Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа
Цель данного исследования – изучить особенности проявления коммуникативной функции общения в студенческом коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ проблемы общения в трудах отечественной и зарубежных психологов.
2. Изучение особенностей коммуникативной стороны общения.
3. Рассмотрение специфики общения в студенческой среде.
4. Изучить уровень коммуникативного контроля и уровень общительности в студенческом коллективе.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ И ЕГО СПЕЦИФИКИ В ПСИХОЛОГИИ 8
1.1 Анализ проблемы общения в трудах отечественных и зарубежных психологов. 8
1.2 Коммуникативная сторона общения: особенности, характеристика, функции 13
1.3 Специфика общения в студенческой среде 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ 27
2.1 Этапы и методы исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов 29
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 43
Для проведения сравнительного анализа уровня общительности в исследуемых группах составим сводную диаграмму (рис.2.3).
Рисунок 2.3 - Уровень общительности в исследуемых группах
На рисунке 2.3 видно, что для большинства испытуемых группы «А» (11 человек – 55%) характерны затруднения в коммуникациях, они замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество.
Для большинства испытуемых группы «Б» (11 человек – 55%) характерна нормальная коммуникабельность, они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми.
Обобщив данные по результатам
проведенных методик можно
Для студентов 1 курса характерно:
Таким образом, можно говорить о том, что студенты 3 курса имеют более высокую потребность в общении, чем студенты 1 курса.
Для определения достоверности
сделанных выводов об особенностях
потребности в общении в
Среднее арифметическое составляют: в уровне коммуникативного контроля группа «А» , группа «Б» ;
В уровне общительности группа «А» ,
Группа «Б»
Разница по абсолютной величине между средними различиями: в уровне коммуникативного контроля группа «А» и «Б»:
|X-Y|=6.55-3.05=3.50
В уровне общительности группа «А» и «Б»:
|X-Y|=16.65-24.35=-7.7
Подсчет выражения дает: по уровню коммуникативного контроля группа «А» и «Б» дает:
По уровню общительности группа «А» и «Б»:
Тогда значение , вычисляемое по формуле таково:
По уровню коммуникативного контроля группа «А» и «Б»:
По уровню общительности группа «А» и «Б»:
В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:
Число степеней свободы k=38 находим по таблице значений критерия Стьюдента (t-критерия) для данного числа:
2,02 для p ≤ 0,05
2,71 для p ≤ 0,01
3.56 для p ≤0,001
Строим «ось значимости»:
Рисунок 2.4 - Ось значимости
Таким образом, сопоставив полученные значения с осью значимости, мы определили, что они находятся в зоне значимости. Таким образом, мы можем говорить о достоверности сделанных нами выводов о том, что в студенческом возрасте от 1 курса к 3 возрастает потребность в общении.
Целью проведения исследования стала проверка гипотезы, заключающей предположение о том, что в студенческом возрасте от 1 курса к 3 возрастает потребность в общении и уровень коммуникативного контроля личности.
Обобщив данные по результатам
проведенных методик можно
Для студентов 1 курса характерно:
Таким образом, можно говорить о том, что студенты 3 курса имеют более высокую потребность в общении, чем студенты 1 курса.
Общение – важная духовная
потребность человека как общественного
существа. Потребность человека в
общении обусловлена
Общение – это сложный,
многоплановый процесс
Общение включает в себя
обмен информацией между
Рассматриваемое в единстве
этих трех сторон, общение выступает
как способ организации совместной
деятельности и взаимоотношений
включенных в нее людей. Удовлетворение
потребностей человека оказывается
изначально возможным лишь в том
случае, если он вступает в общение,
взаимодействуя с другими людьми.
Это порождает потребность
Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.
По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.
В ходе проведенного исследования мы выявили, для студентов 3 курса характерен:
Для студентов 1 курса характерно:
Таким образом, можно говорить о том, что студенты 3 курса имеют более высокую потребность в общении, чем студенты 1 курса.
Таблица 2.3 Анализ различий в уровне коммуникативного контроля
№ |
Выборки |
Отклонения от среднего |
Квадраты отклонений | |||
Группа А |
Группа Б |
|||||
1 |
8 |
3 |
1.45 |
-0.05 |
2.1025 |
0.0025 |
2 |
4 |
2 |
-2.55 |
-1.05 |
6.5025 |
1.1025 |
3 |
7 |
3 |
0.45 |
-0.05 |
0.2025 |
0.0025 |
4 |
5 |
5 |
-1.55 |
1.95 |
2.4025 |
3.8025 |
5 |
5 |
5 |
-1.55 |
1.95 |
2.4025 |
3.8025 |
6 |
9 |
3 |
2.45 |
-0.05 |
6.0025 |
0.0025 |
7 |
10 |
6 |
3.45 |
2.95 |
11.9025 |
8.7025 |
8 |
5 |
2 |
-1.55 |
-1.05 |
2.4025 |
1.1025 |
9 |
5 |
2 |
-1.55 |
-1.05 |
2.4025 |
1.1025 |
10 |
4 |
4 |
-2.55 |
0.95 |
6.5025 |
0.9025 |
11 |
6 |
4 |
-0.55 |
0.95 |
0.3025 |
0.9025 |
12 |
7 |
1 |
0.45 |
-2.05 |
0.2025 |
4.2025 |
13 |
8 |
2 |
1.45 |
-1.05 |
2.1025 |
1.1025 |
14 |
10 |
4 |
3.45 |
0.95 |
11.9025 |
0.9025 |
15 |
4 |
3 |
-2.55 |
-0.05 |
6.5025 |
0.0025 |
16 |
10 |
2 |
3.45 |
-1.05 |
11.9025 |
1.1025 |
17 |
4 |
3 |
-2.55 |
-0.05 |
6.5025 |
0.0025 |
18 |
10 |
2 |
3.45 |
-1.05 |
11.9025 |
1.1025 |
19 |
4 |
2 |
-2.55 |
-1.05 |
6.5025 |
1.1025 |
20 |
6 |
3 |
-0.55 |
-0.05 |
0.3025 |
0.0025 |
Суммы: |
131 |
61 |
0 |
0 |
100.95 |
30.95 |
Среднее: |
6.55 |
3.05 |
Информация о работе Особенности коммуникативной стороны общения в студенческом коллективе