизни, традиций, культуры, состоянием этнических элит и многих других факторов. Поэтому проблема политической идентичности обладает высокой динамичностью и требует постоянного научного мониторинга в тех новых ракурсах, которые актуализирует политическая практика.

Мне интересно исследования формирования идентичности и гражданского патриотизма  у молодых людей . Проблема  активации молодёжного ресурса для решения модернизационных задач в Современной России является одной из актуальных и социально значимых. Молодёжь является  потенциально наиболее социально активной частью населения . она наследует степень развития общества, формирует образ будущего и должна рассматриваться как инновационный потенциал, роль которго необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества.  Будучи динамичным социально- демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены проколений, принимает непосредственное  участие в преобразовании всех сфер  жизнедеятельности социума. Условия становления гражданского общества, сопровождающиеся процессами  распада прежней системы ценностей, идеалов, существующих моделей социализации и поискам новых, не могли не оказывать влияние на личностное формирование  и развитие молодёжи. Современный интерес к проблеме формирования идентичности у молодёжи, обусловлен рядом причин , в числе кототорых инициируемый государством и поддержанный обществом  поиск единой российской  и гражданской идентичностей как основы для возрождения национального самосознания и базы для воспитания молодёжи.

Также интересно направление предложенное С. В. Бондаренко, который оценивает  перспективы формирования политической идентичностис учетом реалий новой  среды взаимодействий – интернета. 

Информация о работе Основные направления изучения идентичности