Особенности восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
Объектом исследования является – восприятие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является - методы и способы характеристики особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи (натюрморт).
В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие поставленные задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- подобрать методики для диагностирования детей старшего дошкольного возраста по проблеме исследования;
- выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста натюрморта;

Содержание

Введение ..........................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста.............................................................................................................7
Сущность и характеристика основных понятий по
проблеме ............................................................................................7
1.2. Психологические предпосылки развития восприятия
произведений живописи у детей старшего дошкольного
возраста..............................................................................................10
Натюрморт как средство развития восприятия у детей
старшего дошкольного возраста......................................................15
Выводы по I главе............................................................................................19
Глава II. Особенности восприятия детьми старшего
дошкольного возраста натюрморта как произведения
живописи..........................................................................................................20
2.1. Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента,
процедура и методика исследования.............................................20
Выводы по II главе...........................................................................................26
Заключение.......................................................................................................28
Список использованных источников.....................

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА о живописи.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Незнайка: - Значит, я ошибся. А вы мне покажете картины, где  нарисованы натюрморты?

Воспитатель: - Дети, покажем  Незнайке нашу выставку?

Все переходят в зал, где организована выставка. Воспитатель  предлагает детям и Незнайке полюбоваться картинами, показать ему те натюрморты, которые уже известны детям, те, которые им больше всего нравятся. Через некоторое время воспитатель собирает около себя детей и спрашивает: «Дети, так о чем же рассказывают наши натюрморты? Назовите те предметы, которые изображены на них? (дети перечисляют). Незнайка, так ты понял, что изображает натюрморт? Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, о людях, которые вырастили и созда-

                                                                         Продолжение приложение 3

ли эти предметы, о  том, какие чувства они вызвали  у художника, - удивления, радости, раздумье, восторг. Поставленные вместе предметы, разложенные плоды, собранные в букет цветы рассказывают о себе: одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Соответственно своим чувствам, мыслям художник подбирает и краски. Поэтому одни натюрморты звучат радостно, весело. Покажите мне такие (дети показывают). Какие краски здесь использовал художник? (теплые, светлые, звонкие). Как их еще можно назвать? Другие натюрморты - задумчивые, спокойные, передают нам ощущение свежести, даже холода. Покажите мне, какие краски здесь использовал художник? Третьи натюрморты звучат нежно, лирически, мягко, тихо. Покажите мне их. А здесь, какие краски использовал художник? Здесь среди уже известных вам натюрмортов есть несколько новых. Какие? Давайте внимательно рассмотрим вот этот натюрморт (Михайлов И., «Овощи»). Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на него? (удовольствие, радость от обилия только что собранных овощей, ягод, фруктов). Какая эта картина? (светлая, нарядная, праздничная, спокойная).  А как вы думаете, почему? Да, художник любуется, восхищается изобилием плодов, которые дарит нам земля. Какие краски он использует? Тепло-коричневые (стол, лукошко, кринка), много изумрудно-зеленых (огурчики, зеленый лук, веточки укропа, петрушки, свеклы), ярко-красные (спелые помидоры), белые (тарелка и чеснок), темно-бордовые (свекла, черная смородина), и все это на фоне фиолетово-розовой, синеватой стены. Спокойная гамма теплых и холодноватых тонов, где теплых больше. А как вы думаете, что о себе хотят рассказать эти овощи, ягоды? (Мы спелые, мы вкусные, мы сладкие! Попробуйте нас! Какие мы свежие, душистые и ароматные!) Дети, а почему художник так (горизонтально) расположил полотно? Да иначе бы все это богатство не уместилось! Художник расположил овощи на деревянном столе, и создается ощущение, что их очень много. Давайте рассмотрим, что лежит на переднем плане. А на заднем? Почему небольшие предметы лежат впереди? (чтобы их было хорошо видно). А на втором, заднем плане изображены самые крупные: большое блюдо, сито, кринка. Предметов больше справа или сле-

Продолжение приложение 3

ва? (слева.) Вот поэтому, чтобы было равновесие в картине, художник нарисовал справа высокую кринку.

От картины веет ароматом и свежестью. Художник показал нам, что может принести труд человека. Эта картина и о труде людей. А как бы вы назвали эту картину? Что вспоминается, когда смотришь на нее?» после этого воспитатель предлагает детям и Незнайке поиграть в игру «Убери лишнюю». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет, отмечая, что в этот раз Незнайка не ошибся. Незнайка благодарит детей и обещает еще прийти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Приложение 4

Занятие по картине И. Грабарь «Неприбранный стол»

Картина сначала закрыта. Воспитатель сообщает детям, что  сегодня они познакомятся с еще одним интересным видом натюрморта, который художники называют «накрытый стол». На этих натюрмортах изображается стол, накрытый к завтраку, обеду, ужину. Людей на картине нет (ведь это натюрморт!), но их присутствие ощущается.

После этого открывается  картина и детям предлагается внимательно ее рассмотреть и подумать, о чем художник хотел рассказать.

- Посмотрите, стол еще  накрыт, но люди куда-то ушли. Кто-то  уже начал убирать посуду: отогнул  с угла голубую с синей каймой  скатерть, вымыл тарелки. Ложки, но не успел еще все убрать.

На столе стоят недопитые  рюмки, стакан, вазочка с вареньем, вазы с фруктами, графин, ваза с синими васильками. Кресло отодвинуто. Кажется, только что здесь были люди, они где-то недалеко. Художник, конечно, думал них, когда писал картину.

А какое у вас возникает  ощущение, когда вы смотрите на картину? Обратите внимание на основной цветовой тон - голубовато-зеленый, холодный. Благодаря этому цвету возникает ощущение раннего утра, бодрости, свежести, прохлады. Угадайте теперь, какое время года изобразил художник? Конец лета или начало осени. Об этом говорят свежие яблоки и букет из синих васильков. Где стоит этот стол? В комнате? Нет, на веранде, около кустов.

Художник Игорь Грабарь  назвал свою картину «Неприбранный  стол». А как бы вы ее назвали? На столах перед вами лежат краски и палитра. Попробуйте изобразить краски, которые использовал художник для этой картины. Но постарайтесь положить на палитру тот основной цветовой фон, которого больше всего в картине; остальные цвета подберите соответственно пятнам, которые есть в картине. Дети работают, звучит светлая, тихая музыка. После работы воспитатель с детьми проводит анализ, сравнивая цветовые палитры детей с тональностью картины.

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Приложение 5

Занятие «Натюрморт как часть портрета и жанровой живописи»

Цель. Дать представление  о роли натюрморта в других жанрах живописи. Продолжать учить детей  видеть единство содержания и средств  выразительности в картине (роль рисунка, колорита, композиции в передаче смысла картины, ее настроения, характера). Формировать развернутые и доказательные эстетические суждения и оценки, используя эмоциональные эстетические суждения и оценки, используя эмоционально- эстетические, искусствоведческие термины. Для этого занятия можно взять картину «За завтраком» Серебряковой З. Это жанровая картина, на ней изображены дети художницы. Главной задачей художницы было рассказать о том, какие это дети.

- Маленькая девочка  (наверное, она шалунья) только  что прибежала, об этом говорят  ее поза и жест руки. Она  и ее брат, тот, что сидит спиной к нам, внимательно на нас смотрят. Этот мальчик уже ест суп; видно, что он очень спокойный. Мальчик постарше, сидящий на другом конце стола, задумчиво заканчивает завтрак, пьет из стакана воду.

На картине присутствует и взрослый, наверное, это мама детей; но нарисованы только ее руки, которые наливают в тарелку суп; сама она как бы осталась за рамкой картины.

Это рассказ о детях, но здесь большую роль играет и  натюрморт, он помогает нам понять, какая это семья. Давайте сначала рассмотрим натюрморт. Из чего он составлен? Белый с голубым орнаментом столовый набор посуды: суповая миска, тарелки, коричневый горшочек со сметаной, блюдо с булками, графинчик с чистой прозрачной водой, стеклянные стаканчики, баночки с солью и горчицей, яркий желтый кувшин, наверное, с молоком, блюдце с печеньем, белая сахарница, салфеточка, лежащая около девочки и еще не развернутая - и все это на белой чистой скатерти. До чего же красивый натюрморт! Создается ощущение чистоты и аппетитной еды. И натюрморт этот говорит о дружной семье, спокойной и доброжелательной обстановке.

Продолжение приложение 5

         А в какой цветовой гамме написана картина? Давайте подберем цвета, которые использовал художник (дети подбирают из цветных полосок цветовую гамму).  Да, здесь много теплых, солнечных тонов. А есть ли солнышко на картине? Да, это видно по тени от стула на курточке мальчика, сидящего к нам спиной; солнышко сверкает на посуде, освещает теплыми лучами лица детей, скатерть, которая становится местами не белой, а желтоватой. Как бы вы назвали эту картину? (варианты ответов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Приложение 6

Занятие-беседа «Как художник составляет натюрморт»

Цель. Дать детям представление  о том, как художник придумывает  композицию для своей картины. Показать роль цветового фона для натюрморта. Поупражнять детей в составлении композиции из разных предметов и рисовании наброска составленного натюрморта. Для этого занятия воспитатель подбирает несколько объектов (овощи, ягоды, цветы, посуду), подносы или вазы, ткань, имеющую разный цветовой тон, или цветные листы бумаги. Кроме того, готовит на каждого ребенка бумагу, простые карандаши, резинки. Ставятся 2-3 стола, на которых будут выстраиваться натюрморты, а около каждого стола - мольберты для работы для работы детей.

В другой части комнаты  на стенде помещаются репродукции натюрмортов, имеющих разную композицию. Например: Петров-Водкин К. «Яблоки на красном фоне», Леонова Е. «Цветы», Машков И. «Синие сливы». Воспитатель, собирая около себя детей, говорит им: «Сегодня мы с вами будем художниками и поучимся составлять красивые натюрморты. Художник, прежде чем писать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы все они были видны и украшали друг друга. Есть такое слово «композиция». Это значит сочинение, объединение всех частей выделение главного. Вот сегодня мы и будем «сочинять» натюрморт. У нас на столах лежат разные овощи, фрукты, ягоды, посуда, цветы. Давайте сначала решим, из чего мы будем составлять натюрморт. У нас три стола, поэтому мы разделимся на три группы, и каждая группа подойдет к одному из столов». Дети подходят к столам, на которых лежат предметы, договариваются и выбирают те, из которых будут составлять натюрморт. После этого воспитатель приглашает детей в другую часть комнаты - туда, где висят репродукции натюрмортов.

- Прежде чем вы будете  составлять натюрморт, я хочу показать вам картины различных художников. Посмотрите, как интересно они придумали композиции

Продолжение приложение 6

своих натюрмортов (дети подходят к стендам). Вот натюрморт художника Кончаловского П. «Клубника» (помните, мы уже видели его.) Как любопытно художник расположил клубнику: на белую тарелочку положил зеленые листочки, а на них - много красных, спелых ягод. Тарелка с горкой ягод здесь самая главная, а рядом, прямо на столе, зеленые листочки и в их центре еще несколько красных ягод. Красные ягоды и зеленые листья смотрятся очень нарядно. Ближе к нам, у края стола, лежит веточка с несколькими ягодками. Весь натюрморт смотрится очень празднично, ярко. А полотно, на котором он написан? Какую оно имеет форму? (прямоугольную).  Как вы думаете, почему художник положил это полотно горизонтально? (чтобы все предметы поместились). А какой цвет фона и стола, на котором лежат ягоды? (светло-коричневато-серый). Да, правильно, поэтому на нем так ярко видна тарелка с ягодами и листьями.

Еще одна картина (Машков И. «Синие сливы»). Какая необычная композиция натюрморта! Тарелка с яркими синими сливами стоит в самом центре картины, на столе, она здесь самая главная. Сливы лежат по кругу тарелки, как бусы. Синий цвет, - это какой цвет? (холодный). А в центре слив, сверху лежит ярко-оранжево-красный крупный персик. Вокруг тарелки тоже красуются красные, желтые, оранжевые персики. Картина очень нарядная. А какой цвет фона и стола? (серовато-белый). Он не мешает видеть фрукты, а наоборот, подчеркивает их красоту. Фрукты как бы ведут дружный хоровод, любуются друг другом. Видите, как по-разному и интересно можно составить натюрморты. А сейчас вы вернетесь к своим столам и попробуете сами составить натюрморт.

После того как дети составят натюрморты, воспитатель предлагает найти для каждого натюрморта подходящий по цвету фон (ткань, бумагу) - так, чтобы натюрморт не сливался с фоном, выглядел нарядно.

Полюбовавшись вместе с  детьми составленными натюрмортами, воспитатель предлагает детям сделать набросок натюрморта карандашом (дети выбирают натюрморт по желанию).

 

Продолжение приложение 6

- После того как художник  составит натюрморт, он делает  его легкий набросок карандашом на бумаге или холсте, а уже потом пишет красками. Вот и вы сейчас попробуйте сделать набросок. Я расскажу, как это делать.

Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги - вертикально  или горизонтально, чтобы вся композиция поместилась на лист. Затем надо определить, где и как расположены предметы (в центре, сбоку, вверху, внизу), сколько пространства занимают ваза, цветы (или тарелка, фрукты). Легким движением карандаша делаем общий набросок формы предметов.

Пока дети делают наброски, звучит негромкая музыка. Воспитатель  помогает детям советом, поощряет их. В конце занятия все наброски раскладываются около того натюрморта, с которого их делали. Воспитатель оценивает работы, отмечая наблюдательность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Приложение 7

Занятие «Весточки весны»

В весенний период, на занятии  с детьми 6 лет был рассмотрен и проанализирован натюрморт «Весточки весны». Ниже представлен развернутый конспект этого занятия.

Тема – «Весенние  цветы».

Программное содержание. Продолжать учить детей внимательно  рассматривать картину, правильно понимать её содержание. Продолжать развивать связную речь у детей. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, показать красоту природы весной. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать содержание для своей будущей картины. Развивать умение передавать красоту цветов, их строение, пропорции, рисовать простой натюрморт.

Информация о работе Особенности восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста