Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность развития восприятия, вероятно, будет повышаться, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Выявить и охарактеризовать методы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………..6
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………................................................................6
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………..14
Методы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...19
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..28
2.1 Диагностика уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………...28
2.2 Педагогический проект по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………55
«Определи на ощупь».
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
Детям предлагают
трех кукол в разных платочках (шелковом,
шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают
и ощупывают все платочки. Затем платочки
снимают и складывают в мешочек. Дети на
ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек
для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан
этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают
глаза и дают в руки вырезанную из картона
фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка,
домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что
это за предмет. Убирают фигуру, развязывают
глаза и просят по памяти нарисовать ее,
сравнить рисунок с контуром, обвести
фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Занятие 6.
Цель: развитие пространственного восприятия и ориентирования.
«Что, где было? И что изменилось?»
Задание показать и назвать, что или кто находится над – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта или предмета. Объяснить, что изменилось.
«Отгадай фигуру»
Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:
«Воспроизведение геометрических фигур »
Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находиться, по памяти нарисовать.
«Кто (что) где?»
Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.
«Найди предмет, которого нет»
Задание: рассмотреть рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.
«Сравни» (по длине, ширине, высоте)
Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.
«Собери картинку»
Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.
«Узнай изображение»
Задание: рассмотреть и назвать наложенные изображения нескольких предметов (от 2-х до 5-ти).
Занятие 7.
Цель: развитие пространственного восприятия и ориентирования, развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.
«Выложи из палочек»
Задание: выложить по образцу узор или силуэт из палочек.
1-ый уровень сложности – узоры в одну строчку,
2-ой уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек,
3-ий уровень сложности
– более сложные силуэты,
«Найди отличия»
Задание: традиционно.
«Покажи дорожку»
Задание: посмотреть внимательно на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
«Срисовывание по клеточкам»
Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.
Упражнения с раскрасками
Занятие 8.
Цель: развитие зрительного восприятия, уточнение представлений о шаре, развить умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.
Материалы к занятию: игрушки, чудесный мешочек, схемы построек «Ворота», деревянный конструктор, мячики.
Беседа:
Выслушиваются все ответы детей, после чего педагог рассказывает, что их знакомые медвежата, оставшись дома, решили сначала навести порядок в доме, а потом поиграть.