Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 14:05, курсовая работа
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным [12, c.22].
Однако возможности
развития способностей, достигнув максимума
в «момент» созревания, не остаются
неизменными. Если эти возможности
не используются, то есть соответствующие
способности не развиваются, не функционируют,
если ребенок не занимается необходимыми
видами деятельности, то эти возможности
начинают утрачиваться, деградировать
и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Это угасание возможностей к развитию
необратимый процесс. Борис Павлович
Никитин, в течение многих лет
занимающийся проблемой развития творческих
способностей детей назвал это явление
НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей
Эффективного Развития Способностей).
Никитин считает, что НУВЭРС особенно
негативно влияет на развитие творческих
способностей. Разрыв во времени между
моментом созревания структур, необходимых
формирования творческих способностей
и началом целенаправленного
развития этих способностей ведет к
серьезному затруднению их развития,
замедляет его темпы и ведет
к снижению конечного уровня развития
творческих способностей. По мнению Никитина
именно необратимость процесса деградации
возможностей развития породило мнение
о врожденности творческих способностей,
так как обычно никто не подозревает,
что в дошкольном возрасте были упущены
возможности эффективного развития
творческих способностей. И малое
количество в обществе людей с
высоким творческим потенциалом
объясняется тем, что в детстве
лишь очень немногие оказались в
условиях, благоприятствующих развитию
их творческих способностей [6, c. 24].
1.3 Дошкольный
возраст сенситивный период для формирования
и проявления творческих способностей
ребенка
С психологической
точки зрения дошкольное детство
является благоприятным периодом для
развития творческих способностей потому,
что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное
желание познавать окружающий мир.
И родители поощряя любознательность,
сообщая детям знания, вовлекая их
в различные виды деятельности, способствуют
расширению детского опыта. А накопление
опыта и знаний это необходимая
предпосылка для будущей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей [13, c.50].
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно
важное, условие эффективного развития
творческих способностей вытекает из
самого характера творческого
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним какимлибо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать чтолибо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься [7, c.88].
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание
благоприятных условий
Воспитание творческих
способностей детей будет эффективным
лишь в том случае, если оно будет
представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели. И в
данной курсовой работе мы, на основе изучения
литературы по данной теме, попытались
определить основные направления и
педагогические задачи по развитию таких
важнейших компонентов
1.4 Развитие
качеств творческого мышления
Творческие способности
представляют собой сплав многих
качеств. И вопрос о компонентах
творческого потенциала человека остается
до сих пор открытым, хотя в настоящий
момент существует несколько гипотез,
касающихся этой проблемы. Многие психологи
связывают способности к
1. Быстрота способность
высказывать максимальное
2. Гибкость способность
высказывать широкое
3. Оригинальность
способность порождать новые
нестандартные идеи (это может
проявляться в ответах,
4. Законченность
способность совершенствовать
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978.с.636..
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность
сворачивать мыслительные
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность
легко ассоциировать
6. Способность
памяти выдавать нужную
7. Гибкость мышления.
8. Способность
выбирать одну из альтернатив
решения проблемы до её
9. Способность
включать вновь воспринятые
10. Способность
видеть вещи такими, какие они
есть, выделить наблюдаемое из
того, что привносится
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность
доработки деталей, к
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историкокультурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. 1995 № 9, с.5455..
1. Релизм воображения
образное схватывание
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно
преобразовательный характер
4. Экспериментирование
способность сознательно и
Ученые и педагоги,
занимающиеся разработкой программ
и методик творческого
Информация о работе Понятие «творчество» и «творческие способности»