Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом исследования стали дети с ЗПР старшего дошкольного возраста, находящиеся на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Предметом исследования является состояние речи у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

«Особенности коррекционной работы по ра.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

 

Список литературы

 

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. – М., 2000.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Выготский Л.С. Собрание соч. Т. 5. – М., 1983.
  4. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост. В.М.Астапов. – М., 1995.
  5. Дефектологический словарь / Гл. ред. А.И.Дьячков, 1970.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М.: Медицина, 1993.
  7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
  8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулаповой. – М.: Академия, 1999.
  9. Коррекционная педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.
  10. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г
  11. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: Учебн. пособие. – М., 1985.
  12. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практич. пособие. – М., 2002.
  13. Международная классификация болезней. Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. на рус. яз. под ред. Ю.Л.Муллера, С.Ю.Циркина. – СПб.: Оверлайд, 1994.
  14. Немов Р.С. Психология: Учебн. пособие дя студентов высш. пед. уч. заведений. В 3 кн.: Т. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.
  15. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с  детьми с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. Ковалев В.В.
  16. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2003.
  17. Певзнер М.С., Власова Т.А. Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1998.
  18. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.Н., Мастюкова Л.И. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982.
  19. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1962.

20.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебн. пособие. – М., 1970.

 

Приложение 1

Речевая карта

1   Фамилия,  имя  

  1. Дата рождения     
  2. Дата поступления в группу
  3. Домашний адрес  

телефон

5. Ф.И.О. родителей

Место работы и должность матери

Место работы и должность отца

б  Кем направлен  

7. Заключение  специалистов:

-отоларинголог  

-психиатр

-невропатолог

-окулист    

Заключение  медико-педагогической комиссии

8. Данные о  ходе общего и речевого развития:

-как протекала беременность

-роды  (быстрые» стремительные, обезвоженные, стимуляция)

-сразу ли закричал (была ли асфиксия)

-взял ли сразу грудь 

-когда выписались из роддома когда стал держать головку

-когда стал сидеть   _________

-когда стал ходить   _________

-когда появились первые зубы

-когда  появилось гуление   __

-когда появился лепет ______

когда появились первые слова когда появились первые фразы

-речевая среда

-нарушение речи с_________лет;

-перенесенные заболевания до года

-после года____________________

-инфекции__________________

-ушибы, травмы головы _________

-судороги при высокой температуре

Логопедическое   обследование

I.   Состояние интеллекта

Счет (пересчитать предметы в пределах 3—5):

-сколько лап у собаки?

-у лисы?

-у  «медведя?

(справился устно или с помощью наглядного материала?) — сколько курочек за забором? ____________________________

II.   Конструктивная   деятельность

Собрать матрешку (4—6 шт.)________________________________

Собрать пирамидку__________________________________________

Собрать почтовый ящик _______

Собрать картинку из 2—4 частей , 4-ый лишний»     _______..._____

Классификации предметов:

-части тела___________

-игрушки;_______

-одежда_____________

-мебель _____________

-фрукты____________

-грибы__________

-деревья ________

-птицы__________

-семья_____

-обувь _____

-посуда ____

-овощи____

-ягоды____

-цветы____

-дикие и домашние  животные насекомые,_________

Определить последовательность действий (серия картин) _______

III.   Моторное   развитие

Общая моторика:

-походка    __

-выполняет ли упражнения по показу______

-по словесной инструкции_________________

-прыжки па 2-х ногах, на левой, на правой____

Мелкая моторика:

-умеет ли сам застегивать и расстегивать одежду

-завязывать и развязывать шнурки____________

-какой рукой ест_____________________________

-сам ест или кормят___________________________

-хорошо жует пищу или давит ее__

-как глотает, не поперхивается ли

IV.  Строение  артикуляционного   аппарата

Губы (толстые, короткие, нет ли расщелины) __________________.

Зубы   (редкие,   кривые,  мелкие,  вне  челюстной  дуги,  крупные).

Прикус (открытый передний, открытый боковой и т. д.)_________

Твердое небо (высокое, узкое, плоское, укороченное)___________

Мягкое небо (нет ли расщелины)________________________

Язык  (массивный, маленький)________________________________

Подъязычная уздечка (короткая, прирощенная) __

V.   Артикуляционная   моторика

Оскал__________________________________________

Улыбка, трубочка__

Поднимание бровей

Поочередное зажмуривание глаз_________

Подвижность, точность и объем движений

Сделать язык широкий, узкий___________

Поднять кончик языка  на верхнюю губу

Опустить на нижнюю________________

Облизать губы____________________

Маятник___________________________

Пощелкать языком

Координация движений (хорошая» нарушенная, грубо нарушена)

Способность к переключению и удержанию позы________________

Отклонение кончика  языка при высовывании __________________

Тремор копчика языка  при повторных движениях_____________

Удержание позы   _____________________________

Гиперкинезы при замедлении темна движения, при повторных движениях кончика языка__________________________________

VI. Общее звучание речи

Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное –

Голос (нормальный, тихий, громкий)______________

Дикция_______________________________________

Выразительность речи (выразительная, невыразительная) Темп  (быстрый, медленный, нормальный)_____________

Ритм (правильность употребления пауз в речевом потоке)

VII. Понимание речи

1. Существительные:

-какие игрушки знает (покажи зайку, мишку и т. д) дай куклу, пирамидку;

-знает  ли  названия  предметов в быту,  части своего тела, животных   

-может ли узнавать предметы по картинкам;

2. Глаголы (по картинкам):

-покажи, где девочка идет, ест, читает и т. д;

-покажи, кто шьет, рисует, одевается, раздевается, умывается, вытирается_____________________________

3   Прилагательные:

-знает ли цвета и их оттенки____________________

-величину   предметов    (большой-маленький; широкий-узкий, толстый — топкий);

-признаки предметов (гладкий, пушистый, мягкий)_________

4   Понимание просьбы:

-садись за стол, подойди к столу и т. д.__________________

5. Понимание грамматических форм слова:

-единственное и множественное число существительных (где шар —где шары, дай гриб —дай грибы)________________

-единственное и множественное число глагола (покажи, где поют, а где поет);

-слова с уменьшительно-ласкательным значением (где стол, а где столик, покажи ложку, покажи ложечку);

-понимание рода (покажи, где Валя упала, а где Валя упал);

-понимание предлогов  (положи карандаш на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой) _________

6. Понимание текста «Катя и Маша»:

Катя пошла в лес  за грибами. Она с собой взяла  маленькую

Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину ....... и перенесла Машу через речку.

Вопросы: Покажи, кто пошел  в лес?

Кого Катя взяла с  собой?

Что повстречали дети на своем пути?

Кого Катя посадила себе на спину?

Ответы:     (словесно, показал).

 
VIII.  Произношение

—  гласные   ______________________________________________

—  свистящие с _______с"_______ з _______ з"_______ ц_____

—  шипящие ш ______.       ж __________ч _____ щ _______

—  соноры л __________л" __________ р _________ р"_______

и_________ я__________ е __________ё ______ ю_________

к _______ к _______г _______г"_______ х _______х-____

п-б __________   п"-б"__________ д-т _________ д"-т________

ф-в _______ фм-в" _______ м-м" _________ н-н" _

—  дифференциация звуков с-ш____________ з-ж ___

с-з _______________________с-ц ____________

Л-р________________________   И-ЛЬ___________

X.  Фонематическое  восприятие и звуковой   анализ

1: Слова-паронимы: — покажи, где-коса—коза ___

-удочка—уточка миска—мишка

-точка—бочка

-дом—дым

-рак—лак

2. Различение звуков  в слогах: па-ба; да-та; ка-га-ка; да-та-да.

3. Анализ звукового  состава: выделение  начального гласного   «АУ»   (какой   первый  звук? сколько звуков?)_____________

4. Выделение ударного  гласного из начала слога:

ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET

МАТЕРИАЛ  НЕПОЛНЫЙ

душ________________________

6. Выделение конечного ударного гласного:

луна ___________шары ________

мука________________________

7. Произношение слов  сложного слогового состава: картина______________ машина_______

снеговик__________ телевизор

сковорода _________________аквариум

пианино_________________     лекарство

сквозняк ___________________милиционер

водопроводчик_____________      простокваша

8. Фразы:

Ребята слепили снеговика_________________

ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET

МАТЕРИАЛ  НЕПОЛНЫЙ

-самостоятельное называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую категорию. (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь и т. д.) _________

-объединение предметов в обобщающую группу (как можно  одним словом шубу, пальто, юбку и т. д.) ___

-глаголы, обозначающие действия предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления. Кто что делает?

собака __________________; рыба ________________

врач ____________________; мальчик_____________   

2. Прилагательные:

-цвет

-величина

-форма (квадрат» круг, прямоугольник)

3. Детеныши животных и птиц:

-у лошади

-у собаки.

- у овцы

-у лисы _

-у утки__

-У коровы.

- у кошки _

-у козы___

-у волка _

-У курицы

4. Подобрать слова с противоположным значением:

Этот стол большой, а этот?___________________

Информация о работе Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии