Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:19, курсовая работа
Сучасна освіта розглядається як складний процес, що створює умови для розвитку особистості. Його завданням є виховання людини, орієнтованого на розуміння, визнання і прийняття іншої людини. Завдання гуманізації педагогічного процесу вимагає створення атмосфери зверненості до дитини, забезпечення необхідних умов для її повноцінного розвитку. Для цього важливу роль відводять музичному мистецтву, тому що дослідження багатьох вчених показують, що музика викликає емоційний відгук у дітей раніше за інші мистецтва.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………………....…………6
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СКОУ VIII ВИДА……………………………………………………………………………16
2.1. Образование детей с нарушениями интеллекта……………………16
2.2. Дидактические принципы коррекционной школы…………………18
3. ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СКОУ VIII ВИДА…..............................................................33
ЗАКЮЧЕНИЕ……………………………..…………………………………….47
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ...........................................................49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….……………..…………
Раздел “Мой отчий край ни в чём не повторим” также направлен на патриотическое воспитание учащихся школы-интерната, формирования у детей представления об окружающей природе, архитектурных памятниках, новостройках и т.д.
Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать. Прогулки-наблюдения в природу, экскурсии по городу способствуют этому. Идём в лес, сквер, парк, рощу – любуемся красотой родного края, его неповторимостью. Посещение архитектурных сооружений, исторических памятников – учащиеся узнают новое об истории города, района. Под руководством воспитателя дети вычленяют основные элементы, определяют их положение (центр города, окраина, за городом и т.д.), устанавливают значение объекта для жителей. Многократное выполнение таких заданий способствует развитию наблюдательности. Что в свою очередь позволяет ребёнку составить целостное и в то же время детальное представление об объекте. При этом следует подчеркнуть: рассматривание или узнавание предметов, объектов детьми с интеллектуальной недостаточностью требует более длительного времени, что связано с характерной для них замедленностью процесса анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.
Отдельно хочется выделить использование художественных источников во время проведения экскурсий, наблюдений. Это требует подготовки и даёт позитивный результат, - определяется положительный настрой будущего мероприятия. Источником информации служат художественные произведения поэтов и писателей.
Дети рассматривают берёзу, а воспитатель читает стихотворение “Белая берёзонька”:
Ты всегда красавица,
Ты стоишь стройна,
Белая берёзонька,
Девонька моя.
Ветви твои нежные
На ветру шумят.
Словно руки женские
Платье теребят…
На каждую такую экскурсию
в определённый родной уголок можно
подобрать небольшое
Благодаря непроизвольности, новизне, ненавязчивости такая форма внеклассной работы как экскурсия пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности педагога и учащихся по ознакомлению с предметами, объектами, явлениями действительности в естественных условиях.
У детей, обучающихся в школе-интернате VIII вида, процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный обществом опыт, у них потребительское отношение к миру. Это явление Л. С. Выготский называл “социальным вывихом”, имея в виду, что умственно отсталому ребёнку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главную задачу педагога-дефектолога Л.С. Выготский видел в том, чтобы “вправить” ребёнка в окружающую среду, помочь ему включиться в жизнь общества, занять в этом обществе своё место.
Не менее важна и другая проблема – процесс формирования совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих направления развития личности и её отношение к действительности.
Следует помнить, что как
раз формирование сознания умственно
отсталого школьника менее
Вступая в различные социальные контакты, умственно отсталый ребёнок чаще всего терпит неудачи, поскольку его попытки общения либо не имеют цели, либо не подкрепляются необходимыми коммуникативными средствами, поэтому и не продуктивны. У таких детей отсутствует содержательные формы делового общения, а само общение носит характер самодемонстрации с расчётом на ответную эмоциональную реакцию.
Воспитательную работу следует проводить не только в специально отведённое на это время (урок, беседа и т.д.) но, развивая коммуникативные способности детей, увеличивать масштаб общения, расширять границы познания учащихся.
Роль экскурсий на предприятия города очень весома.
При всех возможных различиях между экскурсиями, организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ. Это и определение темы и цели; выбор места и объектов для знакомства и изучения; разработка маршрута и плана; знакомство с объектом, о деятельности которого предстоит узнать; подготовка учащихся к экскурсии; постановка групповых и индивидуальных заданий; непосредственное проведение экскурсии; закрепление знаний и оформление собранного материала.
Встречи с работниками предприятий дают возможность учащимся узнать информацию о рабочих специальностях, о продукции, которую выпускают или о видах работ, которые выполняются.
Во время непосредственного
контакта с природой – прогулок
по родным местам, экскурсий, наблюдений,
ребёнок воочию видит и оценивает
санитарное состояние любимых уголков.
Часто бывает так, что самые посещаемые,
любимые места остаются после
“нерадивых” гостей грязными, непригодными
для отдыха других людей. Поэтому
предложенный педагогом экологический
рейд по родным местам не раз находил
поддержку и одобрение
Участие в общешкольных днях здоровья на природе, воспитывает силу, ловкость, развивает морально – волевые качества, выносливость, стойкость, дисциплинированность, учит любить каждый уголок, вырабатывает потребность в её защите от загрязнения, истребления.
Осенние, весенние кроссы, соревнования по зимним видам спорта, различные турниры на городском стадионе, участие в районных спартакиадах дают возможность ребятам не только посмотреть на выдающиеся достижения своих земляков, но и показать свою силу духа, сноровку, закалку.
Различные конкурсы знатоков родного края, КВН, викторины, устные тематические журналы, беседы, вечера проводятся как результат “эвристических” открытий, познаний о родном крае. Они организовываются с целью выявления и развития интересов учащихся, закрепления знаний о родной стороне, стимулирования их познавательной активности, воспитания любви к родному краю, поэтому в условиях специальной (коррекционной) школы эти формы внеклассной работы приобретают коррекционное значение.
Особая роль в школе VIII вида отводится формированию устойчивого нравственного поведения, которое выражается в нравственных поступках и привычках и тесно связано с формированием нравственных убеждений и чувств. Младшие школьники должны не только теоретически усвоить принципы и нормы морали, но и поступать в соответствии с этими принципами и нормами, критически оценивать свое поведение. В процессе различных видов деятельности у детей постепенно формируется и закрепляется опыт нравственного поведения, нравственных отношений.
Вместе с тем первоначальные
представления о нравственных отношениях
у умственно отсталых воспитанников
достаточно примитивны, а навыки нравственного
поведения часто и вовсе
Основными задачами нравственного воспитания учащихся школ VIII вида являются: формирование нравственно-патриотического сознания — очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека; формирование у умственно отсталых учащихся чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям; воспитание навыков, привычек общественного поведения. Одной из важных задач нравственно-патриотического воспитания умственно отсталых детей младшего школьного возраста является формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм. Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т.е. умение управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества.
Дети с ограниченными возможностями испытывают проблемы в связи со сложностью нравственно-патриотических понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственно-патриотическими категориями и их воплощением в поведении и деятельности. Причинами нравственного недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искажённость практического опыта.
Осуществляя формирование нравственно-патриотического сознания у умственно отсталых детей, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова учителя, его разъяснения, доводы воспринимаются, как правило, с особенно большим доверием. Таким образом, учитель располагает значительны ми возможностями для того, чтобы вербальным путем формировать у учащихся необходимое отношение к моральным нормам общества, к системе его нравственных ценностей.
Разумеется, повышенная внушаемость
умственно отсталых школьников делает
их восприимчивыми и к отрицательному
воздействию, которому они могут
подвергаться со стороны несознательных
сверстников и взрослых. В этой
связи возникает необходимость
в систематической
Заключение
Новое время порождает и новые проблемы, это и то, что воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Новый ФГОС заявляет о новых целях образования. Одним из основных – воспитание гражданина, патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Думаю, что изречение Д.С. Лихачёва как нельзя лучше раскрывает суть направлений в работе по воспитанию патриотического воспитания школьников: «Если человек не любит смотреть, хотя бы изредка на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, они не любят их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Только на основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
В специальной коррекционной педагогике и психологии выдвигается на первый план проблема эмоционального развития детей с нарушением интеллекта (школа VIII вида). Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально- приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.
Необходима последовательная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива в целом. В воспитательной системе школы воспитанию патриотизма отводится достойное место.
Возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей.
Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта.
Зная особенности детей, обучающихся в школе VIII вида, необходимо учитывать, что воспитывающая деятельность (любая) становится таковой лишь при условии её мотивированности. Из широкого диапазона мотивов (страх, принуждение, боязнь, престиж…) нравственный аспект мотивации наиболее действенный (благо для другого, помочь кому-то, сделать красиво…).
Приказ, принуждение,
надзор, подавление личности, часто
используемые воспитателями,
(составлен на основе использования источников, указанных в библиографическом списке)
ВОСПИТАННОСТЬ — актуальный уровень развития личности; согласованность между знаниями, убеждениями и поведением личности.
ВОСПИТУЕМОСТЬ — возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве со взрослыми; восприимчивость к воспитанию; потенциальный уровень, зона ближайшего развития личности.
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания в учебном процессе в СКОУ VIII вида