Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77
Работа с родителями
предполагает индивидуальную
Необходимую для
себя информацию родители
По мнению Запорожца А.В.: профилактика – это система мер государственного и общественного воздействия, направленная на выявление и устранение причин негативно влияющих на физическое и нравственное здоровье и развитие несовершеннолетних, а также на предупреждение безнадзорности, правонарушений и девиантного поведения [21].
Профила́ктика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
Профилактика – это процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих отклонение в поведении человека.
В социальной педагогике профилактика – это мероприятия, направленные на: предотвращение физических, психологических, социально-культурных обстоятельств у человека; сохранение, поддержание, защиту нормального уровня жизнедеятельности ребенка; содействие ребенку в достижении социально-значимых целей [22].
Анализируя труды Запорожца А.В. и Марковой Т.А. можно выделить подходы к осуществлению профилактики:
1. Подход, основанный
на распространении информации.
Самый распространенный в
2. Подход, основанный
на эмоциональном обучении. Все
дети, склонные к правонарушениям,
имеют недостатки развития
3. Подход, основанный
на влиянии социальных
4. Подход, основанный
на формировании жизненных
5. Подход, основанный на развитии альтернативной деятельности по устранению девиантного поведения (программы, где характерны авантюризм, склонность к риску, туристические программы, система дополнительного образования).
6. Подход, основанный на укреплении здоровья: санитарно-гигиенические мероприятия, борьба с курением, дни здоровья [21].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на начальных этапах взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ по профилактики агрессивного поведения дошкольников необходимо применять следующие формы взаимодействия с семьями детей: тематические родительские собрания и конференции, лектории, психолого-педагогические практикумы, индивидуальные и групповые консультации для родителей, дискуссии, родительские и семейные клубы, семейные праздники: День Матери, День Семьи. Индивидуальная работа с агрессивным ребенком может проводиться по следующим направлениям:
Для лучшего
понимания переживаний ребенка,
Результаты
рисуночного теста семьи
В процессе занятий родители ст
В процессе работы ребенок
начинает воспринимать
Важную
роль в профилактике
В тех семьях, где ребенок имеет негативный
опыт, как правило, формируются отрицательные
черты личности. В частности стиль взаимодействия
со взрослыми сводится к следующему: с
первых дней жизни ребенка мать резко
отлучает его от груди и надолго уходит
работать, общение с матерью происходит
очень редко – только во время утреннего
и вечернего кормления, большую часть
времени ребенок проводит в одиночестве,
опекаемый лишь случайно подошедшими
взрослыми. Дальнейшее воспитание остается
достаточно суровым: в основном используются
частые наказания при отсутствии поощрений,
враждебность детей по отношению друг
к другу не вызывает у взрослых осуждения.
В результате формируются такие качества
как тревожность, подозрительность, сильная
агрессивность, эгоизм и жестокость.
Совершенно другая картина
наблюдается в сообществах, где вся структура
жизни построена на взаимопомощи и кооперации,
а идеалом личности является мягкость
в общении, альтруистическое отношение
к другим. Эти культурные установки проецируются
и на воспитание детей. С первых дней жизни
ребенок окружается заботой и вниманием
родителей или родственников. Общение
взрослых и детей позитивно окрашено,
наказание редки. Единственной особенностью
поведения, которое вызывает строгость
и недовольство родителей, является агрессивность.
Драки и ссоры между детьми немедленно
пресекаются. Детей учат конструктивному
поведению, например, вымещать гнев преимущественно
на неодушевленных предметах. Таким образом,
можно заключить, что на профилактику
агрессии оказывают влияние отношения
и поведения родителей.
Таким образом исходя из анализа различных подходов к определению категории взаимодействия, взаимодействие ДОУ и семьи представляет собой целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей, смыслов, опыта семейного и дошкольного воспитания. Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечение его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в детском саду, семье, социуме. Достижение данной цели возможно при организации творческого сотрудничества на основе единства взглядов на воспитание, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, их активного субъект-субъектного партнерского взаимодействия.
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
Социально-культурная деятельность относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научных знаний. По мнению Киселевой Т.Г и Красильникова Ю.Д. методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Эта сфера испытывает дефицит свежих научных идей, часто элементарного здравого смысла, дефицит современных профессиональных знаний, умений и навыков.
Культура, образование, искусство, досуг нуждаются в людях, умеющих вырабатывать и предлагать новые идеи, брать на себя инициативу в продвижении инновационных проектов и программ, общаться с другими, умело направлять их знания и энергию, проводить профилактическую работу. В решении этих проблем ведущее место принадлежит базовым научным дисциплинами - педагогике и психологии, целью которых в данном случае является психолого-педагогическое обеспечение как профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) социально-культурной деятельности.
В своем произведении «Социально-культурная деятельность» Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. показали, что характерным признаком является единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. В основе современных концепций социально-культурной деятельности лежит гуманный взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации социально-культурной деятельности.
Социально-культурная деятельность предполагает глубокое осмысление и соответствующую корректировку, профилактику содержания и технологии социально-культурного образования, адаптацию к новым реалиям, складывающимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразумевает совершенствование нетрадиционных специализаций, развитие и углубление социально-культурологического и педагогического направления в художественном творчестве, библиотечной работе, театрализованных программах и пр. Социально-культурная деятельность включает в себя опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.
Красильников Ю.Д.
в качестве основного объекта
СКД рассматривает социально-
В процессе
работы предусмотрены: лекции-
В процессе работы с детьми необходимо помнить, что около 40% времени – познавательный материал и 60% - игровая или практическая деятельность.
Исходным
моментом для понимания