Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:23, курсовая работа
Целью курсовой работы явилось выявление личностных особенностей детей младшего школьного возраста с различной степенью школьной дезадаптации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Определить уровень интеллектуального развития, необходимый для эффективного обучения учащихся.
3. Выявить степень влияния агрессивности и тревожности на школьную дезадаптацию.
4. Установить взаимосвязь мотивации и дезадаптации первоклассников.
5. Установить зависимость между особенностями семейного воспитания и школьной дезадаптацией.
Введение………………………………………………………………………….......3
Глава 1. Школьная дезадаптация как предмет психологического исследования…………………………………………………………………………6
1.1. Характеристика возрастных особенностей первоклассников…………………………………………………………………… 6
1.2. Особенности школьной дезадаптации на первом году обучения…………………………………………………………………………….11
1.3.Роль семьи в дезадаптационных процессах личности ребенка………………………………………………………………………………19
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………...24
2.1 Организация и методы исследования проблемы дезадаптации первоклассников……………………………………………………………………24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования……………………28
2.3 Адаптационная программа для учащихся пятых классов………………………………………………………………………………34
Заключение …………………………………………………………………………43
Библиографический список…………………………………………………..........45
В
основе этих проблем лежит сложное
взаимодействие индивидуальных и социальных
факторов, неблагоприятных для
-
несоответствие школьного
-
несоответствие этим
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
-
преобладание отрицательной
-
повышенный уровень внимания
родителей в отношении своего
ребенка, невозможность
На базе СШ №2 была проведен сравнительный анализ психологических особенностей процесса школьной дезадаптации в первых классах, были использованы следующие методики: методика Д. Векслера (адаптированный вариант методики А.Ю. Онасюк); социометрический опрос; методика изучения самооценки Дембо-Рубенштейн (модификация В.Г. Шур); исследование мотивационной готовности к школьному обучению (модифицированный вариант беседы Н.Г. Лусканова).
В
результате сравнительного анализа
комплексной многомерной
1) особых различий в общих интеллектуальных показателях не наблюдается, прослеживается небольшое расхождение в результатах, свидетельствующих о словарном запасе, уровне информированности, осведомленности.
2) у большинства детей выявлен достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но в двух классах выявлены дети с «дошкольной позицией»;
3) выявлены дети, относящиеся к разным статусным категориям: лидеры, отвергаемые и изолированные; прослеживается направленность на формирование отдельных групп в двух классах;
4) выявляется тенденция положительных отношений с классным руководителем;
5) у большинства испытуемых прослеживается направленность на завышение самооценки, наряду с высоким уровнем притязания.
В выделенных нами группах дезадаптированных учащихся выявляются особенности в познавательной сфере, затруднения в отношениях со сверстниками. Эти дети слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют ²дошкольную позицию². У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания, они испытывают тревогу по отношению к школе.
Таким
образом, гипотеза нашего исследования
подтвердилась нашего исследования
является предположение о том, что
школьная дезадаптация обусловлена
определенным рядом социально-
Библиографический
список