Психические состояния подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.
2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.
3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.
4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6
1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6
1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….13
2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21
2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21
2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30
3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30
3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34
3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35
3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41
3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………………49
Приложение……………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Психические состояния подростков.docx

— 114.01 Кб (Скачать файл)

 Самую меньшую разницу  средних значений имеют показатели  автономности и непоследовательности (PAUT - PNED=0,1). Это объясняется тем, что  непоследовательность отношений  родителей к детям является  причиной автономного отношения. Родители не знают особенностей  своих детей и пытаются пробовать  различные приемы, как поощрения, так и наказания. Чем большую  директивность и эмоциональное  отвержение испытывают подростки со стороны своих родителей, тем большую непоследовательность их поступков и отношений они отмечают. Пытаясь властвовать над подростком или постоянно сравнивая его с идеалом, оценивая и осуждая его, родители испытываю ощутимое чувство дискомфорта, приводящее к неустойчивости их позиций по отношению к ребенку, изменению их воспитательной тактики и колебаниям от одного стиля отношения к другому. Обратим внимание на тот факт, что степень взаимозависимости враждебности и непоследовательности выше, чем та же зависимость между непоследовательностью и директивностью. По всей видимости, эмоциональное отвержение подростка не так-то "просто" дается и родителям: оно вызывает чувство напряжения, субъективное ощущение тяжести и неудовлетворения, что в конечном итоге, приводит к психологической усталости и собственной родительской неуверенности.

 Неоднозначно понимается  подростками такой стиль детско-родитель-ских отношений, как автономность. Как указывалось выше, авторы методики под автономностью понимают, прежде всего, отстраненность родителей, их только лишь формальное, а не содержательное участие в жизни ребенка. Однако отмечено, что сами подростки понимают под автономностью, скорее всего отсутствие контроля, директивности, некоторый аванс доверия, и ценят это. Наблюдается значимая корреляция между отмечаемой автономностью родителей и наличием позитивного интереса к подросткам с их стороны (коэффициент PAUT = 1,20 и PPOZ = 1,35). Отсутствие враждебности, постоянного сравнения с кем-то, осуждения, отвержения и системы жесткого пошагового контроля столь высоко ценится подростками, что фактически приравнивается к проявлению доверия, уважения и принятия их индивидуальных особенностей. Психологический анализ этой ситуации позволяет предположить высокую вероятность неумения теми же самыми подростками в будущем построить собственную семейную жизнь на основе взаимного интереса, тепла и близких неформальных связей, обеспечивающих чувство нужности и психологической безопасности всем членам семьи.

 Общая картина восприятия  подростками отношения к ним  со стороны родителей не зависит  от пола подростков: и мальчики, и девочки демонстрируют примерно  одинаковые результаты диагностики.

 

3.4. Результаты исследования тревожности у подростков

 Полученные с помощью  шкалы тревожности Ч.Д. Спилбергера результаты ситуативной тревожности (ST) продемонстрировали следующее:

Таблица 3

 

Уровни

Количество учащихся

Проценты

Среднее значение

1.

Низкий

16

80

3,04

2.

Средний

3

15

2,26

3.

Высокий

1

5

2,49


 Среднее значение ситуативной  тревожности по выборке равно 2,6. Среднее статистическое значение  личностной тревожности равно 2,57. Результаты личностной тревожности (LT) приведены в таблице 4. Более  высокое значение ситуативной  тревожности может быть обусловлено  несколькими факторами, но прежде  всего это связано с особенностями  понимания целей и задач тестирования  подростками, личностью информанта, психологическим климатом в классе  на момент обследования. Анализ  зависимости значения личностной  тревожности от пола показывает, что уровень тревожности у  девочек несколько выше, чем у  мальчиков, но это различие статистически  незначимо.

Таблица 4

 

Уровни

Количество учащихся

Проценты

Среднее значение

1.

Низкий

13

65

2,90

2.

Средний

2

10

2,47

3.

Высокий

5

25

2,35


 

Зависимость значения ситуативной и личностной тревожности от возраста подростков не имеет явной выраженной связи показателей ST и LT с возрастом. Это объясняется тем, что все участники опросника являются учащимися 8-ых классов. Особенности психофизиологического развития подростков 13-14 лет в обусловленной социальной ситуации четких разграничений не имеют.

 Ситуативная тревожность  является независимой характеристикой, поскольку прямой ее зависимости  ни от пола, ни от возраста  не выявлено. Тем не менее, анализ  результатов показывает, что показатели  SТ зависят от показателей LТ (в тех случаях, когда личностная тревожность подростка является высокой, то и ситуативная тревожность также является высокой). Можно, таким образом, предположить, что ситуативная тревожность является составной частью личностной тревожности.

 Анализ зависимости  значения личностной тревожности  от позитивного интереса со  стороны родителей показывает, что  отсутствие такого интереса со  стороны родителей определяет  высокую тревожность у подростков, в особенности у девочек (в  группе подростков со значениями PPOZ<1 показатели LT>3). Возрастание  позитивного интереса со стороны  родителей (PPOZ>1) способствует снижению  личностной тревожности (LT<2). Подобная  закономерность может быть объяснена  тем, что позитивный интерес родителей  подростки видят прежде всего в наличии помощи и поддержки со стороны родителей, их заинтересованность достижениями своих детей. Крайне высокий балл по шкале позитивного интереса указывает, как правило, на идеализацию действительной ситуации в семье или сознательную симуляцию со стороны одного из родителей. Это может говорить также о том, что ребенок требует безоговорочной любви со стороны родителя или боготворит его, а подобное состояние подростка не может не сказаться на его личностной тревожности.

 Анализ зависимости  личностной тревожности подростка  от директивноcти родителей указывает на прямую зависимость этих величин друг от друга. При минимальном значении директивности (PDIR < 1) значение LT ≤ 2, при максимальном (PDIR > 1) значение личностной тревожности увеличивается до 4, т.е. при навязывании подростку чувства вины со стороны родителей подростки становятся высоко тревожными.

 Анализ соотношения  враждебного стиля воспитания  и обеих видов тревожности говорит о линейной зависимости этих величин. Чем более выражена враждебность, тем выше уровень тревожности. Следует отметить, что враждебное поведение родителей является более стрессогенным для подростка, поскольку при максимальной враждебности LT > 3. Влияний враждебного стиля воспитания со стороны родителей может быть объяснено тем, что враждебные родители прежде всего агрессивны, критичны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отвержения.

 Анализ зависимости  личностной тревожности от автономности  родительского воспитания свидетельствует  об отсутствии корреляции. Отсутствие  зависимости может быть обусловлено  тем, что современные подростки  понимают автономное поведение  родителей по-разному. Оно может  ассоциироваться у них с отгороженностью, чрезмерной бесстрастностью, а может  восприниматься как предоставление  свободы и независимости.

 Анализ зависимости  личностной тревожности от родительской  непоследовательности указывает  на корреляцию этих величин. Следует отметить, что непоследовательность родителей является более стрессоген-ным фактором для подростка, поскольку при минимальной непоследовательности (PNED < 1) LТ < 2, при максимальной (PNED > 1) - LТ > 2,5. Непоследовательность родителей заставляет подростков ожидать или серьезного наказания за какой-либо мелкий проступок, или легкого порицания за что-либо серьезное.

 

 

3.5. Анализ результатов исследования

 Анализ результатов  исследования, таким образом, свидетельствует  о том, что средний уровень  ситуативной и личностной тревожности  подростков средней общеобразовательной  школы № 16 города Чистополя соответствует среднему уровню.

По результатам исследования можно утверждать, что ни ситуативная, ни личностная тревожности не зависят от пола и возраста подростков. Этот феномен может быть объяснен незначительными возрастными различиями испытуемых (13-14 лет). Тем не менее, с целью профилактики стрессовых состояний, а также с целью содействия процессу личностного роста необходимо проведение психологической работы с подростками этого возраста, направленной на проработку значимых и стрессогенных для этого возраста проблем, а также психологической работы с ними по обучению их способам продуктивного реагирования на стрессовые состояния, способам управления ими.

 Анализ зависимости  стилей родительского воспитания  продемонстрировал, что наиболее  стрессогенными стилями родительского воспитания являются отсутствие позитивного интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность. В связи с этим встает задача коррекции стилей деструктивного поведения родителей, которая возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, целью которого является построение гармоничных, конструктивных отношений родителей с детьми подросткового возраста.

 Результаты проведенного  опроса подростков позволяют  сформулировать следующие тенденции  в той мере, как видят их  подростки:

1. Испытывая по отношению  к себе, прежде всего равнодушное, по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.

2. Отмечаемая подростками  непоследовательность воспитательных  воздействий со стороны родителей  способствует формированию у  них высокой тревожности, неуверенности  в себе и отсутствие ощущения  постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию  недостаточной ответственности  у детей, поскольку, несмотря на  предоставляемую им свободу (высокая  автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в  достаточной мере наличия жестких  и незыблемых правил и, соответственно, следуюших за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.

3. Баланс враждебности  и позитивного интереса со  стороны родителей демонстрирует  наличие выраженных проблем в  сфере эмоционального благополучия  подростков, в области формирования  их самоуважения, отношения к  себе как к самоценной и  достойной личности.

 Результаты теста позволяют  сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.

 Таким образом, очевидна  ценность профилактической работы  родителей с школьными педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.

 Столь же актуальна  и психологическая работа с  подростками по проблемам их  взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество  детей не удовлетворено своими  взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы  одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли  могут быстро и безболезненно  изменить свою философию или  привычки, подросткам необходимо  попытаться понять своих родителей  и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут  способны помочь родителям понять  своих детей, они смогут в будущем  смягчить конфликты. Подростки нуждаются  в том, чтобы им помогли осознать  причины своих конфликтов с  родителями и то, что эти конфликты  являются обычным следствием  их взросления и порождаются  существующими объективно психологическими  различиями между людьми разных  поколений.

Информация о работе Психические состояния подростков