Особенности детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение характерных особенностей психического развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по теме исследования;
2. Изучить психолого-физиологические и личностные особенности детей в дошкольном возрасте;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития детей дошкольного возраста ………………………………………………………….5
1.1. Особенности общего развития в дошкольном возрасте ………………..5
1.2. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста…8
1.3. Особенности развития личности дошкольников.…………………..……18
Глава II. Эмпирическое исследование некоторых особенностей развития дошкольников…………………………………………………………………. 25
2.1.Организация и методы эмпирического исследования…………………..25
2.2 Статистическая обработка результатов исследования …………………28
2.3 Анализ результатов исследования………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………….……………..31
Список использованной литературы…………………………………..……..34

Вложенные файлы: 1 файл

лазарева.docx

— 202.72 Кб (Скачать файл)

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений  о предмете. В этом возрасте они  только начинают формироваться. Графические  образы бедны. У одних детей в  изображениях отсутствуют детали, у  других рисунки могут быть более  детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие  дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает  положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям  доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем  дошкольном возрасте ограничена возведением  несложных построек по образцу и  по замыслу.

К концу младшего дошкольного  возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и  до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут  запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного  возраста они способны запомнить  значительные отрывки из любимых  произведений.

Продолжает развиваться  наглядно-действенное мышление. При  этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые  скрытые связи и отношения  между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется  в игре, когда одни объекты выступают  в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно  вступают во взаимодействие. Однако уже  в этом возрасте могут наблюдаться  устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно  по поводу игрушек. Положение ребенка  в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение  ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются  на оценку воспитателя.

2.2. Средний дошкольный возраст

В игровой деятельности детей  среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают  на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

 

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок  становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и  ее деталей. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования  по собственному замыслу, а также  планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка  характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются  ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие  дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются  игры с мячом.

К концу среднего дошкольного  возраста восприятие становится более  развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож  тот или иной предмет. Они могут  вычленять в сложных объектах простые формы и из простых  форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут  выучить небольшое стихотворение  и т. д.

Начинает развиваться  образное мышление. Дети оказываются  способными использовать простые схематизированные  изображения для решения несложных  задач.

Продолжает развиваться  воображение. Формируются такие  его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной  сосредоточенная деятельность в  течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно ими-тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения  ребенка и взрослого. Оно выходит  за пределы конкретной ситуации, в  которой оказывается ребенок. Ведущим  становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и  трудной для понимания, но она  вызывает интерес.

У детей формируется потребность  в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно  важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой  деятельности; появлением ролевых и  реальных взаимодействий; с развитием  изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного  мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Дети шестого года жизни  уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь  роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать  социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных  видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более  привлекательными, чем другие. При  распределении ролей могут возникать  конфликты, связанные с субординацией  ролевого поведения. Наблюдается организация  игрового пространства, в котором  выделяются смысловой «центр» и  «периферия». Действия детей в играх  становятся разно-образными.

Развивается изобразительная  деятельность детей. Это возраст  наиболее активного рисования. В  течение года дети способны создать  до двух тысяч рисунков. Рисунки  могут быть самыми различными по содержанию: это и жизненные впечатления  детей, и воображаемые ситуации, и  иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой  схематичные изображения различных  объектов, но могут отличаться оригинальностью  композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно  повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более  детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой  принадлежности и эмоциональном  состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется  умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные  детали деревянного конструктора. Могут  заменить детали постройки в зависимости  от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько  раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают  два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному  образу (в этом случае ребенок «достраивает»  природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок  подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления  детей систематизируются. Дети различают  по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные  цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в  ряд - по возрастанию или убыванию - до десяти различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного  положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и  их пространственного расположения. О длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками более длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между начальной и конечной точками прямой дорожки, то прямая дорожка (которая объективно короче извилистой) будет восприниматься детьми как более длинная. Точно так же машинка, которая проехала меньший путь, но остановилась впереди другой машинки, которая проехала больший путь, будет рассматриваться детьми как проехавшая больший путь и ехавшая быстрее. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

2.3. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить  преобразования объекта, указать, в  какой последовательности объекты  вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными  только в том случае, если дети будут  применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные  представления, отражающие представления  детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также  представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления  о цикличности изменений): представления  о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой  словесно-логического мышления. Ж. Пиаже  показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления  о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения  классов. Так, например, старшие дошкольники  при группировании объектов могут  учитывать два признака.

В качестве примера можно  привести задание: детям предлагается выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два  круга (большой и малый) и два  квадрата (большой и малый). При  этом круги и квадраты различаются  по цвету. Если показать на какую-либо из фигур и попросить ребенка назвать самую непохожую на нее фигуру, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения  в этом возрасте позволяет детям  сочинять достаточно оригинальные и  последовательно разворачивающиеся  истории. Воображение будет активно  развиваться лишь при условии  проведения специальной работы по его  активизации.

Продолжают развиваться  устойчивость, распределение, переключаемость  внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная  выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и  в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно  занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается  связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей  в игровой деятельности; структурированием  игрового пространства; дальнейшим развитием  изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением  в конструировании обобщенного  способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных  форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные  представления, комплексные представления, представления о цикличности  изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

В сюжетно-ролевых играх  дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство  и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько  центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение  партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости  от места в нем. Так, ребенок уже  обращается к продавцу не просто как  покупатель, а как покупатель - мама или покупатель - шофер и тому подобное. Исполнение роли акцентируется  не только самой ролью, но и тем, в  какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой  роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут  комментировать исполнение роли тем  или иным участником игры.

Информация о работе Особенности детей дошкольного возраста