Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.
ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.
ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.
ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.
ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.
ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………
Одной из форм самоутверждения является своеволие, когда младшие подростки не признают ни старосты, ни других учеников, занимающих руководящие посты, и часто даже пытаются оспаривать необходимость подчинения учителям. Существует эффективный способ противодействия своеволию младших подростков. Принимается решение, согласно которому все руководящие должности в классе будут занимать последовательно все ученики в порядке очередности каждые две недели. После этого своевольники начинают уклоняться от выполнения обязанностей старосты и других должностей, их освобождают, но своевольничать они, тем не менее, перестают. Очевидно, что причиной своеволия было ощущение ими неравных возможностей.
Среди младших подростков нередко встречается явление, называемое смысловой барьер. Сущность его сводится к тому, что, во-первых, начисто отвергается любое требование, исходящее от данного человека (смысловой барьер по отношению к человеку), или, во-вторых, отвергается то или иное конкретное требование — независимо от кого оно исходит (смысловой барьер по отношению к требованию). Обычно смысловой барьер возникает как негативная реакция на непедагогические действия, унижающие достоинство младшего подростка и наносящие тем самым ущерб его положению среди сверстников.
Упрямство — еще одна уродливая форма самоутверждения, которая часто встречается у младших подростков. Однако проявляется оно лишь тогда, когда кто-то пытается опорочить подростка в глазах товарищей, или когда подростки встречают сопротивление попыткам улучшить свое положение в классе, или когда таким образом легко можно стать «героем». Если упрямство расценивается в классе как признак мужества, убеждать упрямца в том, что он на ложном пути, — значит напрасно терять время. Во имя потребности в достойном положении подросток готов пойти на риск ухудшения отношений с кем угодно. Если же при проявлении упрямства он будет поставлен в смешное положение — с этой формой самоутверждения будет покончено. Очень эффективный способ борьбы с упрямством — объяснить, что упрямство равноценно глупости.
Стремление утвердиться во мнении одноклассников и обеспечить себе уважение с их стороны проявляется и в других формах. Основной вывод: если с помощью поступка, независимо от того, что он представляет сам по себе, произведено отрицательное впечатление на одноклассников, ждать повторения поступка не приходится. Если же при этом был достигнут эффект, положительно повлиявший на отношение окружающих к автору поступка, повторение его неизбежно.
В старшем подростковом возрасте потребность в самоутверждении претерпевает существенные изменения. В этом возрасте подростки менее озабочены тем, как будут выглядеть в глазах сверстников. Более значимо для них не уронить своего достоинства в собственных глазах.
Конечно, старшему подростку также необходимо общество сверстников, но и среди них он ищет автономии. Утвердиться в собственном мнении ему часто значительно важнее, чем утвердиться во мнении окружающих. Поэтому нередки случаи, когда старший подросток стремится подчеркнуть, что он «свободен» от всех и вся. Чтобы доказать это, многие подростки конфликтуют, даже дерутся, хотя их положение в классе достаточно прочное. Потребность в самоутверждении и самостоятельности проявляется иногда в назойливом бравировании самостоятельностью, в стремлении низвергать авторитеты.[1, c. 292]
1.4 Самосознание и самооценка
В подростковом возрасте возникает направленность на познание и оценку морально-психологических качеств окружающих. Наряду с ростом такого интереса к другим людям у подростков начинает формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Этот процесс начинается, очевидно, с интереса к своей внешности, фигуре.
Самосознание подростка предметно и образно. Он видит себя в среде других таким, каким, как ему кажется, воспринимают его другие.
Откуда, например, у девочки-подростка сложилось мнение, что ее фигура несовершенна? Дело в том, что в детской среде культивируется свой стандарт «нормы». Все, что выходит за ее пределы, как правило, подлежит осмеянию: «лупатый», «жирный», «худой», «китаец» и пр.
Дети не могут не подражать. Если все ходят в широких брюках, то одному ходить в узких будет ужасно стыдно. Мода всегда выступает как коллективное массовое поведение. Дочь-шестиклассница заявила родителям, что хочет иметь оригинальную прическу.
М а т ь. А что значит оригинальную?
Дочь. Оригинально? Ну, это как у всех в классе.
Внешность имеет прямое отношение к нравственным образованиям личности. И если подростком усваиваются только внешние стороны современной красоты, то неизбежны нравственные потери. Задача родителей и учителей — объяснить, доказать, что человек ценен не подражанием, а чем-то своим, особенным. Надо побудить подростка задуматься над тем, что ему на самом деле нравится, попробовать отличить «свое» от того, в чем проявляется подражание другим.
Потребность самосознания возникает из потребности жизни и деятельности. Прежде всего начинают осознаваться качества, связанные с выполнением основной деятельности (учения), такие как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, затем качества, выражающие отношение к другим людям, — упрямство, чуткость, сдержанность, еще позже — качества, характеризующие отношение к собственной личности, — скромность, самокритичность. Последними осознаются качества, выражающие многосторонние отношения личности, — чувство долга, принципиальность. Таким образом, на протяжении подросткового возраста в определенной последовательности происходит расширение круга осознаваемых качеств личности. Например, при чтении и обсуждении книги Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» дети 11 лет пропускают места, в которых описано отношение Нико-леньки к себе, а в 12 лет они уже обращают внимание на нравственные качества, переживания героя произведения.
Откуда, например, у девочки-подростка сложилось мнение, что ее фигура несовершенна? Дело в том, что в детской среде культивируется свой стандарт «нормы». Все, что выходит за ее пределы, как правило, подлежит осмеянию: «лупатый», «жирный», «худой», «китаец» и пр.
Дети не могут не подражать. Если все ходят в широких брюках, то одному ходить в узких будет ужасно стыдно. Мода всегда выступает как коллективное массовое поведение. Дочь-шестиклассница заявила родителям, что хочет иметь оригинальную прическу.
М а т ь. А что значит оригинальную?
Дочь. Оригинально? Ну, это как у всех в классе.
Внешность имеет прямое отношение к нравственным образованиям личности. И если подростком усваиваются только внешние стороны современной красоты, то неизбежны нравственные потери. Задача родителей и учителей — объяснить, доказать, что человек ценен не подражанием, а чем-то своим, особенным. Надо побудить подростка задуматься над тем, что ему на самом деле нравится, попробовать отличить «свое» от того, в чем проявляется подражание другим.
Потребность самосознания возникает из потребности жизни и деятельности. Прежде всего начинают осознаваться качества, связанные с выполнением основной деятельности (учения), такие как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, затем качества, выражающие отношение к другим людям, — упрямство, чуткость, сдержанность, еще позже — качества, характеризующие отношение к собственной личности, — скромность, самокритичность. Последними осознаются качества, выражающие многосторонние отношения личности, — чувство долга, принципиальность. Таким образом, на протяжении подросткового возраста в определенной последовательности происходит расширение круга осознаваемых качеств личности. Например, при чтении и обсуждении книги Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» дети 11 лет пропускают места, в которых описано отношение Нико-леньки к себе, а в 12 лет они уже обращают внимание на нравственные качества, переживания героя произведения.
Откуда, например, у девочки-подростка сложилось мнение, что ее фигура несовершенна? Дело в том, что в детской среде культивируется свой стандарт «нормы». Все, что выходит за ее пределы, как правило, подлежит осмеянию: «лупатый», «жирный», «худой», «китаец» и пр.
Дети не могут не подражать. Если все ходят в широких брюках, то одному ходить в узких будет ужасно стыдно. Мода всегда выступает как коллективное массовое поведение. Дочь-шестиклассница заявила родителям, что хочет иметь оригинальную прическу.
М а т ь. А что значит оригинальную?
Дочь. Оригинально? Ну, это как у всех в классе.
Внешность имеет прямое отношение к нравственным образованиям личности. И если подростком усваиваются только внешние стороны современной красоты, то неизбежны нравственные потери. Задача родителей и учителей — объяснить, доказать, что человек ценен не подражанием, а чем-то своим, особенным. Надо побудить подростка задуматься над тем, что ему на самом деле нравится, попробовать отличить «свое» от того, в чем проявляется подражание другим.
Потребность самосознания возникает из потребности жизни и деятельности. Прежде всего начинают осознаваться качества, связанные с выполнением основной деятельности (учения), такие как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, затем качества, выражающие отношение к другим людям, — упрямство, чуткость, сдержанность, еще позже — качества, характеризующие отношение к собственной личности, — скромность, самокритичность. Последними осознаются качества, выражающие многосторонние отношения личности, — чувство долга, принципиальность. Таким образом, на протяжении подросткового возраста в определенной последовательности происходит расширение круга осознаваемых качеств личности. Например, при чтении и обсуждении книги Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» дети 11 лет пропускают места, в которых описано отношение Николеньки к себе, а в 12 лет они уже обращают внимание на нравственные качества, переживания героя произведения.[1, c. 294]
Подростки раньше начинают оценивать других людей, чем самих себя, причем оценивать других они умеют лучше и правильнее. У одноклассников младший подросток замечает, скажем, недисциплини-рованность, но заметить это качество у себя — для него более трудная задача. Это и понятно, поскольку подросток познает себя только через познание другого, только в сравнении с другим.
Формирование самооценки у младших подростков существенно отличается от такового у младших школьников, у которых на самооценку в равной степени влияют как успех в любом виде деятельности, так и неудачи. У младших подростков успех в деятельности тотчас сказывается и на характере, и на уровне самооценки, неудачи же влекут за собой лишь обращение к новому виду деятельности — в расчете на успех. В основание своей самооценки младший подросток во всех случаях кладет нечто такое, что свидетельствует в его пользу. Плохо учится — оценивает себя с позиций успехов в спорте. И наоборот. Но ни при каких обстоятельствах не соглашается внутренне с тем, что он хуже других.
Младшие подростки переоценивают свои возможности, соотнесенные с будущим. Будущее представляется им дорогой сплошных побед; возможности, соотнесенные с ним, кажутся неисчерпаемыми и многообещающими. Недоразумения, непонимание учителей и одноклассников нередко поэтому и возникают, что они составляют свое мнение о младшем подростке исходя из его реальных достижений в настоящем, в то время как сам подросток в суждении о себе базируется на результатах, которых он собирается достигнуть в будущем.
В старшем подростковом возрасте характерный для младших подростков иммунитет к неудачам исчезает. Это сказывается и на характере самооценок, вследствие чего растет количество явно заниженных самооценок.
Старший подросток в гораздо меньшей степени базируется на результатах, которых он якобы сможет достигнуть в будущем; в своей самооценке он исходит чаще всего из достижений сегодняшнего дня.[1, c. 295]
1.5 Эмоции и чувства
В сравнении с эмоциями младших школьников эмоции подростка отличаются большей силой и трудностью управления ими со стороны взрослых. Подростки характеризуются страстностью и вспыльчивостью, плохо умеют себя сдерживать.
При столкновении с трудностями возникает чувство противодействия, которое может быть таким сильным, что подросток не доводит
начатое дело до конца, уничтожает сделанное и т.п. Однако он может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает положительные чувства. Вот почему важно давать подросткам посильные задания.
Подросткам свойственно бурное проявление чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, то способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто такая реакция возникает в состоянии утомления.
Эмоциональная возбудимость подростка проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения; переживания приобретают большую устойчивость (по сравнению с младшими школьниками). Подросток, как правило, не забывает обид учителя.
Часто чувства подростка бывают противоречивыми. Например, он с жаром защищает друга, хотя знает, что его надо осудить. Важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств. Надо помочь подростку преодолеть отрицательные эмоции и укрепить положительные.
Подросток очень чутко относится к мнению сверстников. Его в меньшей степени, чем младших школьников, удовлетворяет похвала учителя, очень часто для него важнее общественная оценка, мнение товарищей. Подросток никогда не простит оскорбления в присутствии товарищей или других людей. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать бурную эмоциональную реакцию и привести к тяжелому конфликту.
ГЛАВА 2.
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ
2.1 Понятие этноса. Многообразие его признаков
В переводе с греческого слово «этнос» имеет множество значений, среди которых народ, племя, толпа, группа людей, язычники, стадо. Что объединяет все эти значения? То, что все они имеют похожие признаки. Уже к 5 веку до н.э. выделяются два основных значения этого термина - «племя» и «народ», и постепенно второе вытесняет первое. Казалось бы все ясно: этнос—это народ. Но в таком случае, почему же к сегодняшнему дню учеными накоплено несколько сотен определений этого понятия и ежегодно появляются все новые?
Само слово «народ» многозначно и часто используется для наименования разных видов человеческих общностей. Оно может обозначать «население страны», «толпу», «множество людей». [2, с. 45]
Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям