Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     Работа с родителями  предполагает индивидуальную работу  в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

       Необходимую для  себя информацию родители могут  получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах  в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к специалисту, и можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком по конкретной проблеме. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т.п. Ведь проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить.

      По мнению  Запорожца А.В.: профилактика – это система мер государственного и общественного воздействия, направленная на выявление и устранение причин негативно влияющих на физическое и нравственное здоровье и развитие несовершеннолетних, а также на предупреждение безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения [21].

      Профила́ктика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.

     Профилактика – это процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий,  вызывающих отклонение в поведении человека.

     В социальной педагогике профилактика – это мероприятия, направленные на: предотвращение физических, психологических, социально-культурных обстоятельств у человека;  сохранение, поддержание, защиту нормального уровня жизнедеятельности ребенка;  содействие ребенку в достижении социально-значимых целей [22].

     Анализируя  труды Запорожца А.В.  и Марковой Т.А. можно выделить подходы к осуществлению профилактики:

1. Подход, основанный  на распространении информации. Самый распространенный в профилактике. Недостатки: предоставленная информация  носит частичный характер, основана  на запугивании, не дает представления о результате. Метод не эффективен.

2. Подход, основанный  на  эмоциональном обучении. Все  дети, склонные к правонарушениям,  имеют недостатки развития чувственной  сферы и проявляют отклонения  в поведении. В данном подходе  применяют тренинг эмоционального обучения, арт-педагогические и арт-терапевтические методы, приемы, направленные на снижение стрессовой ситуации.

3. Подход, основанный  на влиянии социальных факторов, в умении противостоять негативной  среде, в умении сказать «нет».  Программы: «Ровесник – ровеснику», «Негативное проявление волевых качеств».

4. Подход, основанный  на формировании жизненных навыков,  на получении социальных навыков,  которые не были привиты детям  – получение нового опыта во  взаимодействии с людьми.

5. Подход, основанный на развитии альтернативной деятельности по устранению девиантного поведения (программы, где характерны авантюризм, склонность к риску, туристические программы, система дополнительного образования).

6. Подход, основанный  на укреплении здоровья: санитарно-гигиенические мероприятия, борьба с курением, дни здоровья [21].

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что на начальных этапах взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ по профилактики агрессивного поведения дошкольников необходимо применять следующие формы взаимодействия с семьями детей: тематические родительские собрания и конференции, лектории, психолого-педагогические практикумы, индивидуальные и групповые консультации для родителей, дискуссии, родительские и семейные клубы, семейные праздники: День Матери, День Семьи. Индивидуальная работа с агрессивным ребенком может проводиться по следующим направлениям:    

  1. Игра (наиболее часто используется в работе с детьми дошкольного возраста).
  2. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
  3. Сублимирование агрессии  в полезную деятельность (помощь взрослым, уход за домашними животными, забота о больных и пожилых родственниках и пр.).
  4. Приобщение детей к групповым видам спорта: футбол, баскетбол и пр., требующим навыков сотрудничества.  Индивидуальные  виды  спорта, например, бокс или карате  иногда  бывают нежелательны.

     Для лучшего  понимания переживаний ребенка,  особенностей его личности, системы  отношений и реагирования, можно  применять различные проективные тесты (Рене-Жиля, Розенцвейга, «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и пр.) [11], а также просить ребенка нарисовать свое видение проблемы, ситуации или конфликта.

       Результаты  рисуночного теста семьи рекомендуется  анализировать совместно с родителями детей. Это нередко дает эмоциональный эффект и служит способом лучшего понимания как ребенка, так и семейных проблем вообще. Нередко родители, которым показывали детские рисунки и объясняли их смысл, испытывали сильное эмоциональное потрясение и меняли свои взгляды на семейные взаимоотношения.   Ведь многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми,  им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. В этом может помочь детско-родительская терапия, которая выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

         В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в совместных семейных  занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.

           В процессе работы ребенок  начинает воспринимать родителей  по-новому, как союзников. Ребенок  получает у родителя поддержку,  учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. В процессе  профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое злость, каковы ее разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в данной ситуации. 

     Важную  роль в профилактике агрессивного  поведения ребенка имеют семейные  традиции и эмоциональный фон  отношения родителей к ребенку.  Например, известный этнограф и  социолог М. Мид, изучая  семейные  взаимоотношения,  сделала очень интересные наблюдения. 
В тех  семьях, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему: с первых дней жизни ребенка мать резко отлучает его от груди и надолго уходит работать, общение с матерью происходит очень редко – только  во время утреннего и вечернего кормления, большую часть времени ребенок проводит в одиночестве, опекаемый лишь случайно подошедшими взрослыми. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном используются частые наказания при отсутствии поощрений, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость. 
     Совершенно другая картина наблюдается в сообществах, где вся структура жизни построена на взаимопомощи и кооперации, а идеалом личности является мягкость в общении, альтруистическое отношение к другим. Эти культурные установки проецируются и на воспитание детей. С первых дней жизни ребенок окружается заботой и вниманием родителей или родственников. Общение взрослых и детей позитивно окрашено, наказание редки. Единственной особенностью поведения, которое вызывает строгость и недовольство родителей, является агрессивность. Драки и ссоры между детьми немедленно пресекаются. Детей учат конструктивному поведению, например, вымещать гнев преимущественно на неодушевленных предметах. Таким образом, можно заключить, что на профилактику  агрессии оказывают влияние  отношения  и поведения родителей.

     Таким образом исходя из анализа различных подходов к определению категории взаимодействия, взаимодействие ДОУ и семьи представляет  собой целостный  процесс  согласования,  взаимного влияния и  интеграции целей, ценностей, смыслов, опыта семейного и дошкольного воспитания.     Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи предполагает  создание условий для успешной самореализации  ребенка, обеспечение его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в детском саду, семье, социуме.  Достижение данной цели возможно  при организации  творческого сотрудничества на основе единства взглядов на воспитание, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, их активного субъект-субъектного  партнерского взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста

        

 

 

     Социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научных знаний. По мнению Киселевой Т.Г и Красильникова Ю.Д. методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера  испытывает   дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков.

   Культура, образование,  искусство, досуг нуждаются в  людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию, проводить профилактическую работу. В решении этих проблем ведущее место принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.

     В своем произведении «Социально-культурная деятельность» Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д.  показали, что характерным признаком является  единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит  гуманный  взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

     Социально-культурная деятельность предполагает глубокое осмысление и соответствующую корректировку, профилактику содержания и технологии социально-культурного образования, адаптацию к новым реалиям, складывающимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразумевает совершенствование нетрадиционных специализаций, развитие и углубление социально-культурологического и педагогического направления в художественном творчестве, библиотечной работе, театрализованных программах и пр. Социально-культурная деятельность включает в себя опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.

Красильников Ю.Д.   в качестве основного объекта  СКД рассматривает социально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы  активного воздействия этой среды на духовное развитие общества, жизнеобеспечение, социализацию, коммуникацию, рекреацию. Используются базовые методы и технологии:

  1. адаптирование к условиям СК среды и задачам СК деятельности (оценочные, диагностические, исследовательские, развивающие, стабилизирующие и др.),
  2. выработка практического опыта, рациональное достижение целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и другими видами СК деятельности.

      В процессе  работы предусмотрены: лекции-диалоги,  лекции-дискуссии, семинары, « круглые столы», игровые и спортивные мероприятия, проведение праздников, экскурсий и пр. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с «интересными» людьми искусства, досуга, спорта.

В процессе работы с детьми необходимо помнить, что около 40% времени  – познавательный материал и 60% - игровая  или практическая деятельность.

     Исходным  моментом для понимания сущности  СКД является взаимодействие  индивидов или групп для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие выражает характер, содержание и отношения между людьми или социальными группами. Главный смысл заключается в использовании различных видов творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Ее постоянная цель в предотвращении отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных явлений. СКД базируется на постоянном общении людей и  вносит огромный вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку и искусство.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности