Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

Для поддержания здоровья и работоспособности организма, восстановления сил необходимы рациональный режим жизни, полноценное удовлетворение жизненных потребностей, занятия  физической культурой и т.д. Здесь  прослеживается прямая зависимость  восстановительной функции семьи  от налаженности домашнего хозяйства, быта. Не последнюю скрипку играют уют, тепло домашнего очага, которые  создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой  всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем.

Особая роль в восстановительной  функции семьи принадлежит умело  организованному досугу. Под досугом  понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается  по своему выбору и усмотрению. Досуг  выполняет специфическую роль, которая  направлена на поддержание семьи  как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят  от уровня культуры, образования, места  жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов.

Досуг современной семьи  может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности  всех ее членов. Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие  на всех ее членов: повышать их образовательный, общекульурный уровень, сплачивать общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение.

Досуг может быть разнообразным  и полезным для развития семьи, надо только стремиться жить полнокровной, интересной жизнью, а не по скучному стандарту.

Воспитательная функция - важнейшая функция семья, заключающаяся  в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому  выражению философа Н.Я.Соловьева, «семья - воспитательная колыбель человека» [4, c. 188]. Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи (И.В.Гребенников) [1, c. 265-270].

1.Воспитание ребенка,  формирование его личности, развитие  способностей. Семья выступает посредником  между ребенком и обществом,  служит передаче ему социального  опыта. Через внутрисемейное общение  ребенок усваивает принятые в  данном обществе нормы и формы  поведения, нравственные ценности. В силу ряда особенностей, присущих  семье, она оказывается самым  действенным воспитателем, особенно  в первые годы жизни человека.

2.Систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. В  каждой семье вырабатывается  своя индивидуальная система  воспитания, основу которой составляют  те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует,  что в его поведении, словах  порадует, а что огорчит близких.  Затем он начинает понимать  «семейное кредо» - так в нашей  семье не делают, в нашей семье  поступают иначе. Исходя из  этого кредо, семейный коллектив  предъявляет требования к своим  членам, оказывая определенное воздействие. 
Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

Семья представляет собой  своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

3. Постоянное влияние  детей на родителей (других  членов семьи), побуждающее их  к самовоспитанию. Любой процесс  воспитания основывается на самовоспитании  воспитателей. Дети не всегда  осознают свое влияние на других  членов семьи, но интуитивно  это делают буквально с первых  дней жизни. Д.Б. Эльконин однажды заметил, правда с долей иронии, что не столько семья социализирует ребенка, сколько он сам социализирует окружающих его близких, подчиняет их себе, пытается сконструировать удобный и приятный для себя мир... Дети тонко ориентируются в «слабых местах» [23, c. 225] родителей и умело пользуются ими.

Желание иметь детей диктуется  жизненно важными потребностями, которые  хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над  собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать  у себя те или иные способности  и т.д. Другими словами, чтобы стать  хорошим воспитателем своих детей, надо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

В человеке заложена потребность  передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает  иметь детей, которые так нуждаются  в опеке, учении. В заботах о  детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее. И одновременно с детьми, которые постоянно растут и взрослеют, родители «идут» по ступенькам самовоспитания, самообразования.

Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность, поднимают свой статус в глазах окружающих, а это побуждает  к новым усилиям на педагогическом поприще. Любящие родители видят  и переживают «промахи» в воспитании, меняют его тактику, отказываются от неудачных приемов, пробуют иные подходы к своим детям.

Подросшие дети «обогащают»  опыт родителей приемами воспитания, которые узнали в детском саду, школе, семьях друзей, родственников.

Связь с детьми вновь оживает  в отношениях с внуками, и родители продолжают быть воспитателями, но уже  в качестве бабушки и дедушки. И снова за учебу: ведь внуки - это  новое поколение. Оказывается, появились  иные игрушки, настольные игры, книги, обновился репертуар детских  театров, открылся планетарий и т.д. И все это надо узнать самим, чтобы  активно использовать в воспитании ребенка, помочь ему идти в ногу с  жизнью. Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора, совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности  воспитательной деятельности - залог  счастливого детства ребенка [20, c. 90-91].

Вот и получается, ребенок  в семье - неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных  стимуляторов для родителей. А желание  развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно  вступить в новую жизнь, побуждает  взрослых к постоянной работе над  собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.  

 

1.3 Воспитательный  потенциал семьи 

 

Среди разнообразных функций  семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего  поколения. Эта функция пронизывает  всю жизнь семьи и связана  со всеми аспектами ее деятельности.

Однако практика семейного  воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют  растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые  болезни, потеря работы и средств  к существованию, аморальное поведение  и др.), четвертые просто не придают  этому должного значения. Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или, по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания [14, c. 30].

Понятие «воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал  семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет  однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности  семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей  или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются  во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования  родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может  гарантировать тот или иной уровень  воспитания в семье: их следует рассматривать  только в совокупности.

Условно эти факторы, характеризующие  жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В. Мудрик) [19, c. 205-209]. Рассмотрим их подробнее.

Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к  этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные  условия воспитания связаны с  гражданской позицией родителей: насколько  они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей  социальной обязанности члена общества.

А.С.Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа беспризорных детей, детей, не желающих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих «плохо воспитанных» граждан, их перевоспитания, лечения. А все, что связано с исправлением, реабилитацией, перевоспитанием, компенсацией человека, всегда сложнее в педагогическом и дороже в материальном отношении, чем обеспечение условий для нормального развития детей [30, c. 265].

Семья - сложная система  взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон) [9, c. 20-21]. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Научные исследования выявили  прямо пропорциональную зависимость  качества домашнего воспитания детей  от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей. Образование  влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем  важнее для родителей профессиональная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности [7, c. 215].

Чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше и  их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

В то же время повышение  образования и профессиональной активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному  проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной  творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей общественной жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способствуют повышению педагогической культуры родителей.

Культура семьи, которая  накладывает свой отпечаток на все  сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок  полноценного воспитания детей, а также  других ее членов. Учитывая широкий  диапазон понятия «культура», можно  предположить, что качество семейного  воспитания будет во многом обусловлено  культурными ценностями, которых  придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры  искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.

Родители, озабоченные судьбой  ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа  и др.). Деля с общественными институтами  воспитания часть забот об образовании  и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными  педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают  участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается  их ребенок.

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье