Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, курсовая работа
Проблема обусловила тему нашего исследования: формирование самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: влияние учебной деятельности на формирование самооценки детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически исследовать возможности формирования самооценки детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы формирования самооценки у младших школьников посредством учебной деятельности……………………………….7
Психолого-педагогические исследования самооценки..............................7
1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста............12
1.3. Особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………20
1.4. Возможности формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности………………………………….......................................28
Выводы по теоретической части исследования………………………………..38
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования самооценки у младших школьников в учебной деятельности……………………………………….....41
2.1. Описание методики исследования формирования самооценки у младших школьников………………………………………………………………………41
2.2. Анализ уровня сформированности самооценки у младших школьников………………………………………………………………………48
2.3. Рекомендации педагогам по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности……………51
Выводы по эмпирической части исследования………………………………...55
Заключение………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………
Цель: исследовать уровень общей сформированности учебных навыков детей младшего школьного возраста (1-й класс), умение оценивать результат своей деятельности по образцу, а также соотносить цель и результат деятельности (изготовление птицы из бумаги).
Дети оценили себя следующим образом:
3 ступенька – Р.1, Р.2, Р.4, Р.6,
2 ступенька – Р.7, Р.9, Р.12, Р.13, Р.14.
1 ступенька –.
Из них завысили оценку своих работ 4 ребёнка (Р.1, Р.4, Р.6, Р.7); 5 детей дали адекватную самооценку, но не смогли объяснить почему (Р.2, Р.9, Р.12, Р.13, Р.14); 5 детей адекватно оценили свои работы и обосновали почему они оценили свои работы именно так (Р.3, Р.5, Р.8, Р.10, Р.11).
Приложение 3-б
Часть 2. Протокол беседы «Оцени себя сам» (Е.А. Панько)
Цель: изучить сформированность у ребенка умения адекватно оценивать результаты своей деятельности по образцу.
Учитель предлагает рассмотреть образец и свою работу, затем задает вопросы:
Ответы детей:
Р.1. 1. Понравилась тем, что она красивая.
2. На 3-ю ступеньку.
3. Я бы поставила на 1-ю ступеньку, не знаю почему.
4. Постараюсь получше сделать.
Р.2. 1.Тем, что она красивая и аккуратная.
2. На 3-ю ступеньку.
3. Свою работу я поставил бы на 3-ю ступеньку, но мне чуть-чуть помогли, помню последовательность работы.
4. Потом всё буду делать сам.
Р.3. 1. Она красивая и правильная.
2. На 3-ю ступень.
3. На вторую, т.к. голова не очень, крылышки, носик мне помогали.
4. Сделаю аккуратнее, буду внимательнее.
Р.4. 1. Мне она нравится тем, что красивая и аккуратная.
2. На 3-ю ступеньку.
3. Свою поставила на 3-ю ступеньку, не считаю ее хорошей, но я старалась.
4. Постараюсь еще, потренируюсь.
Р.5. 1. Она аккуратная, с гребешком ярким, крылышками.
2. На 3-ю ступеньку.
3. Я поставил на 3-ю ступеньку, потому что я хорошо сделал птицу - как показывали, мне только маленько помогали сделать глазки.
4. Приду домой – ещё сделаю таких.
Р.6. 1. Она красивая как на картинке.
2. На 3-ю ступеньку.
3. Свою работу поставила бы на 3-ю ступеньку, не знаю почему.
4. Не знаю.
Р.7. 1. Просто она мне нравится, красивая.
2. На 3-ю ступеньку.
3. Свою птичку ставлю на 3-ю ступеньку, не знаю почему.
4. Не знаю.
Р.8. 1. Птица получилась красивая, белая как голубь.
2. На высокую.
3. На 3-ю ступень.
4. Не знаю.
Р.9. 1. Она понравилась мне тем, что она аккуратная и из красивой бумаги сделана.
2. На 3-ю ступень.
3. На 3-ю ступень поставила бы, моя птичка тоже аккуратная, я правильно все делала.
4. Не знаю.
Р.10. 1. Эта птица красивая, правильно и аккуратно сделанная, можно даже подарить.
2. На 3-ю ступень.
3. Свою работу я поставила на
2-ю ступеньку, т.к. мне
4. Постараюсь сделать ещё аккуратнее в следующий раз и без ошибок.
Р.11. 1. Правильная, аккуратная, разноцветная.
2. На 3-ю ступень.
3. Это голубь, я его поставила
на 2-ю ступень, он мне
4. Буду делать правильно,
Р.12. 1. Она красивая.
2. На 3-ю ступеньку.
3. Тоже на 3-ю ступеньку, не знаю почему.
4. Не знаю.
Р.13. 1. Ну, она аккуратно сделана.
2. На 3-ю ступень.
3. Свою поставил на 3-ю ступень, я старался, мне почти никто не помогал.
4. Буду внимательно слушать как делать.
Р.14. 1. Птица красивая, хорошо получилась.
2. На 3-ю ступень.
3. Свою поставил на 3-ю ступень, потому что хорошо получилась.
4. Сделаю потом лучше
Приложение 4
Протокол игры «В гостях у трех поросят»
(Е.А. Панько, И.С. Позднякова)
Реб. |
НИФ - НИФ |
НУФ - НУФ |
НАФ - НАФ |
Р.1 |
Р.4, Р.13 |
Р.6 | |
Р.2 |
Р.1 |
Р.3, Р.5, Р.10 |
Р.2, Р.7, Р.8, , Р.11 |
Р.3 |
Р.1, Р.4 |
Р.3. Р.6, Р.12 |
Р.8, Р.10, Р.14 |
Р.4 |
Р.9 |
Р.12 |
Р.4 |
Р.5 |
Р.1, Р.4, Р.9, Р.13 |
Р.2, Р.3, Р.5, Р.14 |
Р.5, Р.10, Р.11 |
Р.6 |
Р.8 |
Р.3 |
Р.6, Р.10 |
Р.7 |
Р.4, Р.6, Р.9 |
Р.7, Р.11 | |
Р.8 |
Р.12 |
Р.5 |
Р.8, Р.10, Р.14 |
Р.9 |
Р.9 |
||
Р.10 |
Р.6, Р.12, Р.13 |
Р.5, Р.8 |
Р.10 |
Р.11 |
Р.1, Р.4, Р.9, Р.13 |
Р.2, Р.3, Р.8 |
Р.10, Р.11 |
Р.12 |
Р.13 |
Р.12 | |
Р.13 |
Р.4 |
Р.12 |
Р.5, Р.7 |
Р.14 |
Р.1, Р.4, Р.6 |
Р.2, Р.7, Р.8, Р.10 |
Р.11, Р.14 |
Результаты исследования самооценки по методике «Лесенка»
№ ступеньки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Р.1 |
+ |
||||||
Р.2 |
+ |
||||||
Р.3 |
+ |
||||||
Р.4 |
+ |
||||||
Р.5 |
+ |
||||||
Р.6 |
+ |
||||||
Р.7 |
+ |
||||||
Р.8 |
+ |
||||||
Р.9 |
+ |
||||||
Р.10 |
+ |
||||||
Р.11 |
+ |
||||||
Р.12 |
+ |
||||||
Р.13 |
+ |
||||||
Р.14 |
+ |
||||||
Р.15 |
|||||||
Р.16 |
|||||||
Р.17 |
|||||||
Р.18 |