Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 00:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУЛЬНЫХ СТИЛЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ 5
1.1 Понятие мышления и его стилей 5
1.2 Особенности развития мышления в подростковом возрасте 9
1.3 Конфликт как социально-психологическое явление 12
1.4 Психологические особенности стратегий реагирования в конфликтной ситуации 16
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ 25
2.1. Методы и организация исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования 27
2.3 Рекомендации по результатам исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема мышления и его развития остается наиболее актуальной в современной психологии. Это объясняется тем, что существует множество подходов к данной проблеме. В подростковом возрасте познавательные процессы продолжают совершенствоваться. Мальчики и девочки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. В то же время мышление в подростковом возрасте также отличается своими особенностями, закономерностями развития, знание которых дает возможность развивать интеллектуальные способности подростков.
Проблема развития мышления отражена в работах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Ж.Пиаже и др. Развитие мышления в онтогенезе исследовалось в работах А.А.Аверина, И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова, Х.Ремшмидта, Д.И.Фельдштейна и др.
Индивидуальный стиль мышления подростка влияет не только на успешность в учебе, но также на способность к пониманию другого человека, на развитие его коммуникативных навыков, способы разрешения конфликтных ситуаций. Однако данная проблема не раскрыта в психологических исследованиях.
Целью курсовой работы является изучение особенностей индивидуальных стилей мышления в подростковом возрасте и их связи со стратеями разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования: стили мышления и стратегии разрешения коннфликтов мальчиков и девочек подросткового возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь типов мышления в подростковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи исследования:
– охарактеризовать понятие мышления и его стилей, выделить особенности развития мышления в подростковом возрасте;
– дать характеристику конфликту как социально-психологическому явлению;
– раскрыть стратегии реагирования в конфликтной ситуации и особенности конфликтного потенциала подростков
– изучить индивидуальные стили мышления и стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у мальчиков и девочек подросткового возраста;
– установить взаимосвязь индивидуальных стилей мышления в подрсотковом возрасте со стратегиями разрешения конфликтных ситуаций;
– сформулировать практические рекомендации по результатам исследования.
Гипотеза исследования: существует определенная взаимосвязь между стилями мышления и стратегиями поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте.
Методы исследования:
1. Анализ
и обобщение теоретических
2. Метод тестирования:
– Методика «Тип мышления» (Приложение 1),
– тест Томаса-Килмена на изучение стиля реагирования в конфликтной ситуации (Приложение 2).
3. Методы математической статистики: коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Эмпирическая база исследования: выборку составили старшие подростки в возрасте 15-16 лет, всего 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек.
Первоначально дадим определение мышления, с выделением его операций, форм и видов. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами [28, с. 81]. Психологический словарь дает такое определение мышления: «Мышление- это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности»[23, с. 222].
Выделяют следующие операции мышления:
1) анализ
– мыслительная операция
2) синтез
– мыслительная операция, позволяющая
в едином аналитико-
Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса (С.Л.Рубинштейн).
3) сравнение – операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом общности или различия между ними.
4) абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении несущественных признаков предметов, явлений и выделения в них основного, главного.
5) обобщение
– объединение многих
Все эти операции, по мнению С. Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений).
Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов различают два вида обобщения: формально-эмпирическое и содерджательное (теоретическое). Формально-эмпирическое обобщение осуществляется путем сравнения ряда объектов и выявления внешне одинаковых и общих признаков. Содержательное (теоретическое) обобщение основано на глубоком анализе объектов и выявлении скрытых общих признаков, отношений и зависимостей.
Различают следующие конкретные формы мышления:
1) понятие
– отражение в сознании
2) суждение
– основная форма мышления, в
процессе которой утверждаются
или отражаются связи между
предметами и явлениями
3) аналогия
- такое умозаключение, в котором
вывод делается на основании
частичного сходства между
Наименьшую единицу логического мышления — суждение — выделил Платон. Классифицировав суждения на общие и частные, Аристотель показал, что законы природы и общества могут быть выражены только в форме общих суждений, истинных для всех объектов данного класса. Он доказал, что если обе посылки частные, то из них нельзя сделать логического вывода, и предложил правила формирования умозаключения — силлогизма. Например, два суждения: «драгоценные металлы не ржавеют» (большая посылка) и «золото — драгоценный металл» (малая посылка) взрослый человек, обладающий развитым мышлением, воспринимает не как два изолированных, стоящих рядом предложения, а как готовое логическое отношение, из которого делает вывод: «Следовательно, золото не ржавеет». Этот вывод не требует непременно личного опыта, он может быть сделан при помощи силлогизма, созданного в историческом процессе развития мышления.
Выделяют следующие виды мышления:
- наглядно-действенное – мышление, непосредственно включенное в деятельность.
- наглядно-образное
– мышление, осуществляющееся на
основе образов, представление того,
что воспринимал человек
- словесно-логическое (абстрактно-логическое или отвлеченное) – мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, оно тесно связано с речью.
Наконец, различают определенные способы мышления:
1. индукция
– способ мышления, при котором
умозаключение идет от
2. дедукция – способ мышления, осуществляющегося в обратном порядке индукции – от общего к частному, единичному.
Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
1) формирование и усвоение понятий и
2) решение проблем.
Формирование понятий – это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий. Данные положения раскрыты в работах Дж. Брунера, Л.С. Выготского, Ж.Пиаже.
Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является обратимость мыслительных операций. Мышление как процесс представляет собой непрерывный обратимый перевод информации с языка образов на язык символов. На это в своих работах указывают Л.М. Веккер и Ж.Пиаже.
По мнению Л.М. Веккера, специфика мышления заключается в самом процессе обратимого перевода информации с языка образов на символический речевой язык. Если задача воплощает в себе рассогласованность искомых отношений как на языке образов, так и на речевом, что исключает возможность взаимоперевода, то решение содержит в себе согласование обеих форм и допускает обратимость перевода. Если при оперировании образами не вычленяются отношения или они выделяются, но не переводятся на язык символов, или если не сохраняется инвариантность отношений в процессе перевода, то это оперирование не есть мышление. По мере совершенствования мыслительного процесса в нем в качестве компонентов используются не только понятия, но и такие производные от них более сложные образования, как суждения и умозаключения, и, кроме того, возрастает длина цепи, которую человек может строить из этих элементов. Однако уровень развития связан не только с составом компонентов и длиной формируемой из них цепи, но и с динамической структурой мышления, т.е. существенное значение имеет скорость, с которой человек может приспосабливать элементы и операции к конкретным задачам. Способность гибко пользоваться освоенными операциями и операторами и быстро переключаться с одного объекта познания на другой, устанавливая связи между различными объектами мысли, называют сообразительностью.
Различают мотивы мышления двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.) Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.
Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека – это, прежде всего результат развития его ума в процессе жизни, познания действительности, в процессе обучения. Определенное, хотя и нерешающее значение имеют и особенности высшей нервной деятельности, в частности тип нервной системы.
К индивидуальным особенностям мышления относят индивидуальные стили мышления. Подробная классификация стилей мышления дана в работе Р. Харрисона и Р. Брэмсона (1984). Они разработали типологию стилей мышления, в которой выделяют пять стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический [30]. Для изучения этих стилей был создан специальный опросник.
Стиль мышления – это система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей: характера, мотивации, системы ценностей и т.д. Формируясь у человека еще с детства под влиянием воспитания, личного опыта, стиль мышления развивается в течение всей жизни человека. Таким образом, стиль мышления определяет различия между людьми в том, как они понимают, осмысляют окружающую действительность и как эти способы осмысления влияют на организацию человеком своего поведения [1].
Индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.
Характеристика стилей мышления
Синтетический стиль. Термин синтез означает процесс практического или мысленного построения из каких-либо элементов, частей или сторон объекта единого целого. Человек, предпочитающий синтетический стиль мышления, стремится избегать всего застывшего, неизменного. Никогда не изменяющиеся люди и вещи, рутина, шаблон, жесткая структура, расхожие идеи и авторитеты вызывают в синтетике невыносимую скуку, а также стремление к их критическому пересмотру. Такое стремление к новизне сочетается у синтетиков с определенной умственной смелостью. Их не страшит неопределенность, неизвестность.
Идеалистический стиль. Идеалистам свойственен широкий взгляд на вещи. Они склонны к глобальным обобщениям и оценкам, не утруждая себя при этом анализом деталей и фактов. Идеалисты демонстрируют свои лучшие мыслительные качества, когда трудно четко сформулировать проблему, когда важными факторами решения являются эмоции и чувства, оценки и ценности, т.е. этически сложные, неоднозначные ситуации. У них хорошо развита интуиция именно в сфере человеческих отношений.
Прагматический стиль. Основной критерий правильности идей, решений, мнений, оценок с точки зрения прагматиков – свой личный опыт. Девиз прагматиков: «Годится все, что работает» и «Что-нибудь да сработает». Люди, предпочитающие прагматический стиль мышления, склонны к поиску решения проблем, используя лишь те средства и ресурсы, которые лежат у них под рукой. Им не свойственно запрашивать дополнительную информацию, материалы. По мнению прагматика, все события в мире происходят несогласованно и мало зависят от нашей воли. Поэтому, решая проблемы, нужно действовать здесь и сейчас, «а там посмотрим».