Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

Социально-экономический  фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей  на работе. Воспитание современных  детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально  содержать детей, обеспечивать их полноценное  развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных  семей и их экономическом положении  негативно сказались кризисные  явления в социально-экономической  сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в  скрытых ее формах, нарушения общественно  необходимого уровня платы за труд, практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий - все  это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и  средними доходами осложнились проблемы отдыха, культурного и спортивного  досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения.

Между тем специалисты  считают, что зарплата работника  наемного труда должна учитывать  не только материальные и духовные потребности самого работника, но и  соответствующие потребности его  детей. Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового  населения, экономически разрушает  семью, способствует росту социальной напряженности в обществе [14, c. 35].

Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал  семьи зависит от места и условий  проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

Удобная и красивая среда  обитания - это не дополнительное украшение  в жизни, она оказывает большое  влияние на развитие ребенка. Так, психологи  выявили, что люди, выросшие в новых  микрорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой  городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробуждению фантазии, образного мышления уют улицы, где  каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культурной традицией, которая витает в старых кварталах города.

По воспитательным возможностям различаются сельские и городские  семьи. В городе в арсенале родителей - богатый выбор образовательных  учреждений для ребенка, широкие  возможности для посещения различных  учреждений культуры, для занятий  спортом и т.д. Однако воспитание городских детей осложняется  ввиду его автономности, недостаточной  связи с окружающими людьми: сосед  по квартире не всегда поможет ребенку  дотянуться до дверного звонка, не то чтобы  принять участие в его воспитании. На селе - свои преимущества в воспитании по сравнению с городом. Оно открыто  влияниям окружающих людей, которые  и похвалят, и пожурят, и остановят  ребенка от плохого поступка, не деля детей на своих и чужих. На селе, несомненно, более благоприятная среда для того, чтобы вырастить ребенка физически крепким, естественно включить его в труд и быт семьи, воспитать в гармонии с природой.

Обеспеченность или необеспеченность семьи жильем, качество его обустроенности - существенные показатели семейной жизни, нередко подвергающие ее испытаниям на прочность. Это ведь только «с милым  рай и в шалаше», а когда  появится ребенок, нужно благоустроенное  жилище, в котором удобно жить, где  каждый член семьи чувствует себя защищенным, имеет свою «заповедную  зону», в которой обитают игрушки, стоит любимое бабушкино кресло, письменный стол старшего брата и  т.д. Конечно, далеко не у каждой российской семьи есть квартира, отвечающая стандартам развитых стран, но любое жилье необходимо сделать максимально удобным, чистым, уютным, функционально оправданным, имеющим свою индивидуальность. Помните  народную мудрость: «Каково в дому, таково и самому»?

Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и  т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в полной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопитесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеется много данных, которые убеждают в том, что семья семье - рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Под этим углом зрения интересна типизация семей, которую дают социологи. Они выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса [14, c. 33-35].

Как правило, в памяти каждого  человека остается особая атмосфера  родного дома, связанная со многими  ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Поэтому одним из ведущих  условий благоприятного воспитания в семье мы можем выделить —  благоприятный психологический  климат. Как известно, одним из важных условий является семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим  климатом, характерным для той  или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Вторым условием воспитания в семье являются те воспитательные методы и приемы, с помощью которых  родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых  взрослые подходят к воспитанию своих  детей, можно охарактеризовать следующим  образом: прежде всего — это различная  степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное  отношение к ребенку неблагоприятным  образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается  так же, как и в пище, не следует  выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных  впечатлений, привязывая его к родителям  в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи  и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный  подход.

Третье условие — авторитет  родителей, взрослых в воспитании детей. Анализ современной ситуации показывает, что родители с уважением относятся  к потребностям и интересам своих  детей, их взаимоотношения более  демократичны и направлены на сотрудничество. Однако, как известно, семья является особым общественным институтом, где  между родителями и детьми не может  быть такого равенства, как между  взрослыми членами общества. И  хотя считается, что сегодня следует  предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей  ответственностью, все-таки не следует  забывать, что жизненный опыт ребенка  еще слишком ограничен. Поэтому  он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать  свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок  лучше всего развивается таким  образом, что ставит себя на место  того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок  отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается  подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут  стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным.

Следующее важное условие, которое  необходимо учитывать в семейном воспитании — роль наказаний и  поощрений в воспитании детей. Ребенок  учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается  в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные  переживания должны преобладать  над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто. Важным в вопросе о наказании является условие, что оно должно следовать сразу же за проступком, так как если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.Наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания чаще всего свидетельствуют о бессилии воспитателя, они вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические«: если мы дадим ребенку понять, что  не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и поэтому чувство вины, является сильным регулятором его поведения. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что  его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание  и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать  с большой осторожностью.

Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и  мерой сопереживания родителей  по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с  детьми все пережитое, их радости  и горести. Некоторые родители знают  много о своих детях, другие же — почти ничего. Есть и такие  родители, для которых остаются незаметными  тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для  них трагедии они не перестают  удивляться. С другой стороны, некоторые  родители чуть ли не принуждают ребенка  к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это  неблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким  образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать  себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее  только ему.

Следующее условие, влияющее на воспитание в семье — это  отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей  очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также  не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка  незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение  с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить. Школа большой семьи — это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами [33, c. 217-223].

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают  по всякому поводу и без повода. Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад  отца настолько незаметен, что его  можно не принимать во внимание. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной («нормальной», как говорят  педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью. В последние годы в нашей стране появляются семьи, в которых родители озабочены проблемами карьеры, «делания» денег, где дети не желанны и заброшены, отодвинуты на предпоследнее место в иерархии ценностей папы и мамы эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.

Семьи, где имеются явные  дефекты воспитания, принято называть неблагополучными (М.И.Буянов) [10, c. 103-105]. А сами дефекты могут быть разные: от полного эмоционального отторжения (воспитание «по типу Золушки»), гипоопеки (безнадзорности) до гиперопеки (гиперпротекции), когда ребенка растят и лелеют в оранжерейных условиях, «сдувают пылинки»...

Итак, полная семья еще  не является гарантом полноценного воспитания ребенка. В современной неполной семье немало вариантов воспитания и не все они отрицательные.

Неполные семьи возникают  в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространенной является неполная семья в составе  матери и ребенка (детей).

Каковы бы ни были причины  развода, от его последствий в  той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это осложняет процесс воспитания. Распад семьи меняет ее привычный  уклад, что осложняет процесс  воспитания. Начнем с ухудшения материального  положения неполной семьи. Даже при  благоприятном раскладе (мать работает, отец исправно платит алименты) семья  испытывает затруднения, особенно при  каких-либо неординарных явлениях. Перестраиваются  социальные связи распавшейся семьи. Разведенная мать теряет часть приобретенных  за последние годы знакомств, потому что они - друзья бывшего мужа. В  ее семье менее желанными гостями  становятся и родственники по линии  мужа, что обедняет социальное окружение  ребенка, лишает его привычных эмоциональных  связей.

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье