Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую общность близких людей, которые воспитывают  друг друга, ориентируясь на общественные интересы, потребности, используя при  этом апробированные временем средства, методы и приемы воспитания, которые  передаются от поколения к поколению. Наблюдается и заимствование  новых способов воздействия, которые  взрослые члены семьи видят в  окружающей жизни, о которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Это тоже характеризует  семью как фактор воспитания.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов  деятельности детей. От рождения ребенок, в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями, которые обеспечат его самостоятельную  жизнь. Его взаимодействие с миром  организуют родители и другие члены  семьи. В этом заложен большой  педагогический смысл, ибо даже ребенок, которому посчастливилось родиться в благоприятной среде, не сможет полноценно развиваться, если он ограничен  или лишен возможности активного  взаимодействия с ней. Дело в том, что сам по себе он не овладевает средствами освоения, усвоения и присвоения тех достижений культуры, которыми он окружен. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам  деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также  деятельности общения. Первоначально  взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда - подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации, и т.д. Родителям важно соблюдать меру, разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослым иногда легче сделать что-то за ребенка, чем ждать, когда он справится с этим сам. Гораздо труднее и хлопотнее придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело самого ребенка. С точки зрения воспитания первый путь неэкономичен, недальновиден, поскольку приводит к инфантилизму, к синдрому беспомощности в поведении ребенка и впоследствии - взрослого человека. Бесконечные опасения, излишняя осторожность взрослых, недостаток у них терпения и вечный дефицит времени приводят к тому, что в дошкольные годы, когда ребенку свойственна активность, стремление к самостоятельности («Я сам!»), его постоянно останавливают: «Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!» Все это сдерживает развитие самостоятельности, решительности, смелости, а следовательно, осложнит жизнь ребенка на следующих возрастных этапах, когда он будет посещать дошкольное учреждение, пойдет в школу. Родителям можно посоветовать: поддерживайте каждую попытку, каждый признак самостоятельности ребенка, постепенно увеличивайте нагрузку, вооружитесь терпением, не кидайтесь делать за малыша то, что он может сделать сам. Если корректная помощь взрослых ребенку осуществляется без акцента на его беспомощность, без унижения его достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса» и пр.), если она своевременна и незаметна, то в структуре личности ребенка закрепляется первый элемент подлинной самостоятельности потребность в целесообразных действиях, завершающихся практическим результатом (сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки, развернул платок и привел в порядок нос), обладающим общественной значимостью, культурным смыслом. А это предпосылка развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке результатов своей деятельности и себя как деятеля [14, c. 25-27].

Следует помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать  мере его возможностей. Деятельность будет благоприятной для развития ребенка, если он переживает радость  от ее процесса, результата, полученного  продукта. Поэтому одинаково пагубно  скажется недооценка возможностей ребенка  и его перегрузка. Так, слишком  трудное задание, превышающее границы  возможностей ребенка, может остаться невыполненным, что принесет ему  огорчение, повлечет снижение волевых  усилий. Практика показывает, что ребенок  с меньшей охотой и прилежанием  выполняет то, что уже освоено, «пройдено», если не внести новые элементы в его деятельность (расширить  круг действий, предложить новые материалы, предметы). Организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно  учитывать, каким образом создать  для него ситуацию успеха, благодаря  которой происходит субъективное переживание  приобретенных достижений, сколь  бы малы они ни были. Эффективным  окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование  успеха, акцентирование внимания на положительных  чертах ребенка («ты такой внимательный!..», «ведь ты так любишь помогать маме...»), усиление мотива деятельности («маме  так нравятся твои рисунки, ты уж постарайся, - порадуй ее», «без твоей помощи я прокопаюсь долго...»). Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу  эмоционального подъема, а это, в  свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть) [16, c. 37-40].

К важнейшим принципам  современного семейного воспитания 
можно отнести следующие.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление  характеризуется наличием социально-культурного  ориентира, который представляет собой  и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В  значительной степени современная  семья ориентируется на объективные  цели, которые формулируются в  каждой стране как главный компонент  ее педагогической политики.

Определение цели воспитания в конкретной семье часто затрудняется ввиду того, что родители не всегда имеют представление о половозрастных особенностях ребенка, тенденциях его  развития, природе воспитания как  такового. Поэтому в функции профессиональных педагогов входит оказание помощи семье  в конкретизации цели воспитания.

Принцип научности. В течение  веков домашнее воспитание зиждилось  на житейских представлениях, здравом  смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. В ряде исследований (Т.А.Маркова, Л.В. Загик и др.) выявлено, что ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии [19, c. 175-177].

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка. Суть этого принципа заключается в том, что родители должны принимать ребенка как  данность, таким, каков он есть со всеми  особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно  к каким бы то ни было внешним  эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Не всегда ребенок отвечает тем идеальным  представлениям о нем, которые сложились  в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальное своеобразие  и право проявлять свое «Я»  на том уровне развития, которого с  помощью родителей он достиг.

Особого гуманизма и мужества требует воспитание ребенка, имеющего какие-либо внешние особенности  или физические недостатки, достаточно заметные, вызывающие любопытные реакции у окружающих людей.

Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и  предполагает, что эти отношения  строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, - его право на текущий час и сегодняшний день [23, c. 107-109].

Родители обязаны любить, понимать, уважать ребенка, создавать  условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. В связи с этим полезно следовать заветам педагога-гуманиста В.А.Сухомлинского, призывающего взрослых ощущать в себе детство, мудро относиться к проступкам ребенка, верить, что он ошибается, а не нарушает с умыслом, защищать его, не думать о нем плохо, не ломать детскую инициативу, а исправлять и направлять ее, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания [33, c. 45-46].

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического  воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются  не только в содержании, но и в  средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Принцип комплексности  и систематичности. Суть принципа заключается  в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы  и стороны педагогического процесса.

Принцип согласованности  в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается  в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными  педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут  воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. Несогласованность требований и  подходов к воспитанию приводит ребенка  в смятение, утрачивается чувство  уверенности и надежности. 

 

1.2 Типы и функции  семей 

 

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым  может быть отнесена к какому-либо типу.

Наиболее архаичным типом  является патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности  семья, где в одном «гнезде» проживают  разные поколения родственников  и свойственников. В семье много  детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают  национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие  социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые  царили в патриархальной семье. Семьи  с чертами патриархальности сохранились  в сельской местности, в малых  городах.

В городских семьях большего размаха достиг процесс нуклеаризации и сегментации семьи, характерный для большинства народов индустриальных стран. Нуклеарные семьи (преобладающий тип семьи) состоят преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Наконец, в нашей стране распространены семьи, состоящие из трех поколений (трехпоколенные), включающие родителей (или одного из них) с детьми и бабушек и дедушек (или одного из них) последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из-за отсутствия собственного жилья [14, c. 20-23].

В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество Супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от матриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

В последние десятилетия  растет число малых семей, состоящих  из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых  «вылетели из гнезда»). Печальная  примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает ребенка (детей). Такая же структура материнской (внебрачной) семьи, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. О количественной представительности такой семьи свидетельствует отечественная статистика «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, когда она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. В последние годы материнские семьи стали создавать зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше), сознательно сделавшие выбор «родить для себя». Ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителя в результате развода. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Стили семейного воспитания. В семейном воспитании выделено два  стиля - демократический и контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль  предполагает значительные ограничения  в поведении детей, четкое и ясное  объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети в семьях с демократическим  стилем обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим  психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не были присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддаются внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Наряду со стилями воспитания выделяются четыре параметра измерения  родительского поведения:

родительский контроль, т. е. предпочитают ли родители оказывать  большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих  требований, последовательны ли в  них;

родительские требования, побуждающие к развитию у детей  зрелости, способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной  сферах;

способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;

эмоциональная поддержка - способность  родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость за успехи детей.

При анализе данных оказалось, что комплекс черт компетентных детей  соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной  поддержки, т.е. оптимальным условиям воспитания является сочетание высокой  требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Родители избегающих и  незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для  родителей, избегающих детей, характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для  родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособны к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье