Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа
Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45
Поэтому основным направлением моей деятельности, как педагога-психолога по начальному звену стала профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.
Цель деятельности по данному направлению работы – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде. Эта цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач:
1.
Выявление особенностей
2.
Создание системы психолого-
3.
Создание специальных
Программа работы по профилактике и психокоррекции дезадаптации у первоклассников.
В программу работы по адаптации детей к школе входят:
-
консультирование и
-
консультирование и
-
проведение психолого-
-
проведение кррекционно-
-
проведение деловой игры с
педагогами, в которой проигрываются
и в ходе совместного
-
проведение деловой игры с
родителями первоклассников по
выработке единых требований
семьи и школы к
-
проведение коррекционных
Выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших этап адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Кому-то удаётся справляться с учёбой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос.
Для
первоклассников, имеющих трудности
в адаптации, была разработана коррекционно-
Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
Данная программа имеет объём 17 часов
(плюс 13 часов индивидуальной работы с детьми).
Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
1.
Коррекция и развитие у детей
познавательной сферы, что
2.
Коррекция и развитие у детей
социальных и коммуникативных
умений, необходимых для установления
межличностных отношений со
3.
Формирование устойчивой
Эти
задачи должны рассматриваться в
совокупности, как единый комплекс,
так как только целостное воздействие
на личность ребёнка может привести
к устойчивому позитивному
Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 4 – 8 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются дети, показавшие низкую когнитивную готовность к школе, испытывающие трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях, испытывающие трудности в эмоциональной сфере, т.е. дети, которые в данный период находятся в состоянии дезадаптации. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Дополнительно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные занятия с этими детьми по развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе. Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю в течение 20-30 минут.
Динамика
развития детей отслеживается
Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях
Для разработки занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков.
Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно - развивающего комплекса.
Рефлексия
занятия предполагает оценку занятия
в двух аспектах: эмоциональном (понравилось
– не понравилось, было хорошо – было
плохо и почему), и смысловом ( почему это
важно, зачем мы это делали). Рефлексия
предполагает, что дети сами или с помощью
взрослого отвечают на вопрос, зачем это
нужно, как это может помочь в жизни, дают
обратную эмоциональную связь друг другу
и психологу.
Тематический
план занятий
№ п/п | Содержание темы | Кол-во часов | Примечание | |
Груп.
работа |
Индив.
работа | |||
1 | Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие памяти, внимания, образного мышления, воображения. | 35-50 мин. | 40 мин. | Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом. |
2 | Развитие умения распознавать чувства и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля. | 35-50 мин. | 40 мин. | |
3 | Стимулирование общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
4 | Формирование коммуникативных качеств; работа с эмоцией радости; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-мотор-ной координации, умения управлять собственным телом. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
5 | Развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности; развитие памяти, внимания, моторики, зрительно-моторной координации, развитие навыков самоконтроля. | 35-50 мин. | 40 мин. | Консультация
родителей по развитию детей в домашних условиях. |
6 | Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться. | 35-50 мин. | 40 мин. | Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом. |
7 | Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
8 | Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
9 | Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции; развитие ассоциативного мышления, внимания, моторики и зрительно моторной координации; формирование коммуникативных качеств. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
10 | Развитие эмпатических способностей; развитие воображения, словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации. | 35-50 мин. | 40 мин. | 1)Проведение
контрольного среза.
2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях. |
11 | Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, образного мышления, воображения. | 35-50 мин. | 40 мин. | Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполнения заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом. |
12 | Развитие эмоциональной сферы, фантазии; развитие памяти, внимания, логики, моторики и зрительно моторной координации; профилактика нарушения зрения. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
13 | Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности в себе; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
14 | Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
15 | Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психоэмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления. | 35-50 мин. | 40 мин. | Консультация
родителей по развитию детей в домашних условиях. |
16 | Развитие воображения, внимания, мышления, моторики и зрительно моторной координации, умения снимать психо-эмоциональное напряжение. | 35-50 мин. | 40 мин. | Наблюдение
за деятельностью детей в группе,
анализ выполне-
ния заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом. |
17 | Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
18 | Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать напряжение. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
19 | Развитие умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей; развитие умения снимать напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации; формирование уверенности в правильности воспроизведения. | 35-50 мин. | 40 мин. | - |
20 | Формирование чувства уверенности в себе; развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации. | 35-50 мин. | 40 мин. | 1)Проведение
контрольного среза.
2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях. |
ИТОГО: | 17 часов | 13 часов |
Полное
содержание занятий представлено в
Приложении Б.
Выводы
по 2 главе
Целью данного исследования являлось проведение сравнительного анализа психологических особенностей процесса школьной дезадаптации в двух классах СОШ № 2
В рабочей гипотезе мы предполагали выявить то, что процесс адаптации в 1 «А» и 1 «Б» не имеет различий, а выделяемые группы дезадаптированных детей должны иметь схожие психологические особенности.
В
результате сравнительного анализа
комплексной многомерной
В
выделенных нами группах дезадаптированных
учащихся выявляются особенности в познавательной
сфере, затруднения в отношениях со сверстниками.
Эти дети слабо успевают по основным предметам:
математике, русскому языку, чтению. При
анализе мотивационной готовности к школьному
обучению все перечисленные учащиеся
имеют ²дошкольную
позицию².
У этих детей низкая самооценка, с низким
уровнем притязания, они испытывают тревогу
по отношению к школе.
Заключение
Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.