Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77
К. Изард
и А.А. Реан предполагают, что
агрессивное состояние
По мнению В.Г. Леонтьева агрессия является
неконструктивной формой адаптации человека
к неблагоприятным ситуациям. Она выражается
в вербальной агрессии (частых ссорах
с коллегами, друзьями, членами семьи и
т.д.), а иногда и в физической агрессии.
Таким образом, анализ большого числа научных работ зарубежных и отечественных авторов свидетельствует, насколько сложна проблема агрессивности и агрессивного поведения и различны взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины.
В дипломной
работе мы опираемся на
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности
Согласно многочисленным исследованиям И.А. Фурманова, Дж. Лешли, Л. Берковец, Г. Бреслава, Х. Хекхаузена проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм поведения, с которыми приходится иметь дело не только врачам, педагогам и психологам, но и обществу в целом. Как отмечает Г. Бреслав, причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными:
1) ухудшение социальных условий жизни детей;
2) кризис семейного воспитания;
3) невниманием педагогов и
4) увеличением доли
В социальной среде
уровень агрессивности
Итак, мы видим, что
искоренять проявления
Г.Э. Бреслав выделил пути социализации агрессии:
1) на уровне общественных групп: соревнование вместо вражды, стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону, использование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели;
2) на уровне отдельного человека:
осознание и принятие своих
переживаний, признание
Среди психологических
особенностей проявления
Необходимо рассмотреть
варианты особенностей
Первый
вариант воспитания
Второй
вариант воспитания
Однако
это крайние варианты, встречающиеся
относительно нечасто: большая
часть агрессивности детей
1) совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;
2) восстановить свое
эмоциональное равновесие, несмотря
на неблагоприятную ситуацию. Между
тем, управляемые механизмы
Для того
чтобы вызывать одобрение
И.А. Фурманов,
основываясь на проявлениях
1. Дети, склонные
к проявлению физической
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми. Для них характерен постоянный внутриличностный конфликт, который влечет за собой состояния напряжения и возбуждения.
В числе
эмоциональных проявлений
Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением и др.).
Еще одной
особенностью таких детей
3. Дети, склонные
к проявлению косвенной
4. Дети, склонные к проявлению негативизма
Ребят этой
группы отличают повышенная
Как показывает практика, проявлений
физической агрессивности у
Физическая агрессия — это такая проблема, которая немедленно привлекает взрослых. Иногда настораживает только шум конфронтации. Если ребенок щиплется или кусается исподтишка, то возмутить взрослых может «скрытность» его действий. Такую проблему вряд ли оставишь без внимания, хотя у разных взрослых разные взгляды — некоторые вполне определенно терпят агрессивность мальчиков больше, чем девочек» [33].
Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что если ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят до минимума, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [33].
Агрессивные
дети обычно вырастают в семьях,
где дистанция между детьми
и родителями огромна, где
Во-первых, родители, наказывающие своих
детей, фактически могут оказаться для
тех примером агрессивности. В таких случаях
наказание может провоцировать агрессивность
в дальнейшем. Ребенок узнает, что физическая
агрессия – средство воздействия на людей
и контроля над нами, и будет прибегать
к нему при общении с другими детьми.
Во-вторых, дети, которых
слишком часто наказывают, будут стремиться
избегать родителей или оказывать им сопротивление.
В-третьих, если наказание
слишком возбуждает и расстраивает детей,
они могут забыть причину, породившую
подобные действия. То есть ребенок будет
помнить только о боли нанесенной ему,
а не об усвоении правил поведения.
На примере взаимоотношений
между членами семьи ребенок учится взаимодействовать
с другими людьми, обучается поведению
и формам отношений, которые сохраняются
у него на всю жизнь. Взгляды родителей
на неправильное поведение ребенка, характер
отношений между родителями и детьми,
уровень семейной гармонии или дисгармонии,
характер отношений с родными братьями
или сестрами – вот факторы, которые могут
предопределять агрессивное поведение
ребенка в семье и вне ее, а также влиять
на отношения с окружающими людьми.