Особенности воспитания единственного ребенка в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель: Раскрыть особенности воспитания единственного ребенка в семье
Задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитательного процесса в семье
2. Раскрыть основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
3. Провести экспериментальное исследование особенностей воспитания единственного ребенка в семье, проанализировать полученные результаты и сделать выводы
4. Дать рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье

Содержание

Введение
Глава I Особенности воспитательного процесса в семье
1.1 Семья как фактор воспитания
1.2 Типы и функции семей
1.3 Воспитательный потенциал семьи
Вывод по главе I
Глава II Основные аспекты воспитания единственного ребенка в семье
2.1 Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
2.2 Трудности семейного воспитания единственного ребенка
2.3 Проблемы современной семьи с единственным ребенком
Вывод по главе II
Глава III Экспериментальное исследование особенности воспитания единственного ребенка в семье
3.1 Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка
в семье на констатирующем этапе эксперимента
3.2 Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка
в семье
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 138.93 Кб (Скачать файл)

Но этого может и  не быть, так как в поведении  с единственными детьми есть основополагающие правила. Они все могут быть сформулированы в одном предложении, которое  должно стать законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности!

 

2.2 Трудности семейного  воспитания единственного ребенка

Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное  дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья  испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним  ребенком. Единственный ребенок очень  скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные  на этом ребенке, обыкновенно превышают  полезную норму. Любовь родительская в  таком случае отличается известной  нервозностью. Болезнь этого ребенка  или смерть переносится такой  семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед  родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному  положению и становится настоящим  деспотом в семье. Для родителей  очень трудно бывает затормозить  свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают  эгоиста. Бесспорно, родители, имеющие  единственного ребенка, обычно уделяют  ему чрезмерное внимание. Короче, они  слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда  как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием  дела обращаться с первенцем так, как мы держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко [7, c. 263].

Для развития психики каждый ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя  свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку  не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто  отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового  ребенка. Он должен особенно вежливо  здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением  жизни ведется внимательное, с  затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах  ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение  к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в  себе, переоценивающего себя, разбросанного  ребенка.

Единственный ребенок, как  правило, опережает сверстников  в интеллектуальном развитии, ведь ему одному достаются все силы, все время и внимание родителей  и родственников. Такие дети раньше начинают говорить, читать, с ними много  занимаются, стараясь развивать любые  способности.

Находясь преимущественно  во взрослой компании, ребенок часто  слышит серьезные разговоры и  учится на равных общаться с взрослыми. Он привыкает, что с его мнением  считаются, его самооценка при этом повышается. Но многие взрослые признаются себе: воспитывая одного ребенка, трудно избежать сложностей и перекосов. И  то, что в большой семье дети получают естественным путем, в процессе общения, игры, благодаря необходимости  выстраивать отношения с самыми разными людьми, единственный ребенок  может получить благодаря лишь каким-то специальным усилиям, предпринятым взрослыми.

Психологи советуют родителям  в первую очередь понять, почему они больше не хотят детей. Это  важно. Заводить ребенка не ради него самого, не ради его жизни, а для  себя — нередкий вариант. В этом случае все ожидания, все надежды  переносятся на единственного ребенка, родители его не принимают таким, каков он есть, а формируют идеальный  образ и встраивают малыша в искусственную  схему. Это может привести к отклонениям  в поведении и развитии ребенка. Нужно признать, что ребенок —  совершенно отдельное существо, он имеет право на свой путь развития и очень нуждается в уважительном к себе отношении [18, c. 350-355].

Единственному ребенку нужно  предоставлять те способы взаимоотношений  с людьми и с жизнью, которые  естественным путем формируются  в больших семьях. И хорошо бы еще взрослым знать об основных возрастных периодах детского развития, чтобы  не вынуждать ребенка перескакивать  через ступеньки этого естественного, природой

Многие родители, вспоминая  свое нерадужное садовское детство, не хотят того же для своих детей. В лучшем случае ребенок идет в сад перед поступлением в школу. Если у вас один ребенок, отдайте его в детский сад и желательно не позже четырехлетнего возраста. Ему очень нужен коллектив!

Родители, у которых всего  один ребенок, живут в сильном  напряжении. Их ребенок одновременно и первый и последний, он - их единственный шанс проявить родительские способности, поэтому они стремятся выполнить  все правильно.

Озабоченность родителей  и привязанность к ребенку  возрастают, если этот ребенок единственный, ведь в этом случае родители и ребенок "настроены" друг на друга. Тесная близость заставляет обе стороны  неустанно заботиться о том, как  доставить друг другу радость. Часто  один ощущает эмоциональный дискомфорт, когда второй попадает в беду или  чем-то расстроен.

При таких интенсивных  отношениях часто случается, что  родители искренне хотят дать своему чаду все самое лучшее, а ребенок  чувствует себя обязанным соответствовать  ожиданиям родителей.

Живя под неослабным родительским вниманием, ребенок относится к  ним как к самым важным людям  в мире и наслаждается таким же отношением к себе [15, c. 17].

Союз двух родителей и  одного ребенка кажется нерушимым, и, когда развод разбивает такую  семью, ребенок переживает сильное  потрясение.

Разрушен мир, вращавшийся  вокруг него. Теперь рядом с ним  стало одним родителем меньше, чтобы разрешать его проблемы. Так как живущая с ним мама теперь больше занята и менее доступна, она откладывает или вообще отказывается выполнять просьбы, которые раньше удовлетворялись автоматически. Единственный ребенок вынужден приспосабливаться  к реакциям матери, которые кажутся  новыми и малоприятными. Часто у  единственного ребенка в семье  развод отбирает немало из того, к чему он привык.

Единственному ребенку может  быть больно видеть родителей поодиночке, потому что, находясь с одним из них, он скучает по второму. Ребенок тоскует по старому уютному триединству, которое они некогда составляли вместе. Эта боль становится неизмеримо больше, если разведенные родители не могут избавиться от обид друг на друга. Их продолжающееся противостояние разрывает верное детское сердце и порождает глубокий внутренний конфликт. Такие близкие, такие любимые - чью сторону принять? Величайшую радость разведенные родители могут доставить своему единственному ребенку, примирившись друг с другом, и чем скорее, тем лучше. Помните о том, что единственные дети особенно тяжело переносят развод.

Помимо воздействия развода, есть общие особенности, свойственные большинству единственных детей, которые  порой могут стать причиной для  беспокойства. Это само ощущение единственности, влекущее за собой трудности эмансипации, социализации, принятия общественных норм.

Большинство единственных детей  четко себя осознают (это относится  и к первым детям, которые некоторое  время тоже были единственными). Их самовыражение и саморазвитие поощряются, их интересы и возможности принимаются  близко к сердцу. Их усилия поощряются, успехи вознаграждаются [17, c. 185-187].

Пользуясь повышенным вниманием  и поддержкой родителей, они могут  быстро проникнуться преувеличенным чувством собственной значимости, их самооценка, как правило, завышена. В отношениях с людьми единственные дети часто  считаются со своим мнением в  гораздо большей степени, чем  с чужим. В таком случае их приходится учить уважать обоснованные нужды  других.

2.3 Проблемы современной  семьи с единственным ребенком  

 

В настоящее время, когда  повысились требования к воспитанию подрастающего поколения, значительно  возросла общая культура семьи, необходимо поднять научный уровень педагогики семейного воспитания школьников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогическую основу.

Исследование проблем  семейного воспитания осуществлялось с помощью разнообразных методов, применяемых в педагогических, социально-психологических  и социологических исследованиях. Однако возможности использования  их при изучении семьи и воспитательной деятельности родителей, особенно когда  осуществляется опытно-экспериментальная  работа в семье, весьма своеобразны [25, c. 103-104].

Семья, хотя и является ячейкой  общества, отличается известной уединенностью, интимным характером жизни и отношений, индивидуальным укладом.

При разработке проблем семейного  воспитания, взаимосвязи детского сада и семьи необходима исследовательская  работа, результатом которой явились  бы определенные изменения, например, в уровне воспитанности детей-школьников или их знаний, представлений и  т. д.

Типизация осуществляется в  аспекте исследуемой проблемы. Оцениваются  общий микроклимат семьи, ее уклад, взаимоотношения, ценностные ориентации родителей, понимание ими целей  и задач воспитания, умение соответственно организовывать жизнь и деятельность ребенка, содержательное общение между  родителями и другими семейными  воспитателями и детьми.

В процессе семейного воспитания преобладание стихийности над целенаправленностью; недооценка самостоятельной практической деятельности ребенка как средства и метода воспитания, малосодержательное общение, преимущественное использование  вербальных методов; непонимание законных потребностей ребенка, некоторых возрастных особенностей (большой эмоциональности, недостаточного развития тормозных  процессов и условий их формирования, стремления к активной деятельности, необходимости бережного отношения  к нервной системе малыша и  др.); отсутствие единства требований родителей к детям; все еще имеют место физические наказания, не жестокие, но идущие вразрез с положением об уважении к личности ребенка. Как типичный недостаток следует отметить малую эмоциональную культуру части родителей.

Семья, являясь своеобразным коллективом, должна сформировать у  ребенка ко времени поступления  его в школу коллективистскую направленность, не допустить развития эгоистических черт, позаботиться о  реализации этой задачи в практике семейного воспитания.

Если ребенок выступает  как активный субъект этих взаимоотношений, у него формируется позиция члена  семейного коллектива [26, c. 125-130].

В значительном числе семей  взаимоотношения взрослых и детей  в повседневной жизни и в разных видах деятельности складываются таким  образом, что ребенок становится в положение пассивного объекта  воспитывающих и обучающих воздействий  взрослых, общение ребенка со взрослым бывает малосодержательным и однообразным. В этих условиях затрудняется формирование ребенка как члена семейного коллектива и коллектива детской группы, затрудняется установление близости между родителями и ребенком, что может иметь особенно пагубные последствия в недалеком для ребенка и родителей будущем.

Исследование социально-педагогических условий семейного воспитания детей  школьного возраста и их влияния  на формирование личности ребенка продолжается. Обогащаются данные о его прогрессивных  тенденциях и типичных недостатках, ведутся конкретные исследования. Так, выясняется состояние педагогической культуры родителей и определяются пути ее повышения — уровня знаний, умений и навыков, отношения к воспитанию (Л. Г. Емельянова) [36, c. 115-117].

Создание нравственного  микроклимата в семье, способствует эмоционально-нравственному развитию детей младшего школьного возраста (Л. В. Загик). Материалы показывают эффективность косвенного воздействия при решении этих сложных задач, а именно: совершенствование содержания и методов нравственного воспитания школьников в семье, значимость обогащения знаний родителей не только в области педагогики, но и этики, психологии социологии семьи [34, c. 221].

В нравственном воспитании ребенка родителей обычно затрудняет осуществление воспитания начал  дисциплинированности, послушания. Н. А. Стародубова справедливо рассматривает послушание как эмоционально-осознанное активное поведение ребенка и на основе знакомства с достоинствами и ошибками семейного воспитания показывает, как необходимо в семейном воспитании, учитывая возрастные особенности, изменить положение ребенка в семье (от пассивного к активному участию в жизни семьи) и непременно способы воздействия на него [32, c. 47].

Организация совместных с  родителями занятий с младшими школьниками, обогащает жизнь детей и положительно влияет на их нравственное и умственное развитие и способствует (при определенном педагогическом руководстве) воспитанию у него гуманных форм поведения и  отношений.

Если в семье, часто  с помощью детского сада, существенное внимание уделяется всесторонней и  специальной подготовке дошкольников к школе (особенное семье), но их нравственно-волевая  подготовка нередко явно недостаточна, что отрицательно сказывается на учении и поведении первоклассников  в школе.

Однодетные семьи преобладают  в российской жизни (в особенности  в больших городах) уже на протяжении нескольких десятилетий. Конечно, единственные дети могут рассчитывать на большее  внимание и заботу, обожание, уступчивость и любовь. Родители могут быть ближе  к ребенку, активно развивать  его способности и природные  задатки, водить в художественные студии, творческие и спортивные центры, учить  своего единственного языкам... Но велик  и соблазн "перегнуть палку" по части любви и заботы. По мнению специалистов, в однодетной семье  чаще наблюдается культ ребенка, когда вся жизнь взрослых сосредоточена  вокруг единственного "сокровища", и в семьях с единственными  детьми промахи и ошибки родителей  оставляют более яркий след в  их личности [32, c.47-48].

Информация о работе Особенности воспитания единственного ребенка в семье