Понятие «творчество» и «творческие способности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 223.31 Кб (Скачать файл)

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических  связей между ними зависит как  от многообразия и интенсивности  работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным [12, c.22].

Однако возможности  развития способностей, достигнув максимума  в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности  не используются, то есть соответствующие  способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности  начинают утрачиваться, деградировать  и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет  занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление  НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между  моментом созревания структур, необходимых  формирования творческих способностей и началом целенаправленного  развития этих способностей ведет к  серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет  к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены  возможности эффективного развития творческих способностей. И малое  количество в обществе людей с  высоким творческим потенциалом  объясняется тем, что в детстве  лишь очень немногие оказались в  условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [6, c. 24].  

1.3 Дошкольный возраст сенситивный период для формирования и проявления творческих способностей ребенка   

С психологической  точки зрения дошкольное детство  является благоприятным периодом для  развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно  любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая  предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем  мышление более взрослых детей. Оно  еще не задавлено догмами и  стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также  является сензитивным периодом для  развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать  вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет  зависеть творческий потенциал взрослого  человека.

Одним из важнейших  факторов творческого развития детей  является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. выделили шесть  основных условий успешного развития творческих способностей детей [13, c.50].

Первым шагом  к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем  раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и  материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее  окружить ребенка такой средой и  такой системой отношений, которые  стимулировали бы его самую разнообразную  творческую деятельность и исподволь  развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно  купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно  важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального  напряжения сил. Дело в том, что способности  развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек  добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок  все выше и выше. Такое условие  максимального напряжения сил легче  всего достигается, когда ребенок  уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время  идет очень интенсивно, но воспользоваться  опытом взрослых малыш не может, так  как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когдалибо, заниматься творчеством, решать множество  совершенно новых для него задач  самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют  ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился  далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку изпод дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. [6, c.29]

Четвертое условие  успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку  большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности  занятий одним какимлибо делом, в выборе способов и т.д. Тогда  желание ребенка, его интерес, эмоциональный  подъём послужат надежной, гарантией  того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых это и есть пятое условие успешного  развития творческих способностей. Самое  главное здесь не превращать свободу  во вседозволенность, а помощь в  подсказку. К сожалению, подсказка  распространенный среди родителей  способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать чтолибо  за ребенка, если он может сделать  сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься [7, c.88].

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие  свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера  в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения  ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким  творческим потенциалом, хотя некоторые  западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще  ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства  мало: не все дети могут открыть  дорогу к созиданию, и надолго  сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие  методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так  популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы  искусств. Конечно, ведется еще много  споров о том, чему же и как учить  детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным  лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в  данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и  педагогические задачи по развитию таких  важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте [14, c.115].  

1.4 Развитие качеств творческого мышления   

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи  связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями  мышления. В частности, известный  американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям  свойственно так называемое дивергентное мышление Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. М.Мир, 1992. стр. 436. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении  какойлибо проблемы не концентрируют  все свои усилия на нахождение единственно  правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным  направлениям с тем, чтобы рассмотреть  как можно больше вариантов. Такие  люди склонны образовывать новые  комбинации из элементов, которые большинство  людей знают и используют только определенным образом, или формировать  связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит  в основе творческого мышления, которое  характеризуется следующими основными  особенностями:

1. Быстрота способность  высказывать максимальное количество  идей (в данном случае важно  не их качество, а их количество).

2. Гибкость способность  высказывать широкое многообразие  идей.

3. Оригинальность  способность порождать новые  нестандартные идеи (это может  проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность  способность совершенствовать свой  «продукт» или придавать ему  законченный вид [16, c.90].

Известный отечественный  исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и  музыкантов выделяет следующие творческие способности Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978.с.636..

1. Способность  видеть проблему там, где её  не видят другие.

2. Способность  сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним  и используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы. 

3. Способность  применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к  решению другой.

4. Способность  воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части.

5. Способность  легко ассоциировать отдалённые  понятия. 

6. Способность  памяти выдавать нужную информацию  в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность  выбирать одну из альтернатив  решения проблемы до её проверки.

9. Способность  включать вновь воспринятые сведения  в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность  видеть вещи такими, какие они  есть, выделить наблюдаемое из  того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое  воображение. 

13. Способность  доработки деталей, к совершенствованию  первоначального замысла [5, c.27].

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные  креативные способности, сложившиеся  в процессе человеческой истории  Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок  дошкольник: новый подход к диагностике  творческих способностей. 1995 № 9, с.5455..

1. Релизм воображения  образное схватывание некоторой  существенной, общей тенденции или  закономерности развития цедостного  объекта, до того, как человек  имеет о ней четкое понятие  и может вписать её в систему  строгих логических категорий. 

2. Умение видеть  целое раньше частей.

3. Надситуативно  преобразовательный характер творческих  решений способность при решении  проблемы не просто выбирать  из навязанных извне альтернатив,  а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование  способность сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность  проследить и проанализировать  особенности «поведения» предметов  в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов  творческого потенциала человека составляют следующие способности Ефремов  В.И. Творческое воспитание и образование  детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон ТРИЗ, 2001..

Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»