Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.
Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
Алкоголизм – термин обычно применяется по отношению к хроническому постоянному пьянству или периодическому потреблению алкоголя, которое характеризуется нарушением контроля над количеством выпитого, частыми эпизодами опьянения, сужением интересов на алкоголе и употреблением алкоголя, не смотря на неблагополучные последствия.
Арттерапия – терапия средствами искусства; Основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в искусстве.
Восприятие социальной поддержки – субъективная оценка информации, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, он включен в определенные социальные связи и имеет в них взаимные обязательства. Уверенность личности в том, что ее потребность в поддержке, информации и обратной связи осуществляется.
Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующихся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:
экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;
имеющие
проблемы в развитии и поведении,
обусловленные нервно-
Групповая дискуссия – такой способ организации совместной деятельности с целью решения групповые задачи, обсуждения общей темы в группе.
Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиоллогического статуса ребёнка новой социальной ситуации.
Зависимость – невозможность прекратить употребление ПАВ даже в соответствии с собственным желанием или требованиям значимого окружения. Выделяют психическую и физическую зависимость: Психическая зависимость характеризуется непреодолимым влечением к ПАВ, своеобразной «влюбленностью» в это вещество.
Формирование физической зависимости связывают с появлением абстинентного синдрома (болевые ощущения и болезненное состоянием, связанным с отсутствием ПАВ, от которого сформировалась зависимость), т.е. прием ПАВ становится необходимым для «нормального» самочувствия
Защитные факторы - условия, снижающие риск вовлечения в наркотизацию.
Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Каузальный подход в профилактике - профилактика, ориентированная на причины приобщения к психоактивным веществам (ПАВ)
Копинг-стратегия (копинг-поведение) – от англ. to cope – справиться, овладеть, совладать – поведение, имеющее целью устранить или уменьшить интенсивность стрессора (активное копинг-поведение) или внутриличностные формы преодоления стресса, защитные механизмы личности, предназначенные для обеспечения снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится стрессовая ситуация (пассивное копинг-поведение)
лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;
Мозговой штурм – метод стимуляции активности детей и развития гибкости мышления и креативности, как правило, используется в процессе группового принятия решений. Предполагает первоначально высказывания участников группы по определенной теме без обсуждения или оценки, и их письменная фиксация. Затем обсуждение предложенных вариантов.
Наркомания – повторное использование психоактивного вещества или веществ в таких количествах, что потребитель (называемый наркоманом) периодически или постоянно находится в состоянии интоксикации, имеет навязчивое стремление принять предпочитаемое вещество (или вещества), с большим трудом добровольно прекращает употребление психоактивных веществ или изменяет его характер, а также проявляет решимость добыть психоактивные вещества почти любыми средствами.
Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических веществ (т.е. прием, хранение, транспортировка и т.д. этих веществ влечет за собой юридическую ответственность)
Негативно – ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ – профилактические мероприятия проводятся в рамках проблемно-ориентированного подхода, акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.
Новообразования возраста – новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Л.С. Выготский считал новообразования критерием для определения конкретных эпох детского развития.
Образовательная среда – совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей, выполняющих подготовку и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщение его к культуре конкретной социальной среды.
Обучающие группы – такая форма групповой работы, конечная цель которой обучение конкретным психологическим и социальным навыкам, направленных на профилактику возможных психологических проблем и нарушений. Участникам группы предоставляется информация по конкретным проблемам и оказывается помощь в принятии эффективных решений и выработке адекватного стиля поведения. Фактически – это тематический семинар с элементами тренинга. Такие группы могут проводится с достаточно большим количеством участников (15-20 человек), и обычно формируются в учреждениях системы образования или молодежных и детских центрах. Вести обучающие группы могут педагоги, социальные работники, психологи.
Позитивная (позитивно направленная) профилактика – профилактика, ориентированная не на проблему употребления ПАВ и его последствия, а на защищающий от возникновения проблемы потенциал – освоение и раскрытие ресурсов личности, предоставлении благоприятных условий для ее самореализации. Цель позитивно направленной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в употреблении ПАВ.
Потребители наркотиков – лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.
Профилактика наркозависимости - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ, а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)
Профилактика наркозависимости первичная - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость
Профилактика наркозависимости вторичная - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ у лиц, их употребляющих эпизодически
Профилактика наркозависимости третичная (реабилитация) - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, способствующий восстановлению личного и социального статуса больных наркоманиями и токсикоманиями и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности
Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь
Психогимнастика – метод, основанный на использховании невербальных средств экспрессии, направленный на развитие у детей различных рсихических функций, обучение элементам саморегуляции (психомышечноая тренировка) и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Ролевая игра – это метод обучения через практические действия. Фактически ребенку предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом.
Роль социальная – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса и положения в обществе, в системе межличностных отношений.
Сказкотерапия – метод психолго-педагогического воздействия, в основе которого лежит использование историй, метафор, сказок.
Социальная ситуация развития – система отношений между ребенком определенного возраста и социальной действительностью. в рамках социальной ситуации развития, сложившейся к началу возрастного периода. формируется центральное новообразование возраста.
Токсикомания – хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенных в официальный список наркотических средств.
Факторы риска наркотизации - условия, способствующие приобщению к ПАВ.
Я-концепция – относительно устойчивая и в большей или меньшей степени осознанная, переживаемы как неповторимая, система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе
Библиография
1.Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. – СПб., 1998.
2.Божович
Л.И. Проблема формирования
3.Бурно
М.Е. Терапия творческим
4.Вендрова Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн // Искусство в школе, 1997, №2, с.19 – 27.
5.Вопросы
психологии ребенка
6.Выготский
Л.С. Избранные
7.Гудзовская
А.А., Сураева Г.З. Уроки
Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста