Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     К. Изард  и А.А. Реан предполагают, что  агрессивное состояние возникает  и развивается в борьбе, а всякая  борьба требует все формальные  качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, а  в ряде случаев инициативность  и смелость, готовность к действию. А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений в изучении и объяснении феномена агрессивности: инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Следует отметить, что ни одно  из направлений  не может дать полные и всеобъемлющие ответы на вопросы, связанные с агрессией и агрессивностью,  но позволяет изучать и объяснять их в дальнейшем.  
По мнению В.Г. Леонтьева  агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии.

     Таким образом, анализ большого числа научных работ зарубежных и отечественных авторов  свидетельствует, насколько сложна  проблема  агрессивности и агрессивного поведения и  различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.

     В дипломной  работе мы опираемся на понятие  агрессии как  формы поведения,  включающей  в себя угрозу, желание  напасть, враждебность, а также  насильственные действия, наносящие  вред объектам нападения, не желающих  подобного обращения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности

 

 

     Согласно  многочисленным исследованиям   И.А. Фурманова, Дж. Лешли, Л. Берковец, Г. Бреслава, Х. Хекхаузена проявления  детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм поведения, с которыми приходится иметь дело не только врачам, педагогам и психологам, но и обществу в целом. Как отмечает Г. Бреслав,  причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными:

1) ухудшение социальных  условий жизни детей;

2) кризис семейного воспитания;

3) невниманием педагогов и психологов  к нервно-психическому состоянию  детей;

4) увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка» [11].

     В социальной среде  уровень агрессивности определяется  степенью социализации и этнокультурными  нормами, требованиями и установками.  Как считает Х. Хекхаузен,   культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

     Итак, мы видим, что  искоренять проявления агрессии  не только бессмысленно, но и  вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, и не ограничивали без необходимости права и свободы человека.

Г.Э. Бреслав выделил пути социализации агрессии:

1) на уровне общественных групп:  соревнование  вместо вражды, стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону, использование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели;

2) на уровне отдельного человека: осознание и принятие своих  переживаний, признание возможности  существования различных точек зрения, стремление к диалогу, установка на компромисс и позитивную самореализацию [12].

     Среди психологических  особенностей проявления агрессивного  поведения можно выделить: недостаточное  развитие интеллекта, сниженная  самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и др.).

     Необходимо рассмотреть  варианты особенностей проявления  агрессивного поведения детей  и механизмы его поведения в семье.

     Первый  вариант воспитания агрессивности:  чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного  результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип  агрессивного поведения. При малейшем  промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и  физической агрессии.  Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду — детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм и возбудимые черты.

     Второй  вариант воспитания агрессивности:  родители эмоционально отвергают  ребенка, относятся к нему пренебрежительно  или негативно (на мальчиков  особенно влияет отсутствие внимания  матери). Это рождает страх, влекущий  за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и или других близких обратить на него внимание. Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее — замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому [8].

     Однако  это крайние варианты, встречающиеся  относительно нечасто: большая  часть агрессивности детей развивается  где-то между этими двумя противоположностями,  приводящими к одинаковому исходу. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями — в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

1) совладать с событиями  и изменить ситуацию в нужном  ему направлении;

2) восстановить свое  эмоциональное равновесие, несмотря  на неблагоприятную ситуацию. Между  тем, управляемые механизмы психологической  защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс — вина, совесть и мораль — будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

     Для того  чтобы вызывать одобрение родителей,  ребенок учится контролировать  свою агрессию, причем на первых  порах это достигается внешним  контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом.

     И.А. Фурманов, основываясь на проявлениях агрессии, выделяет четыре категории детей:

     1. Дети, склонные  к проявлению физической агрессии. Это активные, деятельные и целеустремленные  ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их общительность, раскованность, уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции.

          2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.

     В числе  эмоциональных проявлений дошкольника,  которые обращают на себя внимание  и вызывают озабоченность, а  нередко и обоснованную тревогу, - детская агрессивность (удары  ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки. Существенную роль в возникновении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья.

     Поведение  сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением  и др.).

     Еще одной  особенностью таких детей является низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки гнева и страха. При этом они не умеют скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах. 

     3. Дети, склонные  к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой — мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм (стремление привлечь к себе внимание путем экстравагантного поведения). Кроме того, из-за сензитивности ребята очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес, поэтому люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

     4. Дети, склонные  к проявлению негативизма

     Ребят этой  группы отличают повышенная ранимость  и впечатлительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт [50].

          Как показывает практика, проявлений  физической агрессивности у детей  много. Ребенок может разъяриться,  осыпая ударами того, кто находится  рядом. Вероятно, при этом ребенок  чувствует собственную силу и малую вероятность ответной атаки. Для затурканного в семье ребенка младшие дети в яслях или саду могут стать самым первым объектом для выплескивания его агрессивных чувств на кого-то поменьше и  слабее.

     Физическая  агрессия — это такая проблема, которая немедленно привлекает взрослых. Иногда настораживает только шум конфронтации. Если ребенок щиплется или кусается исподтишка, то возмутить взрослых может «скрытность» его действий. Такую проблему вряд ли оставишь без внимания, хотя у разных взрослых разные взгляды — некоторые вполне определенно терпят агрессивность мальчиков больше, чем девочек» [33].

     Следует  отметить, что огромную роль играет  воспитание в семье, причем  с первых дней жизни ребенка.  Социолог М. Мид доказала, что  если ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят до минимума, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [33].

     Агрессивные  дети обычно  вырастают в семьях, где дистанция между детьми  и родителями огромна, где мало  интересуются развитием детей,  где не хватает тепла, нежности, доброты  и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания, которые вызывают следующие опасности:  
     Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Ребенок узнает, что физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроля над нами, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. 
     Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление.  
     В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. То есть ребенок будет помнить только о боли нанесенной ему, а не об усвоении правил  поведения. 
     На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него на всю жизнь.  Взгляды  родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими людьми.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности