Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 08:14, курсовая работа
Целью нашей работы является оценка уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью (дети с ЗПР) дошкольного возраста с дальнейшим подбором и апробированием методик по коррекции выявленных отклонений.
Объектом исследования стали дети с ЗПР старшего дошкольного возраста, находящиеся на лечении и обучении в ГОУ я/с №1478 компенсирующего вида для детей с ЗПР.
Предметом исследования является состояние речи у детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование аспекта работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 6
1.1 Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2 Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Специфика коррекционной работы 9
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование 16
2.1 Диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 16
2.2Проведение коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном развитии 19
2.3Итоговая диагностика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 2 22
Заключение 23
Список литературы 25
Список литературы
20.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебн. пособие. – М., 1970.
Приложение 1
Речевая карта
1 Фамилия, имя
телефон
5. Ф.И.О. родителей
Место работы и должность матери
Место работы и должность отца
б Кем направлен
7. Заключение специалистов:
-отоларинголог
-психиатр
-невропатолог
-окулист
Заключение медико-педагогической комиссии
8. Данные о
ходе общего и речевого
-как протекала беременность
-роды (быстрые» стремительные, обезвоженные, стимуляция)
-сразу ли закричал (была ли асфиксия)
-взял ли сразу грудь
-когда выписались из роддома когда стал держать головку
-когда стал сидеть _________
-когда стал ходить _________
-когда появились первые зубы
-когда появилось гуление __
-когда появился лепет ______
когда появились первые слова когда появились первые фразы
-речевая среда
-нарушение речи с_________лет;
-перенесенные заболевания до года
-после года____________________
-инфекции__________________
-ушибы, травмы головы _________
-судороги при высокой температуре
Логопедическое обследование
I. Состояние интеллекта
Счет (пересчитать предметы в пределах 3—5):
-сколько лап у собаки?
-у лисы?
-у «медведя?
(справился устно или с помощью наглядного материала?) — сколько курочек за забором? ____________________________
II. Конструктивная деятельность
Собрать матрешку (4—6 шт.)__________________________
Собрать пирамидку_____________________
Собрать почтовый ящик _______
Собрать картинку из 2—4 частей , 4-ый лишний» _______..._____
Классификации предметов:
-части тела___________
-игрушки;_______
-одежда_____________
-мебель _____________
-фрукты____________
-грибы__________
-деревья ________
-птицы__________
-семья_____
-обувь _____
-посуда ____
-овощи____
-ягоды____
-цветы____
-дикие и домашние животные насекомые,_________
Определить последовательность действий (серия картин) _______
III. Моторное развитие
Общая моторика:
-походка __
-выполняет ли упражнения по показу______
-по словесной инструкции_________________
-прыжки па 2-х ногах, на левой, на правой____
Мелкая моторика:
-умеет ли сам застегивать и расстегивать одежду
-завязывать и развязывать шнурки____________
-какой рукой ест___________________________
-сам ест или кормят________________________
-хорошо жует пищу или давит ее__
-как глотает, не поперхивается ли
IV. Строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, короткие, нет ли расщелины) __________________.
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные).
Прикус (открытый передний, открытый боковой и т. д.)_________
Твердое небо (высокое, узкое, плоское, укороченное)___________
Мягкое небо (нет ли расщелины)____________________
Язык (массивный, маленький)____________________
Подъязычная уздечка (короткая, прирощенная) __
V. Артикуляционная моторика
Оскал_________________________
Улыбка, трубочка__
Поднимание бровей
Поочередное зажмуривание глаз_________
Подвижность, точность и объем движений
Сделать язык широкий, узкий___________
Поднять кончик языка на верхнюю губу
Опустить на нижнюю________________
Облизать губы_________________
Маятник_______________________
Пощелкать языком
Координация движений (хорошая» нарушенная, грубо нарушена)
Способность к переключению
и удержанию позы______________
Отклонение кончика языка при высовывании __________________
Тремор копчика языка
при повторных движениях_______
Удержание позы _____________________________
Гиперкинезы при замедлении темна движения,
при повторных движениях кончика языка_________________________
VI. Общее звучание речи
Хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное –
Голос (нормальный, тихий, громкий)______________
Дикция________________________
Выразительность речи (выразительная, невыразительная) Темп (быстрый, медленный, нормальный)_____________
Ритм (правильность употребления пауз в речевом потоке)
VII. Понимание речи
1. Существительные:
-какие игрушки знает (покажи зайку, мишку и т. д) дай куклу, пирамидку;
-знает ли названия предметов в быту, части своего тела, животных
-может ли узнавать предметы по картинкам;
2. Глаголы (по картинкам):
-покажи, где девочка идет, ест, читает и т. д;
-покажи, кто шьет, рисует, одевается, раздевается,
умывается, вытирается____________________
3 Прилагательные:
-знает ли цвета и их оттенки____________________
-величину предметов (большой-маленький; широкий-узкий, толстый — топкий);
-признаки предметов (гладкий, пушистый, мягкий)_________
4 Понимание просьбы:
-садись за стол, подойди к столу и т. д.__________________
5. Понимание грамматических форм слова:
-единственное и множественное число существительных (где шар —где шары, дай гриб —дай грибы)________________
-единственное и множественное число глагола (покажи, где поют, а где поет);
-слова с уменьшительно-ласкательным значением (где стол, а где столик, покажи ложку, покажи ложечку);
-понимание рода (покажи, где Валя упала, а где Валя упал);
-понимание предлогов (положи карандаш на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой) _________
6. Понимание текста «Катя и Маша»:
Катя пошла в лес за грибами. Она с собой взяла маленькую
Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу себе на спину ....... и перенесла Машу через речку.
Вопросы: Покажи, кто пошел в лес?
Кого Катя взяла с собой?
Что повстречали дети на своем пути?
Кого Катя посадила себе на спину?
Ответы: (словесно, показал).
VIII. Произношение
— гласные ______________________________
— свистящие с _______с"_______ з _______ з"_______ ц_____
— шипящие ш ______. ж __________ч _____ щ _______
— соноры л __________л" __________ р _________ р"_______
и_________ я__________ е __________ё ______ ю_________
к _______ к _______г _______г"_______ х _______х-____
п-б __________ п"-б"__________ д-т _________ д"-т________
ф-в _______ фм-в" _______ м-м" _________ н-н" _
— дифференциация звуков с-ш____________ з-ж ___
с-з _______________________с-ц ____________
Л-р________________________ И-ЛЬ___________
X. Фонематическое восприятие и звуковой анализ
1: Слова-паронимы: — покажи, где-коса—коза ___
-удочка—уточка миска—мишка
-точка—бочка
-дом—дым
-рак—лак
2. Различение звуков в слогах: па-ба; да-та; ка-га-ка; да-та-да.
3. Анализ звукового состава: выделение начального гласного «АУ» (какой первый звук? сколько звуков?)_____________
4. Выделение ударного гласного из начала слога:
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
душ________________________
6. Выделение конечного ударного гласного:
луна ___________шары ________
мука________________________
7. Произношение слов
сложного слогового состава:
снеговик__________ телевизор
сковорода _________________аквариум
пианино_________________ лекарство
сквозняк ___________________милиционер
водопроводчик_____________
8. Фразы:
Ребята слепили снеговика______
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕННА АВТОРАМИ NEZACHETOV.NET
МАТЕРИАЛ НЕПОЛНЫЙ
-самостоятельное называние детьми видовых понятий, входящих в какую-либо обобщающую категорию. (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь и т. д.) _________
-объединение предметов в обобщающую группу (как можно одним словом шубу, пальто, юбку и т. д.) ___
-глаголы, обозначающие действия предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные явления. Кто что делает?
собака __________________; рыба ________________
врач ____________________; мальчик_____________
2. Прилагательные:
-цвет
-величина
-форма (квадрат» круг, прямоугольник)
3. Детеныши животных и птиц:
-у лошади
-у собаки.
- у овцы
-у лисы _
-у утки__
-У коровы.
- у кошки _
-у козы___
-у волка _
-У курицы
4. Подобрать слова с противоположным значением:
Этот стол большой, а этот?___________________