Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть конфликт как социально-психологическое явление.
2. Рассмотреть подходы к проблеме конфликтов в воинских коллективах курсантов в научной литературе
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 6
1.1. Конфликт как социально-психологическое явление 6
1.2. Конфликты в воинских коллективах курсантов 9
Выводы по главе 1: 18
ГЛАВА 2 МПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ 19
2.1. Методика и организация исследования 19
2.2. Взаимодействие курсантов в горизонтальных и вертикальных конфликтах с военнослужащими 20
2.3. Различия в особенностях вертикальных и горизонтальных конфликтов с военнослужащими у курсантов 34
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсанта 3 курса отделения психологии
Зензина Алексея Игоревича
Научный руководитель –
Кандидат психологических наук
Смирнова Юлия Сергеевна
Минск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В настоящее время в условиях современной научно-технической революции, продолжает расти интерес к вопросу конфликтов, возникающих между людьми. Руководителю любого уровня необходимы знания о специфике и условиях протекания конфликтов в звене «руководитель—подчиненный», о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.
В современной социальной психологии и конфликтологии накоплен богатый опыт исследования конфликтов (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, М. Дойч, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, С.И. Ерина, И.В. Калинин, Я.Л. Коломинский, Л. Коузер, Х. Корнелиус, Н.И. Леонов, Е. Мелибруда, М.М. Рыбакова, Л. Фестингер, К. Финк, Р. Фишер, Ш. Фэйр, Б.И. Хасан и др.).
Особенности взаимоотношений в воинском коллективе определяются спецификой структуры и деятельности данного коллектива, а также индивидуально-психологическими характеристиками военнослужащих. Строгая регламентация жизни и деятельности военных, возрастные особенности солдат, напряженный ритм военной службы и длительность пребывания членов воинского коллектива в условиях совместной деятельности обусловливают возникновение неуставных взаимоотношений и обострение проблемы межличностных конфликтов в армии. Значительные физические и эмоциональные нагрузки ведут к росту усталости и напряжения, что порой приводит к эмоциональным конфликтам, возникновению большого количества негативных переживаний, стрессов. Неурядицы в отношениях с руководителем приводят к нервным и психологическим срывам, которые, в свою очередь, вызывают у подчиненных неврозы.
Особенности конфликтного поведения военнослужащих представлены в работах В. А. Барабанщикова, А. Д. Глоточкина, А. С. Калюжного, С. В. Круткина, К. К. Платонова, Я. В. Подоляк. Данные авторы, анализируя специфику конфликтов в воинских коллективах, подчёркивают, что конфликтные взаимоотношения военнослужащих являются на сегодняшний день острой проблемой современной армии.
Актуальность исследования. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что выявление особенностей поведения в конфликте курсантов имеет важное значение для определения соотношения социальных условий и механизмов поведения личности в конфликте. На этой основе становится возможной разработка способов профилактики конфликтов и эффективного управления ими в воинской среде.
Объект исследования: горизонтальные и вертикальные конфликты военнослужащих.
Предмет исследования: особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Цель исследования: выявить особенности взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с военнослужащими.
Задачи исследования.
Гипотеза исследование: существуют различия в особенностях взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах: в вертикальных конфликтах чаще присутствуют стратегии избегания конфликта и приспособления.
Методология и методы исследования:
Теоретико-методологическое основание работы составили подходы к проблеме конфликта как социально-психологического явления А.Я. Анцупова, Л.А. Журавлева: теоретические аспекты проблемы разрешения и профилактики конфликтов среди военнослужащих Л.А. Аляевой, С.С. Козлова, В.В. Пехтерева
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
На эмпирическом этапе – анкетирование. Анкета составлена на основе методик «Ретроспективная рефлексия конфликта» (А.И. Тащева). Использовались также методика «Оценка стратегии поведения в конфликте» (Дж. Г. Скотт) и «Незавершенные истории».
Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ (U-критерий Манна-Уитни).
Эмпирическая буза исследования: в исследовании принимало участие 50 курсантов в возрасте 19-21 лет.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений об особенностях взаимодействия курсантов в вертикальных и горизонтальных конфликтах с точки зрения выбора стратегий поведения в конфликте.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Полученные результаты могут быть использованы в практике работы военного психолога; могут быть положены в основу разработки мероприятий, направленных на формирование адекватных способов реагирования на конфликт курсантами. Исследование данной проблемы имеет большое прикладное значение, в частности, для решения вопросов, связанных с оптимальной организацией мероприятий по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций, улучшению эмоционального состояния как курсантов, так и командно-преподавательского состава.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
В российской социологической энциклопедии рассматриваются подходы к проблеме конфликта с точки зрения различных наук:
1. В философии конфликт
– категория, отражающая, стадию (фазу
и форму) развития категории «
2. В общественных науках (история, политология, социология, психология) – процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, детерминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалектически взаимосвязанных формах – противоречивых психологических состояний и открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях [20].
С позиции политологии «конфликт – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и гражданские институты, культуры и цивилизации, исторические системы и тенденции общественного развития» [22, с. 155].
В социальной психологии зарубежный исследователь Д.Майерс кратко определяет конфликт как «воспринимаемую несовместимость действий или целей» [15, с. 455].
В отечественной психологии С.Ю. Головин в словаре практического психолога дает следующее определение термину «конфликт» «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [7, с. 114].
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:
1) либо противоречивые позиции сторон по какому — то поводу;
2) либо противоположные
цели или средства их достижени
3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.
Конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. Как субъект взаимодействия в конфликте может выступать и отдельное лицо (конфликт внутриличностный), и несколько лиц (конфликт межличностный) [7]
А.Л. Журавлев, А.А. Вахин выдвигают свое понимание конфликта как социально-психологического явления через систему взаимосвязанных и необходимых признаков:
С точки зрения конфликтологии дано следующее определения термину «конфликт»: наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности. Помимо конфликта, социальные противоречия могут завершаться и разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки или избегания. С содержательной точки зрения конфликт можно объединить в два класса – социальные и внутриличностные. Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликт противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций, или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения [3].
По направленности конфликты подразделяются на:
А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение
объективной проблемной
2) конфликт (инцидент, эскалация,
сбалансированное противодейств
3) послеконфликтная ситуация
(частичная нормализация
Определяют пять основных стратегий поведения в конфликте:
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.
Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.
Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.