Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

Как считают отечественные  исследователи (И.П. Волков, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Т.А. Репина) социометрия  как экспериментальная методика - адекватный и удобный способ изучения межличностных отношений в группе.

     В нашем  исследовании мы использовали  экспериментальную игру «Секрет», разработанную Т.А. Репиной и   широко используемую в работе  с детьми дошкольного возраста. В основу данной игры положен  социометрический эксперимент «выбор  действия» применяемый Я.Л. Коломенским переработанный Т.А. Репиной с учетом возрастных психологических особенностей испытуемых. Методика данной игры заключалась в том, что испытуемый «по секрету» дарил трем детям из группы в соответствии со своим желанием подарки (прятал в шкафчики), предварительно определив степень их привлекательности.

     Экспериментальным  материалам служили красочные  художественные открытки. После  того, как ребенок раскладывал  подарки по шкафчикам, его просили  обосновать свой выбор. 

     Методика, учитывая психологические особенности испытуемых, включала:

а) игровые моменты, чтобы  вызвать у детей больший интерес  к деятельности (вносился элемент  таинственности: сделать подарки  так, «чтобы никто не видел»);

б) в ней облегчалось  принятие экспериментальной задачи, которая сама по себе для маленького ребенка имеет чисто конфликтный характер - подарить другому то, что нравится самому (экспериментатор заверял, что не только он сам будет делать подарки своим сверстникам, но и другие дети что-то подарят ему);

в) предупреждалась возможность  сговора (дети, прошедшие эксперимент, сразу изолировались от остальных, поскольку дошкольникам хранить  свои секреты очень трудно);

г) устранялся возможный  отрицательный воспитательный эффект эксперимента (детям, не получившим выборов, экспериментатор сам подкладывал подарки в шкафчики).

     Кроме того, вводилась «разминка» перед началом  эксперимента для установления  контакта с испытуемым.

     Перед экспериментом  ребенку говорили: «Сейчас мы  будем играть в интересную  игру. Она называется «Секрет». Все дети вашей группы по очереди, по секрету будут делать друг другу подарки. Делать это надо так, чтобы никто не видел. Я дам тебе три картинки, и ты подаришь их, кому захочешь, только каждому ребенку по одной. Если хочешь, можешь положить в шкафчики и тем детям, которые болеют». (Последнее говорилось как бы между прочим, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное). Ребенку давали три картинки, и экспериментатор спрашивал, какая из трех ему больше нравится, затем - из оставшихся двух. После того, как испытуемый раскладывал все подарки соответственно своим намерениям, взрослый просил: «Скажи, пожалуйста, а почему ты самую красивую, хорошую картинку подарил...? (Называлось имя ребенка, которому испытуемый отдал первый выбор)».

     Эксперимент  применялся в двух вариантах:  с положительным критерием и  отрицательным. В деликатной форме  ребенку предлагали сделать три  отрицательных выбора. (После того, как ребенок отдал свои положительный  выборы, ему говорили: «А если  бы я тебе дала много картинок, хватило бы почти всем детям группы, только трем не хватило. Кому бы ты тогда не дал картинки?»).

     В протоколе  фиксировали следующее:

1) Как ребенок принимает задачу подарить картинки другим;

2) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий положительные выборы;

3) Обоснование первого выбора;

4) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий отрицательные выбора;

5) Обоснование их.

     В нашем  исследовании при обработке экспериментального материала, был использован метод «баллирования»: оценивала первый выбор /А/ в 5 баллов, второй /Б/ - в 4 балла и третий /В/ - в 3 балла. Кроме того, важно было, чтобы при баллировании нашла отражение взаимность выбора.

   Как совершенно  справедливо указывают многие авторы (Я.Л. Коломинский, И.П. Волков, Т.А. Репина), взаимность симпатии - фактор, чрезвычайно существенный для эмоционального благополучия ребенка, и иногда один взаимный выбор для него значит больше, чем несколько невзаимных [34]. Учитывая это, за взаимный выбор 1-ой степени привлекательности начисляли 10 баллов, 2-ой степени -8 баллов и 3-ей степени - 6 баллов. Далее при начислении баллов учитывались отсутствующие в день проведения эксперимента члены группы. Дети часто забывают об отсутствующих сверстниках, там более, если последние уже долго не посещали детский сад, соответственно цена выбора удваивалась, если отсутствующему ребенку сверстники делали подарок.

     Таким образом,  в игре «Секрет» использовался  обобщенный критерий в его положительном и отрицательным вариантах. В положительном варианте дети отдавали свой выбор наиболее привлекательным для них детям: которые им нравятся, с которыми они играют и хотели бы играть. В отрицательном - тем детям, с которыми наиболее часто конфликтуют.

     В результате  социометрического эксперимента, были  выявлены следующие дети, получившие  больше всего отрицательных выборов  со стороны сверстников: главным  образом за их агрессивность.     Свои отрицательные выборы испытуемые мотивировали следующим образом: «он всех бьет», «он всегда обижает меня», «она дразниться и плюется», «она кусается», «он обижает всех, все отбирает и мешает играть», «он говорит нехорошие слова» и т.д. Вместе с тем не получили ни одного выбора в положительном варианте эксперимента: Юра. По одному выбору от своих друзей получили: Дима. Изолированными детьми явились: Вова - его балл равен «0».

     Приведенное  соотношение между различными  средствами агрессии свидетельствует, что по общим данным 55% составляли физические средства, 29% вербальные, 14% мимические и пантомимические и 3% деструктивные действия. Что касается соотношения средств агрессии, то в экспериментальной группе из общего числа агрессивных действий (204) - 118 составляют физические средства, 60 - вербальные, 22 - мимическо-пантомимические, 4 - деструктивные действия. Существуют и определенные различия между агрессивными проявлениями мальчиков и девочек.

     Анализируя  особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность,  можно  выделить наиболее агрессивных детей. Основными критериями отбора этих испытуемых явились частота агрессивных проявлений, их продолжительность и интенсивность, а также инициативный характер агрессивных действий.

     В дальнейшем  с педагогами и родителями  этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении особенностей социальной ситуации развития ребенка в семье и группе детского сада, в уточнении характера дезадаптации этих детей.

     Также выяснилось, что мальчики чаще используют  физическую агрессию и деструктивные действия: 81% против 65% у девочек. В тоже время можно отметить, что мальчики практически не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же больше склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (23% против 9%).

     Классифицируя  зафиксированные средства агрессии  можно отметить, что вступая в  конфликт, дети пытаются использовать  разнообразные приемы (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2.  Классификация использованных детьми средств агрессии

Физические 

Вербальные

Мимические и 

пантомимическиее.

Деструктивные действия

1 .Ударить руками

2. Ударить ногами 

3. Толкнуть

4. Укусить 

5 Поцарапать

б. Дернуть за волосы

7 .Ударить предметом

8.Измазать лицо, одежду

9. Плюнуть

1 .Обозвать

2 .Нагрубить

3.Погрозить физ.

 расправой  

4.Натравить на обидчика другого

5.Организовать заговор против сверстника

1 .Показать язык

2.Фигу

3.Состроить рожу

4.Погрозить кулаком

1.Сломать, бросить игрушку

2.Порвать книгу, рисунок

3.Испортить вещь, принадлежащую другому


 

 

    4) Диагностика  агрессивных проявлений в поведении  детей.

     С целью  диагностики уровня агрессивности  дошкольников нами были использованы  следующие методики:

  1. анкетирование  родителей,  (анкета разработана Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (приложение 7).

     Результаты  оценки  уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень  агрессивности (3 ребенка), 30% средний  (6 детей), 42% высокий (8 детей) и 14% повышенный уровень (4 ребенка) (см. диаграмму 2.1).

 

Диаграмма 2. 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников

 

2)  Структурализированное   наблюдение, проводимое воспитателем  (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П. (приложение)

      Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

     Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течение учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании.  (Приложение 4).

     Каждая  из обозначенных выше методик  имеет шкалу уровня агрессивности  (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.  Были получены следующие результаты:

     Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 42,86% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. диаграмму 2.2.)

 

Диаграмма 2. 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников

 

 

По результатам всех методик: 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см.  приложение).

 

Диаграмма 2.3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников

по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

     По результатам  констатирующего этапа эксперимента  можно сделать вывод, что из 21 ребенка у четверых выявлен  высокий и повышенный уровень  агрессивности.

     Средний  уровень агрессивности - у десятерых детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

     Слабый  уровень агрессивности по результатам  используемых методик не был  выявлен у детей экспериментальной  группы.

     Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента, было  выявлено, что из 21 ребенка в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

     Таким образом, в ходе первичной диагностики  были выявлены следующие проблемы  детей с агрессивным поведением: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся; мало общительны; погружены в себя, а также обозначилась необходимость обучения детей открытому проявлению своих чувств, переживаний, способам как общения детей друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

     Проблемы родителей связаны с материальными и бытовыми условиями, так как ДОУ находится в рабочем районе города. Многие родители работают в Санкт-Петербурге, приезжают поздно, очень усталые и не могут посвятить ребенку мизерную часть свободного времени для чтения сказок, совместных игр, бесед. Легче  включить  мультики или компьютерные игры. В воспитательных целях  часто применяют физические наказания (30% от общего числа детей) и считают их одним из эффективных средств воспитания детей.

2.2.  Программа профилактики агрессивного  поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности

 

 

 

     По  результатам  проведения констатирующего этапа  эксперимента на базе ДОУ №19 была разработана программа   профилактики агрессивного поведения  детей старшего дошкольного возраста в процессе  социально-культурной деятельности.

     Методической  основой  программы является пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» автор – Минаева В.М.

     Программа  включает:

1 блок – система  игровых занятий с детьми.

2 блок – система тематических занятий с детьми.

3 блок – система  работы с родителями.

     Цель программы:  развитие социально – культурной  сферы ребенка, навыков конструктивных  взаимоотношений с окружающими  людьми.

     Задачи  программы:

- знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью;

- учить детей различать  эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам);

- учить понимать свои  чувства и чувства других людей,  уметь говорить об этом;

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности