Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38

Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55

Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_Pisareva.docx

— 142.11 Кб (Скачать файл)

Анализ результатов 1-й части методики Е.А. Панько: проблемной ситуации «Оцени себя»

     В первой  части диагностической методики  Е.А. Панько дети оценили себя  следующим образом: третья ступенька – всего 8 детей; вторая ступенька –4 ребенка; первая - 2 ребенка.

      Из них  завысили оценку своих работ  4 ребёнка (Р.1, Р.2, Р.4, Р.7) и были  охарактеризованы одним баллом; двумя баллами были охарактеризованы 5 детей, которые дали адекватную  самооценку, но не смогли объяснить  почему (Р.6, Р.9, Р.12, Р.13, Р.14); три балла  получили 5 детей, адекватно оценивших  свои работы и обосновавших, почему  они оценили свои работы именно  так (Р.3, Р.5, Р.8, Р.10, Р.11).

      Таким образом,  анализ результатов использования  первой части данной методики  показывает, что большинство детей  правильно оценили результат  своей работы, соотнеся его с образцом, но не все из детей смогли обосновать самооценку. (см. приложение 3-а )

Анализ результатов 2-й части методики Е.А. Панько:

беседы «Оцени себя»

      Не  выделили  цель и затруднились соотнести  с ней результат деятельности 5 детей и получили по одному  баллу (Р.1, Р.4, Р.9, Р.12, Р.13); затруднились  выделить результат, но определили  цель 7 детей, их умение оценено  двумя баллами (Р.2, Р.3, Р.6, Р.7, Р.8, Р.10, Р.14); 2 ребенка верно определили  и соотнесли цель и результат  своей деятельности, получили по  три балла (Р.5, Р.11).

     Анализ  результатов, полученных при использовании  данной методики показывает, что  большинство детей отмечает лишь  цель деятельности, но затрудняется в оценивании её результата. (см. приложение 3-б)                                  

        Анализ результатов игрового теста «В гостях у трёх поросят»

(Е.А.  Панько, И.С. Позднякова)

      Можно отметить, что завысили свою самооценку и неадекватно оценили уровень своего трудолюбия шесть детей и, соответственно,  получили по одному баллу (Р.1, Р.4, Р.6, Р.9, Р.12, Р.13); 5 детей были более адекватны в своей самооценке и получили по два балла (Р.2, Р.3, Р.5, Р.7, Р.11), тремя баллами были оценены 3 детей, давших адекватную самооценку (Р.8, Р.10, Р.14)

      Из результатов использования данной методики мы смогли отметить, что многие дети пытались завысить свою самооценку, а у некоторых она еще не сформирована. (см. приложение 4)

    Также  мы можем отметить, что большинство  детей адекватно оценивают свои  трудовые навыки и способности, но не могут дать обоснования своей оценки.

   Анализ результатов методики «Лесенка» (Т.Д. Марцинковская)

    Были получены следующие результаты: завышенную самооценку продемонстрировали 6 детей (Р.4, Р.8, Р.9, Р.10, Р.12, Р.14), 5 детей имеют адекватную самооценку (Р.2, Р.3, Р.5, Р.7, Р.11), у 3 детей выявилась заниженная самооценка (Р.1, Р.4, Р.13) и 1 ребёнок имеет низкую самооценку (Р.6). (см. приложение 5)

 

    Сводные данные результатов эксперимента отражены в таблице 2.

    В этой таблице  отражена также дифференциация  детей по соответствующим уровням  сформированности самооценки (низкому, среднему, высокому).

Сводные  данные полученных результатов

                                                                                               Таблица 2

Реб.

Соотнесение цели и результата

Оценка результата

по образцу

Эмоц. компонент

Поведенч. компонент

Адекватн. самооценки

Общий балл

Уровень

Р.1

1

1

1

1

1

5

Н

Р.2

2

1

2

2

2

9

С

Р.3

2

3

2

2

2

11

С

Р.4

2

1

1

1

1

6

Н

Р.5

2

3

3

2

2

12

С

Р.6

2

1

2

1

0

6

Н

Р.7

2

2

2

2

2

10

С

Р.8

2

3

2

3

2

12

С

Р.9

1

2

1

1

1

6

Н

Р.10

2

3

2

3

2

12

С

Р.11

3

3

3

3

3

15

В

Р.12

2

2

1

1

1

7

Н

Р.13

1

2

1

1

1

6

Н

Р.14

3

2

2

3

2

12

С


 

    1. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности

 

1. Помнить, что развитие рефлексивной самооценки детей основывается на следующих действиях:

         - сравнение ребенком своих достижений;

         - сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки;

       - предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия, и создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом.

        2. Учитывать, что умение ребенка фиксировать свои изменения и понимать их является необходимой составляющей развития способности ребенка управлять своей учебной деятельностью и связано напрямую с регулятивными действиями; т.е. знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения являются генеральной линией становления самооценки на начальной ступени образования.

3. Развивать рефлексивность - умение анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения.

4. Научить ребёнка четко  формулировать цели, планировать  свою деятельность по их осуществлению,  сравнивать результаты учебной   деятельности, саму деятельность  с эталоном (оценивать себя), разрабатывать  совместно с учителем пути  корректировки деятельности, что  предусматривает необходимость  овладения младшим школьником  структурой контрольно-оценочного  акта.

5. Учитывать результаты  контрольно-оценочной деятельности  ребёнка при осуществлении своей аналогичной деятельности, т.к. ребёнок осуществляет внутреннюю контрольно-оценочную деятельность, подражая и ориентируясь на соответствующую деятельность учителя, корректирует свою деятельность в зависимости от результатов контрольно-оценочной деятельности учителя.

6. Научить ребёнка с помощью педагога вырабатывать однозначные, предельно четкие критерии оценки, разрабатывать оценочную шкалу.

7. Научить ребёнка объективно  оценивать знания своих одноклассников, т.е. необходимо ставить ученика в позицию учителя, предъявлять ему четкие критерии для оценки учебной работы товарища и учить оценивать и анализировать деятельность одноклассников с точки зрения заданных критериев.

8. Научить ребёнка анализировать причины, которые способствовали его успеху или неудаче в конкретной учебной ситуации, делать выводы и строить свою дальнейшую учебную деятельность с учетом полученных выводов.

9. Создавать ситуации успеха в процессе организации учебной деятельности.

10. Для обучения ребёнка приемам самооценивания и взаимооценивания использовать разнообразные формы оценивания: папки индивидуальных достижений, тематические оценочные листы, дневники достижений и др.

11. Стараться своевременно отмечать у ребёнка любые проявления произвольности познавательных процессов и поведения.

          12. Учитывать, что оценка, которую педагог дал  ребёнку на уроке может восприниматься ребёнком как общая оценка его личности и в целом повлиять на процесс формирования у него самооценки.

          13. Опираться на личностно-ориентированную модель образовательного процесса, т.е. содействовать становлению ребёнка как личности, развитию его способности к самоактуализации, что невозможно без самооценки

14. Соблюдать следующие условия:

- выражать свое  положительное отношение к результатам  учебной деятельности ребёнка и обеспечивать оценочный подход к остальным видам деятельности;

- организовывать учебный процесс, обеспечивая накопление детьми позитивного опыта индивидуальной учебной деятельности; ставя дидактическую задачу, показывая способы решения и оценивая исполнение;

- предоставлять  образцы результатов учебной  деятельности и тем самым давать  ребенку критерии правильности  ее выполнения;

- помогать ребенку овладеть сравнительной оценкой результатов своей учебной деятельности с деятельностью одноклассников.

15. Формировать у ребёнка умения оценивать выполненные действия является соблюдение постепенности следующих этапов работы:

- первый этап  предполагает совместную деятельность  учителя и ребенка (учитель  передает образцы развернутых  словесно-оценочных суждений и  соотносит их с оценочной меркой);

- второй этап  предполагает оценивание ребенком  учебных действий сверстников  (ребенок соотносит оценку товарища  и свою собственную, реализуя  механизм перевода оценки в  самооценку);

- третий этап  предполагает самостоятельное оценивание  выполняемого учебного  действия  на основании соотнесения собственной  оценки с оценкой одноклассника  и учителя.

16. Следует придерживаться на уроке следующей структуры:

- вводная часть,  создающая последовательную мотивацию  на учебную деятельность;

- основная часть,  решающая основные образовательные  задачи (дети выполняют учебные  задания, учитель осуществляет  востребованную индивидуальную  помощь, поддержку, индивидуально  поощряет их достижения);

         - итоговая часть, в которой дети самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности по предложенным критериям.

17. Следует четко определять  задачи (на каждый урок следует брать не более 1-2 задач):

- учить соотносить  учебную цель и результат учебной  деятельности;

- учить самооценке  путем переноса взаимооценки в самооценку;

- учить давать  себе адекватную самооценку;

- учить рассказывать  о своей деятельности, сравнивать  ее с образцом и др.

        18. Использовать специальные приёмы по формированию самооценки: индивидуальные беседы с использованием модели и др.

19. Учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка и зону его ближайшего развития.

20. Создавать условия, способствующие адекватному пониманию ребёнком причин неуспеха в учебной деятельности:

- обеспечить успешность в учебе за счет организации ориентировки в учебном содержании и усвоении системы научных понятий;

- обеспечить положительную  обратную связь и положительное подкрепление усилий ребёнка через адекватную систему оценивания;

- отказаться от негативных  оценок;

- стимулировать активность  и познавательную инициативу  ребенка при отсутствии жесткого контроля в обучении;

- ориентировать ребёнка на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенести акцент на чувство ответственности самого ребёнка;

- формировать адекватные реакции ребёнка на неуспех и поощрять его усилия в преодолении трудностей.

21. Осуществлять целенаправленную работу с родителями в данном направлении.

Выводы  по эмпирической части исследования

 

В процессе эмпирической части работы нами был диагностирован актуальный уровень сформированности самооценки младших школьников на примере учеников первого класса. Для этого мы использовали такие методики как: методика «Оцени себя» в 2-х частях,  игра-тест «В гостях у трех поросят», наблюдение, методика «Лесенка» в процессе учебной деятельности. 

     Комплекс  диагностических методик показал,  что на низком уровне развития самооценки находится шесть детей (Р.1, Р.4, Р.6, Р.9, Р.12, Р.13), у пяти из которых завышенная самооценка, у одного - заниженная; на среднем уровне - семь детей, у которых самооценка неустойчива (Р.2, Р.3, Р.5, Р.6, Р.8, Р.10, Р.14) и на высоком уровне находится один ребенок (Р.11).

Информация о работе Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте в учебной деятельности