Отношение белорусской молодёжи к другим нациям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы систематизировать теоретические знания об отношении белорусской молодежи к другим нациям, выявить основные тенденции развития и проблемы указанной деятельности молодых людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………...
3 стр.

ГЛАВА 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………...
5 стр.
1.1
Общая характеристика подросткового возраста………...
5 стр.
1.2
Чувство взрослости как основное содержание подросткового периода……………………………………
7 стр.
1.3
Потребность в самоутверждении………………………...
13 стр.
1.4
Самосознание и самооценка………………..……………...
15 стр.
1.5
Эмоции и чувства………………………………………….
17 стр.

ГЛАВА 2
ЭТНОС, НАЦИЯ, НАРОДНОСТЬ………………………
18 стр.
2.1
Понятие этноса. Многообразие его признаков………….
18 стр.
2.2
Характер народа. Структура национального характера...
22 стр.

ГЛАВА 3
МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ………………….
24 стр.
3.1
Ментальность и основные средства её передачи………..
24 стр.
3.2
Формирование менталитета белоруса на протяжении истории………………………………………………..........
26 стр.
3.3
Этническое самосознание белорусов и его основные черты………………………………………………….........
28 стр.

ГЛАВА 4
ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
34 стр.

ГЛАВА 5
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………...……………………………………...
37 стр.
5.1
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»…………….
37 стр.
5.2
Социологический опрос «Я и другие»…………………….
41 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...
48 стр.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 121.31 Кб (Скачать файл)

В культурологическом аспекте термин «этнос» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле «этнос» - понятие собирательное, включающее в себя все типы этнических общностей. Такое понимание предполагает, что каждый человек относится к какой-либо этнической общности и к какой-либо этнической культуре. А в узком смысле слова этнос—это одна из форм этнической общности; исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры, психики и самосознанием, позволяющим членам данного этноса отличать себя от всех других этнических образований.

Большинство исследователей сходится на том, что наиболее существенными признаками, по которым можно распознать этническую общность, являются: общий язык, общая территория, строго очерченный ландшафт и соответствующая ему природная среда, происхождение от общего предка, т.е. кровное родство и общие религиозные либо мифологические верования.

Общий язык. Нет спора, общий язык является важнейшим объединяющим началом для членов того или иного этноса, одним из этнических определителей, но можно ли считать его главным признаком? Как правило, люди, относящиеся к одному народу, говорят на собственном, родном языке, но существует и немало самостоятельных народов, говорящих на одном и том же языке, причем для некоторых из них он является родным, а для других - заимствованным. Так, например, по-английски разговаривают не только сами англичане, но и 180 миллионов американцев, 11,25 миллиона англо-канадцев, 5,8 миллиона шотландцев, миллион с лишним ольстерцев, а также англо-австралийцы, англо-новозеландцы и др. Всего английский язык считают родным свыше 380 миллионов человек, из которых на Европу, где он, собственно, и сложился, приходится не более 17 процентов.

Корни такой ситуации - всегда исторические, хотя причины достаточно разнообразны: это и миграция народов, и колонизаторство, и миссионерство, и особенности географического положения, а также культурное и экономическое давление более сильных народов на более слабые.

Нередко встречается обратная картина: существует немало народов, отдельные группы которых говорят на различных языках. К примеру, шотландцы в общей массе говорят по-английски. Но в горах Шотландии сохранилась группа населения, которая в быту наряду с английским пользуется особым языком кельтской группы. А на территории Беларуси, помимо разговорных белорусского и русского языков, также существует и ятвяжский. Следовательно, язык, являясь важнейшим признаком этноса, все же не определяет этноса целиком.

Общая территория. Многие этнографы считают, что этнос - это группа людей, живущая на одной территории. Для возникновения общности, говорящей на одном языке, ее члены должны были длительное время находиться между собой в определенных связях, которые могли возникнуть единственно в том случае, если группа людей, давшая начало народу, жила на определенной территории, так называемой «территории формирования».

Но с того давнего времени ситуация изменилась, и территория формирования этноса вовсе не обязательно является территорией его обитания в данный момент.

Территория обитания народа—отнюдь не основополагающий его признак.

Географическое положение и природные условия. На протяжении столетий считалось, что главный толчок к формированию народа, его характера и культуры дают природные условия, в которых этот народ исторически обитает.

«Поверхность земли - пишет социальный географ Н. Джонстон - видится каждой личностью исключительно через призму своей культуры. Каждый из нас - художник и архитектор своего ландшафта, созидающий порядок и организующий пространство, время, причинность в согласии с нашими восприятиями и склонностями» [3, с. 37]. В каждой культуре есть свои общепринятые стереотипы, и любая культура пытается воссоздать среду сообразно своему стереотипу. Некоторые элементы ландшафта становятся национальным символом народа: сакура у японцев, береза в России, аист в Беларуси.

Все эти примеры доказывают, что природа играла и продолжает играть огромную роль для психологического склада этноса. Но определяющую ли? На ранних стадиях существования этнических общностей так оно во многом и было.

В настоящее время жизнь людей даже в менее развитых экономически странах гораздо более зависит от уровня техники, от созданных человеком материальных и духовных богатств и ценностей, чем от природы. История человечества и есть процесс все меньшей зависимости от первичной природной среды и все большей зависимости от среды «вторичной», созданной на протяжении веков самими людьми. В этом смысле мы живем не столько в природе, сколько в цивилизации. И даже сама природа сегодня все более становится творением человека, порождением культуры, т.е. всего, что создано человеком, в отличие от первоначальных природных условий его обитания.

Психика человека и психология народов меняются главным образом под воздействием истории, которая по своей человеческой сути представляет собой процесс социокультурного творчества. [4, с. 90].

Происхождение от общего предка. Этнос и раса. В древние времена считалось, что каждый этнос возник от единого реального или фантастического предка.

Раса – это значительная группа людей, обладающая некоторыми общими физическими свойствами, передаваемыми по наследству и поддерживающимися в данной группе в ходе отбора. Средство передачи таких признаков - ген. Механизм существования рас кроется в передаче генетической информации. В отличие от рас механизм существования этносов основан на передаче совершенно другого типа информации - коммуникативной. Ведь вся жизнь человека напрямую связана с общением, а общение—в свою очередь, с передачей какой-либо информации. Эта информация всегда имеет этнический характер, ибо нет человека, который не ощущал бы себя представителем какого-нибудь народа. И если люди определенной расы связаны тем, что называется родством по крови, то члены этноса - тем, что можно было бы назвать “родством по культуре”[5, с. 29].

Но как же тогда понимать часто прилагаемый к понятию «этнос» фразеологический оборот «кровное родство»? Основное смысловое значение, связанное с понятием «крови» — начало жизни, позже «начало» этноса. Этническая общность не предполагает обязательного родства по крови, т.е. генетического. Скорее образ «крови» в этом контексте означает близость поведенческих характеристик членов этноса, общность языка, культурное родство и этническое самосознание.

В современном понимании эта метафора означает не происхождение от единого предка, а то, что можно назвать «характером», или «нравом», народа.

Из выше изложенного следует неминуемый вывод: этносы - разные, и формируются они по-разному. Все названные признаки необходимы, но не достаточны. Этнос изменяем, ибо этногенез - не одномоментно свершившийся факт, а процесс, в каждом отдельном случае протекающий иначе, нежели в другом. Однако возникает вопрос, существуют ли в таком случае некие общие факторы, формирующие этнос и нацию?

Следовательно, культурная специфика должна рассматриваться как основной признак всякого этноса, позволяющий во всех без исключения случаях отграничить его от других этносов. Каждый этнос надо рассматривать как исторически сложившийся коллектив людей вместе с созданной им культурой и языком, который эту культуру выражает.

Но исчерпывается ли этим все бытие этноса? Нет ли еще каких-либо факторов, необходимых для его полноценного существования, факторов, которые лежали бы у самых истоков его возникновения? Ведь для того, чтобы народ родился, нужно, чтобы его члены, почувствовали себя общностью. А для того, чтобы он продолжал жить, нужно, чтобы это чувство сохранялось. Ведь если его нет—нет и этноса: он безболезненно ассимилируется с другим. Выходит, в основе этнической диагностики лежит ощущение?

Большинство современных исследователей на этот вопрос отвечают положительно. «Объединиться в этнос» по собственному желанию нельзя, так как принадлежность к тому или другому народу воспринимается самим субъектом непосредственно в силу того, что он принадлежит с младенчества именно к этому, а не к какому-нибудь иному народу и с самых ранних лет осознает эту принадлежность, тем более что она принимается окружающими как факт, не подлежащий сомнению[6, с. 15].

Этнос – это осознанная социокультурная общность, изначально выделяющая себя из всех других общностей.

И все-таки существует ли фундаментальный принцип, констатирующий массу индивидов в этническую общность? Можно определенно сказать, что такой фундаментальный признак существует. Это характер народа, который еще называют «духом» или «душой народа», его «психологическим складом», а также «этническим» или «национальным» характером.

 

2.2 Характер народа. Структура национального характера

 

 

Сущность любого деления групп состоит в различиях между ними. Разговор о любой национальной специфике может возникнуть только тогда, когда мы начинаем сравнивать как минимум два народа, две разные культуры. И лишь то, что при этом сравнении не совпадает – в языке, поведении, быте, искусстве - и является национальной спецификой.

Этнический облик каждого народа неповторим. Но выделить «чистую» специфику удается крайне редко, а то, что удается, чаще всего—не самые существенные элементы данной культуры. В этом один из парадоксов национального характера: с одной стороны, мы чувствуем, что этническая специфика существует, но наше сознание абстрагирует существенные, повторяющиеся черты всех этносов. И это необходимо хотя бы для того, чтоб отличить этносы от других, неэтнических общностей. Исследования показывают, что между соседними этносами абсолютных различий немного. Поэтому важны мера, степень, число таких особенностей.

Существует мнение, что все народы равны, то есть если чего-то недостает в одной сфере культуры определенного народа, то эта нехватка с лихвой восполняется другими сферами. Действует своеобразный «закон компенсации» [7, с. 123]. Но равны – не значит одинаковы. Возможно, главная ценность разделения человечества на этносы и состоит в том, что их культуры различны. Благодаря этому мир – многоцветная палитра, пестрая мозаика, состоящая из различных красочных элементов этнических культур.

Г. Грачев говорит о том, что «в исследовании Единого Целого – как взаимодействия разных членов в одном согласном организме человечества, видя его как оркестр, а народы как инструменты, притом, что труба не похожа на скрипку и играет другую партию, и каждый делает свое незаменимое дело... Притом, что народы под одним солнцем и луной и почти одинаковым небом ходят, вовлечены в единый мировой исторический процесс (и этот покров, крыша их объединяет и приравнивает друг к другу); они ходят по разной земле и разный быт и историю имеют – то есть из разной почвы вырастают. А отсюда ценности, общие для всех народов (жизнь, хлеб, свет, дом, семья, слово, стихотворение и т.д.), располагаются в различном соотношении. Это особая структура общих для всех народов элементов (хотя и они понимаются по-разному, имеют свой акцент) и составляют национальный образ, в упрощенном выражении – модель мира» [8, с. 237].

В книге «Закат Европы» О. Шпенглер утверждал, что культура народа – живой организм, переживающий те же возрастные этапы, что и человек; у культуры, как и у индивида, есть душа. Понятие «души (или духа) народа» прошло длительную эволюцию. Теперь оно чаще именуется «национальным» или «этническим» характером. И история этого понятия начинается в незапамятные времена – с того момента, когда люди впервые увидели, что разные этнические общности отличаются друг от друга. Об этих различиях говорил еще Аристотель: «Народности, обитающие в странах с холодным климатом, на севере Европы, преисполнены мужественного характера, но интеллектуальная жизнь и художественные интересы у них менее развиты.... Наоборот, народы, населяющие Азию, очень интеллигентны и обладают художественным вкусом, зато им не хватает мужественности...» [9, с. 25].

Ко второй половине 19 века споры о том, что же является «духом народа», набирают все большую остроту. Так, М. Лацарус и Г. Штейнталь считают, что дух народа складывается из духа множества индивидов, этому народу принадлежащих. Народный дух – это некий общий принцип, то, что объединяет людей в союз; то, что, собственно, и делает народ народом. Поэтому необходима новая наука, а именно психология народов, которая бы занималась изучением народов, специфических черт их «характера», а также законов их развития. Для этого следует познать их социальную специфику, язык, миф, религии, искусство, нравы, обычаи, потому что именно в них и отпечатывается «духовный уклад» народа.

Немецкий философ и филолог В. Вундт выделяет три главные сферы, в которых наиболее явственно отпечатался «дух народа». Это миф, язык и обычай. «Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли» [10, с. 109] – утверждает он.

При всем своем несогласии со многими положениями Лацаруса, Штейнталя и Вундта выдающийся русский философ Г. Шпет соглашается с главным: то, что делает народ народом, заключается не в общем хозяйствовании, общем языке, общем происхождении и т.п., а исключительно в том обстоятельстве, что члены этнической общности смотрят на себя как на народ. Следовательно, можно определить этнический (национальный) характер (менталитет) есть особый психический склад народа, возникающий на основе всего его социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности, оказывающих воздействие на ее представителей и «вылепливающих» ее образ как в сознании самой этой общности, так и в представлении других. Это целостная система черт, особенностей восприятия, мышления и поведения, которые могут встречаться и у других народов, но именно в таком выражении и соотношении отличают именно этот этнос.

 

ГЛАВА 3

МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ «ПОДОСНОВА» ЕГО ПСИХОЛОГИИ

 

3.1 Ментальность и основные средства её передачи

 

 

Безусловно, что каждому народу присущи свои собственные особенности, характеристики, которые складывались на протяжении многих веков и имеют огромное влияние на все сферы жизни. В этой главе мы ознакомимся с историей формирования менталитета белорусского народа, а также рассмотрим понятие «менталитет» и каков же он у белорусов.

Народная культура – это та область человеческого бытия, в которой сливаются воедино личность и общество, материальная жизнь и мировоззрение, мышление и поведение.

Информация о работе Отношение белорусской молодёжи к другим нациям