Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность развития восприятия, вероятно, будет повышаться, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Выявить и охарактеризовать методы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………..6
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………................................................................6
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………..14
Методы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...19
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..28
2.1 Диагностика уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………...28
2.2 Педагогический проект по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя!!!.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

«Определи на ощупь».

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают  и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы. 
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены  различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.  

«Узнай фигуру»

На столе  раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру. 
         «Догадайся, что за предмет»

На столе  разложены различные объемные игрушки  или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка  и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Занятие 6.

Цель: развитие пространственного восприятия и ориентирования.

«Что, где было? И что изменилось?»

Задание показать и назвать, что или кто находится над  – под, выше – ниже, за – перед, справа – слева данного объекта  или предмета. Объяснить, что изменилось.

«Отгадай фигуру»

Задание: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске  или перед ребёнком изображения  тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все  нарисованные предметы и подобрать  к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал логопед, ответить на вопросы:

  • Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник)
  • Из чего он сделан?

«Воспроизведение  геометрических фигур »

Задание: внимательно рассмотреть рисунок, проговорить какая фигура, где находиться, по памяти нарисовать.

«Кто (что) где?»

Задание: рассмотреть  рисунки и рассказать, как расположены  предметы относительного заданного, пользуясь  полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева.

«Найди предмет, которого нет»

Задание: рассмотреть  рисунок, например корзина с фруктами, под которой нарисованы фрукты, лежащие  в ней и один лишний предмет (овощ). Объяснить, почему его там нет.

«Сравни» (по длине, ширине, высоте)

Ребёнка просят показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое  короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.

«Собери картинку»

Педагог показывает ребёнку рисунок из треугольников разной величины, вида, цвета. Задание: выложить один из рисунков или найти на рисунке треугольник такой же формы.

«Узнай изображение»

Задание: рассмотреть  и назвать наложенные изображения  нескольких предметов (от 2-х до 5-ти).

Занятие 7.

Цель: развитие пространственного восприятия и ориентирования, развитие мелкой моторики и тактильного восприятия.

«Выложи из палочек»

Задание: выложить по образцу  узор или силуэт из палочек.

1-ый уровень сложности  – узоры в одну строчку,

2-ой уровень сложности  – простые силуэты, состоящие  от 6 до 12 палочек,

3-ий уровень сложности  – более сложные силуэты, состоящие  от 6 до 14 палочек.

«Найди отличия»

Задание: традиционно.

«Покажи дорожку»

Задание: посмотреть внимательно  на таблицу из геометрических фигур, помочь герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту, для этого покажи или закрой фишками слева направо: а) все треугольники (квадраты, круги), б) все заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

«Срисовывание по клеточкам»

Задание: посмотри внимательно  на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно  такую же фигуру по клеточкам, по окончании  проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

Упражнения  с раскрасками

Занятие 8.

Цель: развитие зрительного восприятия, уточнение представлений о шаре, развить умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.

Материалы к занятию: игрушки, чудесный мешочек, схемы построек «Ворота», деревянный конструктор, мячики.

Беседа:

  • Чем вы занимаетесь дома, если из-за плохой погоды нельзя пойти гулять?

Выслушиваются все ответы детей, после чего педагог  рассказывает, что их знакомые медвежата, оставшись дома, решили сначала навести порядок в доме, а потом поиграть.

    • Хотите поиграть с ме<

Информация о работе Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи