Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55

Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Pisareva.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

- создание ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности;

- использование разнообразных форм и методов обучения при организации учебной деятельности;

- обучение младших школьников приемам самоконтроля;

- обучение младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания, способам корректировки полученного результата;

- осуществление целенаправленной работы с родителями.

Для реализации этих условий  она предлагает использовать следующие формы работы: работа в парах, работа в творческих группах, индивидуальная работа учителя с учеником, индивидуальная работа родителя с учеником, самостоятельная работа учащегося [18, с.3].

 

Для обучения младших школьников приемам самооценивания и взаимооценивания целесообразноиспользовать разнообразные формы оценивания:

1. Папки индивидуальных  достижений. На каждого ученика  были заведены папки индивидуальных  достижений, в которых накапливались  контрольные, творческие работы  учащихся, тематические оценочные  листы по основным предметам (русский язык, математика, чтение).

2. Тематические оценочные  листы. В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика в виде определенных символов (1_й класс), например: «круг» – тема усвоена полностью, знания осознанные, прочные; «квадрат» – тема в целом усвоена; «треугольник» – тема усвоена не до конца; «отрезок» – тема не усвоена.

При оценке по 5-балльной шкале (2-й класс) учителем даются письменные рекомендации ученику и родителям по ликвидации пробелов в знаниях и подбирается материал для индивидуальной работы. Уровень обученности в оценочных листах фиксируется как учителем, так и самими учащимися, что позволяет отслеживать уровень объективности самооценки, планировать дальнейшую работу с каждым учеником. Для того чтобы ученик мог объективно оценить свои знания, учитель предлагает в начале изучения каждой темы критерии, по которым умения и навыки учеников будут оцениваться в рамках данной темы.

3. Дневники достижений. В  данном дневнике ребята самостоятельно оценивают свои знания по 5-балльной системе по заранее предложенным критериям, выработанным учителем совместно с учащимися, оценки выставляются по основным темам. Учитель систематически проверяет эти дневники, выставляет рядом с оценкой учащегося свою отметку, дает рекомендации родителям. Родители регулярно проверяют дневники для самооценок, следят за выполнением рекомендаций учителя, задают вопросы учителю на страницах дневника [18, с.6].

 

Рассматривая проблему формирования самооценки у детей младшего школьного возраста, можно утверждать, что знания должны стимулировать развитие детей, в том числе и формирование у детей самооценки как результата познания не только окружающего мира, но и обогащения знаний о себе как личности. В процессе учебной деятельности следует давать младшим школьникам не детализированные разрозненные сведения, а систематизированный круг представлений, отражающих существенные связи и зависимости действительности. В этом случае у детей развивается умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в собственную картину мира, что создаёт важные предпосылки для усложнения форм познания окружающего мира и формирования самосознания – основы самооценки [42, с.131].

            Как уже отмечалось, формирование  самооценки младших школьников  происходит главным образом на  основе ведущей деятельности  - учения, хотя в этом возрасте  ещё не утратила своего значения  игровая деятельность. Могилёва  В.Н. обращает внимание на то, что семилетний ребенок, пришедший  в школу, сначала непроизвольно  запоминает внешне яркие и  эмоционально впечатляющие события,  предметы, явления. Но школьная  жизнь такова, что требует от  детей произвольности запоминания  учебного материала; кроме того  младшие ученики должны запомнить  новый режим дня, правила поведения  в школе, домашние задания и  многое другое. У детей вырабатывается  различение мнемических задач. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера самой мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соответственно, самооценка ребёнка младшего школьного возраста зависит от успешности в учебной деятельности, от уровня произвольности внимания, запоминания учебного материала и его воспроизведения [28, с.69].

         Б.Г. Ананьев, исследуя психологические  аспекты педагогической оценки, отметил, что с поступлением ребенка в школу под влиянием учебной деятельности начинается перестройка всех его познавательных процессов,  приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств, способности оценить свои достижения в этих видах деятельности, в основном – в ведущей учебной деятельности. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель. Научно доказано, что обычные дети, имеющие достаточную или высокую самооценку, способны достигать больших успехов в младших классах школы, даже усваивать более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Учитель, работающий с детьми младшего школьного возраста, должен об этом помнить и с целью повышения самооценки детей стараться своевременно отмечать у них любые проявления произвольности познавательных процессов [3, с.102].

         А.И. Липкина подчёркивает, что  особую трудность для детей, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения в процессе учебной деятельности. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Учителя, работающие в начальной школе, должны учитывать, что оценка, которую они дали  ребёнку на уроке может восприниматься им как общая оценка его личности и в целом повлиять на процесс формирования у него самооценки [25, с.74].

          О.С. Богданова, В.И. Петрова  подчёркивают, что результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами, поэтому учитель должен опираться на личностно-ориентированную модель образовательного процесса. Цель личностно-ориентированной модели – содействовать становлению ребёнка как личности, способствовать развитию его способности к самоактуализации, что невозможно без формирования самооценки. Чтобы не занизить самооценку ребёнка, способы общения в рамках данной модели предполагают умение учителя встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития [8, с.91].

В работе по формированию позитивной самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности следует опираться на такие факторы как: уверенность в собственной способности к учебной деятельности, чувство собственной значимости.

Эффективность становления  оценочной деятельности во многом определяется характером общения учителя и  детей в процессе учебной деятельности, поэтому учитель должен соблюдать следующие условия:

- выражать свое  положительное отношение к результатам  учебной деятельности младшего  школьника (особенно в первом  классе, в период школьной адаптации)  и обеспечивать оценочный подход  к остальным видам деятельности (художественной, спортивной, трудовой  и т.д.);

- организовать  учебный процесс, обеспечивая  накопление детьми позитивного  опыта индивидуальной учебной  деятельности; ставя дидактическую  задачу, показывая способы решения  и оценивая исполнение;

- предоставлять  образцы результатов учебной деятельности и тем самым давать ребенку критерии правильности ее выполнения;

- помогать ребенку овладеть сравнительной оценкой результатов своей учебной деятельности с деятельностью одноклассников [16, с.53].

Л.И. Матвеева, исследуя развитие младшего школьника как  субъекта учебной деятельности, отметила, что важным условием успешности формирования у детей младшего школьного возраста умения оценивать выполненные действия является соблюдение постепенности следующих этапов работы:

- первый этап  предполагает совместную деятельность  учителя и ребенка (учитель  передает образцы развернутых  словесно-оценочных суждений и  соотносит их с оценочной меркой);

- второй этап  предполагает оценивание ребенком  учебных действий сверстников  (ребенок соотносит оценку товарища  и свою собственную, реализуя  механизм перевода оценки в  самооценку);

- третий этап  предполагает самостоятельное оценивание  выполняемого учебного  действия  на основании соотнесения собственной  оценки с оценкой одноклассника и учителя [27, с.115].

Важное условие  успешного формирования самооценки - учителю следует придерживаться на уроке следующей структуры:

- вводная часть,  создающая последовательную мотивацию  на учебную деятельность;

- основная часть,  решающая основные образовательные  задачи (дети выполняют учебные  задания, учитель осуществляет  востребованную индивидуальную  помощь, поддержку, индивидуально поощряет их достижения);

- итоговая часть,  в которой дети самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности по предложенным критериям. [27, с.119].

М.В. Гамезо, И.Г. Неволин, исследуя психосоматические аспекты познавательной деятельности, выделяют следующее условие - при организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с целью формирования их самооценки следует четко определять  задачи (на каждый урок следует брать не более 1-2 задач):

- учить соотносить  учебную цель и результат учебной  деятельности;

- учить самооценке  путем переноса взаимооценки в самооценку;

- учить давать  себе адекватную самооценку;

- учить рассказывать  о своей деятельности, сравнивать  ее с образцом и др.

        Следует использовать специальные приёмы по формированию самооценки. Эффективным является такой приём: после каждого урока проводить индивидуальные беседы с использованием модели самооценки (5 пальцев руки: мизинец – то, что мы хотим сделать, наша цель; безымянный палец – что нам для этого нужно, материал; средний палец – с помощью чего мы это будем делать; указательный палец – последовательность или план выполнения задания; большой палец – результат деятельности) [12, с.97].

Необходимым условием формирования самооценки у детей в процессе учебной деятельности является учёт индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

Таким образом, можно сделать  вывод, что успешная учебная деятельность, осознание своих способностей и  умений качественно выполнять учебные  задания, предлагаемые учителем, приводят к становлению у детей младшего школьного возраста чувства компетентности – нового аспекта самосознания и  самооценки, который наряду с развитием  сферы произвольности можно считать  центральным новообразованием детей  этого возраста. Успешность формирования самооценки зависит от ряда условий, которые учителю, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо учитывать при организации учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по теоретической части исследования

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки у детей младшего школьного  возраста, мы можем охарактеризовать самооценку как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности; как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие её внутреннего мира.

Самооценка является одним  из важных регуляторов поведения  и оказывает существенное влияние  на отношение к учебной деятельности. Адекватность самооценки во многом зависит  от уровня социальной зрелости субъекта, его жизненного опыта, полученного  образования.

Младший школьный возраст  – это период позитивных изменений  и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах  школы; поэтому для формирования самооценки младших школьников важен  уровень достижений, приобретенных  на данном возрастном этапе в ведущем  виде деятельности – учебной деятельности.

Первоначальные представления  ребенка младшего школьного возраста о себе, его «Я-концепция» тесно  связаны с его эмоциями, которые  определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей. Эмоциональное  отношение к оценкам извне, положительные  или отрицательные внешние оценки, накладывают отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на характер его самооценки.

          Данный этап развития и становления  личности – решающий в процессе  становления фундаментальных образований,  «Я – Концепции», включая самовосприятие себя в мире, самооценку. Именно в младшем школьном возрасте достигается оптимальный уровень самосознания личности, максимально корректируется дефицит развития, возникший в период дошкольного детства.

  Рост самооценки должен сопровождаться такими приобретениями, как широта диапазона критериев оценок, их соотнесенность, обобщенность, отсутствие категоричности, аргументированность, объективность. Дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.

Информация о работе Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности