Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:40, контрольная работа
Психология отвечает на вопрос «КАК?» и отвечает за результат («Что мы получаем в итоге»).
Психология - это наука, изучающая внутренний и психический мир человека.
Психология - наука о душе.
Психология как наука: изучает конкретные факты психической жизни;
Проективные тесты. Тестируемым дается некий неопределенный образ - изображение какой-нибудь сцены, чернильная клякса или незаконченная фраза, - после чего им предлагается придумать историю, связанную с этой сценой, сказать, на что похоже это пятно, или закончить фразу. При этом никаких объективно верных или неверных ответов, которыми они могли бы руководствоваться, им не дают. Клиенты должны спроецировать собственные соображения, мысли и ощущения на эти образы, чтобы извлечь из них какой-то смысл. Этот метод называется проективной гипотезой. Предполагается, что тестируемые проявят в своих проективных ответах собственную подсознательную индивидуальность, поскольку неопределенность самого теста и возможных его толкований не позволяет ни смошенничать самому, ни быть обманутым, ни истолковать увиденное защитным способом.
В психологии принято подразделять проективные тесты на несколько групп:
- конститутивные тесты. В них
человеку показывают картинки
с нечеткими, размытыми
- интерпретативные тесты. Здесь
человеку предлагают несколько
сюжетных картинок и просят
его рассказать свою
- экспрессивные тесты. Они
-импрессивные тесты, в них человеку предлагается выбрать из нескольких образов те, которые нравятся ему в большей степени и те, какие, напротив, не нравятся, вызывают раздражение (тест Люшера, где используются карточки с различными цветами).
10)Эксперимент.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование). Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.
Выделяют главным образом три вида экспериментов:
-Лабораторный эксперимент - условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных - элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
-Полевой, или естественный эксперимент- эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных - рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни т.е. за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.
-Формирующий,
или психолого-педагогический
Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
-Возможность выбрать момент начала события.
-Повторяемость изучаемого события.
-Изменяемость результатов
путём сознательного
11)Изучение продуктов деятельности.
Праксиметрический метод — психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.
Праксиметрический метод
или «изучение продуктов
Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах:
-Историческая психология;
-Антропопсихология;
-Психология личности;
-Психология творчества;
-Клиническая психология;
Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической же психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенёсшего травму коры левого полушария головного мозга. Результаты этого исследования опубликованы в работе «Потерянный и возвращённый мир» (1971).
Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа использования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологам необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управления переменными.
Преимущества:
-В современных условиях
-Архивные исследования могут
согласовываться с
-Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.
Недостатки:
-В имеющихся данных важная
информация может
-При отборе информации
легко можно ошибиться и отобра
-При анализе данных
при условии избыточного
12) Психодиагностика. Сферы применения.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником
стала экспериментальная
Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.
Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Цели:
1. Фиксировать и описывать
в упорядоченном виде
2. Конструирование
Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни.
Задачи:
1. В ситуации клиента
(у человека нет повода
2. В ситуации экспертизы
(человек обращается за
Психодиагностика включает
в себя также и область
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов.
В компетенцию психодиагностики входят:
- конструирование и апробация методик;
- выработка правил проведения обследования;
- способы обработки и
Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой.
13)Основные направления современной психологии.
Бихевиоризм.
Бихевиоризм (от англ. behaviour — «поведение») - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.
Бихевиоризм изучает непосредственные
связи стимулов и реакций (рефлексов),
чем привлекает внимание психологов
к изучению навыков, учения, опыта
в противоположность
Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений
бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
Гуманистическая психология.
Представители гуманистической психологии: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл
Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) — направление в западной, преимущественно американской, психологии. Гуманистическая психология сформировалась в 1960-х гг. XX в., предметом изучения являются психологически здоровые, зрелые, творчески активные представители человечества, которых отличает непрерывное развитие и активное отношение к миру. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.
Одно из базовых убеждений
гуманистически-