Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа
целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.
Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69
Как вы поняли эту притчу? Насколько велика важность общения в вашей жизни? Насколько велика важность общения в жизни общества?
5.Притча: «Напутствие»
В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел по бесконечной, казалось, дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, на которых он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивали его ноги. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на невыносимую усталость.
В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» - спросил он. «Действительно, глупо, - ответил путник, - но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые гири?» - поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда посмотри, там в дали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой – можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стол и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул его в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.
Не кажется ли вам, что часто наша жизнь напоминает подобное путешествие?
6.Крестьянин и его сыновья.
Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере. Он велел им принести пучок прутьев; и , когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось. Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин: «Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко».
Что вы думаете по поводу этой басни? Предложите, какой пословицей можно охарактеризовать весь смысл басни? Как вы думаете, часто ли в жизни случаются ситуации, к которым подошла бы эта басня?
7. Тренинг «Конфликт».
Предположите, какие конфликты могут возникать у людей в современном обществе? Давайте отметим наиболее конфликтные отношения (на листе ватмана записываются предложения членов группы). Группе предлагается разделиться на две конфликтующие подгруппы. Обозначаются причины конфликта, разворачиваются варианты течения конфликта, находится компромиссное решение.
8. Руки.
Как обычно общаются люди? Всегда ли общение происходит только посредством языка? Можно ли общаться без слов?
Давайте попробуем.
Инструкция: сидящие на стульях закрывают глаза, когда напротив вас садится партнер, вы не разговаривая, берете его руки и попробуйте предположить какой характер у вашего партнера по упражнению. Опишите его. Затем группы поменяются.
Группа делится пополам, одна половина садится на стулья и закрывает глаза, после этого на стулья находящиеся напротив сидящих, в случайном порядке рассаживается вторая подгруппа. И потом начинается работа. Затем подгруппы меняются местами.
9.
Что вы думаете по поводу данного афоризма: опыт – хороший учитель, но он предъявляет к оплате слишком большие счета?
10.
Как можно понять фразу: улыбка – поцелуй души?
Обследование В. М.
Встреча с подопечной происходит в университете, днем.
В.М. критична, ориентирована в месте, времени, собственном состоянии. Выглядит опрятно, ухожено. Свое состояние называет «стабильно нездоровым». Образование – среднее – профессиональное, работала инженером в РЭО, затем перешла в «Ведомственную охрану».
Ишемический инсульт произошел год назад, была нарушена речь, также левосторонний гемипарез. Ранее был поставлен диагноз выпадение полуполя зрения на левом глазу.
Жалобы на «плохую» речь, на возникшие после инсульта проблемы с управлением собственными эмоциями.
Обследование показало, что память не нарушена, читает подопечная бегло. Пересказ близко к тексту. Для характеристики рассказа «Галка и голуби» одним выражением, использует пословицу «Со свиным рылом в калашный ряд».
Методика «Таблицы Шульте»
8сек., 22сек., 35сек., 50сек., 1мин.23сек. – отмечена скорость называния каждых пяти цифр.
Составление рассказа по картинке.
Э - Составьте рассказ по картинке
В.М.- так это зима, зимнее время года, дети занимаются зимними играми, то есть вот на лыжах, на коньках катаются, тут кто-то с горок падает, а тут непонятно сидят, вроде как не в зимнем одеянии, гимнастикой занимаются, а это наверно просто смотрят стоят, сидят как он тонет, бедолажка, тут спускается, тоже спускается, просто так безучастно, занимаются видимо гимнастикой.
Э. – что будет потом?
В.М.- вот подают ему, руку помощи протягивают, канатик бросают, видимо для него, многие спустятся, что еще, эта заниматься закончит, так а вот эти что делают, эта просто смотрит по-моему, вот этот особенно, как будто к нему обращается. Больше ничего не придумаю.
Методика 4-й лишний.
1-я картинка: (ножницы, катушка, наперсток, трубка) – Почему после такой работы не покурить?
Э. необходимо выбрать что-то.
В.М. тогда пусть трубка будет.
2-я: (часы, монетка) – Здесь лишним будет пятачок.
3-я: Здесь киска, ну с
4-я: Слон, бабочка, гусь, ведро.
Какая у них взаимосвязь,
Э. Почему?
В.М. Ну бабочка не может, эти как – бы могут попить или поесть из ведра, а бабочка нет.
5-я Пароход, телега, матрос, машина. Ну телега, наверно.
Э. Почему?
В.М. Потому что он как – бы может сесть и в это самое, а в телегу же не впряжется.
Анализ: по результатам входного контроля можно сделать выводы о снижении словарного запаса и снижении уровня обобщения по методике 4-й лишний (4-я картинка: лишняя бабочка, т.к. не может попить из ведра). Сравнение результатов входного (-7 баллов) и выходного (-18 баллов) контроля по шкалам качества жизни больного говорит о возросшей критичности к своему уровню жизни. Также изменились показатели по методике самооценки входной (25 б.), выходной (11 б.), что может говорить о более адекватной оценке собственных качеств. Причем по шкале отношения к окружающим изменений не произошло, по шкале коммуникативности на выходе результаты выросли, а по шкалам эмоционально-волевых качеств и активности результаты снизились.
Результаты по опроснику тревоги по уровню не изменились, но абсолютные показатели снизились с 24 до 20 баллов.
Шкала эмоциональных отношений по Столину. Результаты испытуемой показали снижение по категории симпатия – антипатия (с 14 баллов до 3 баллов). Результаты оценки мужем больной своих взаимоотношений с ней говорят о том, что к ней испытывают близость и уважение, а по категории симпатия - антипатия – показатели находятся на нижней границе среднего отношения, данные показатели ближе к результатам выходного контроля у самой испытуемой. Что может говорить о возросшей адекватности оценки у самой испытуемой.
Методика качества жизни больного
«Входной контроль»
Вариант ответа | ||||||
№ вопроса |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ | ||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
Сумма ответов |
6 |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
Анализ: а - -12 баллов
б - -3 балла
в - 0 баллов
г - +1 балл
д - +4 балла
е - +3 балла
Итоговая оценка качества жизни больным: -7 баллов.
Методика качества жизни больного
«Выходной контроль»
Вариант ответа | ||||||
№ вопроса |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
1. |
+ |
|||||
2. |
+ |
|||||
3. |
+ |
|||||
4. |
+ |
+ |
+ |
|||
5. |
+ |
|||||
6. |
+ |
|||||
7. |
+ |
|||||
8. |
+ |
|||||
9. |
+ |
|||||
10. |
+ |
|||||
11. |
+ |
|||||
12. |
+ |
|||||
13. |
+ |
|||||
14. |
+ |
|||||
15. |
+ | |||||
16. |
+ |
|||||
17. |
+ |
|||||
Сумма ответов |
8 |
6 |
3 |
1 |
0 |
1 |
Анализ: а - -16 баллов
б - -6 балла
в - 0 баллов
г - +1 балл
д – 0 баллов
е - +3 балла
Итоговая оценка качества жизни больным: -18 баллов.
Методика исследования самооценки (по Ж.М. Глозман )
Входной контроль
Шкала эмоционально –волевых качеств | |||||||||
сильно |
средне |
слабо |
0 |
слабо |
средне |
сильно |
|||
Я самый счастливый |
+ |
Я самый несчастный | |||||||
Я очень раздражительный, не умею сдерживаться, меня все возмущает |
+ |
Я очень сдержанный, умею держать себя в руках, не раздражаюсь | |||||||
Я очень неуравновешенный, у меня быстро меняется настроение |
+ |
Я очень уравновешенный, у меня ровный, всегда одинаковый характер | |||||||
Я очень тревожный человек, всегда из-за всего очень волнуюсь |
+ |
Я очень спокойный человек, редко волнуюсь | |||||||
Я очень неуверен в себе, всегда сомневаюсь в своих силах и возможностях |
+ |
Я очень уверен в себе, никогда не сомневаюсь в своих силах и возможностях | |||||||
Я очень тяжело переживаю трудности, сильно страдаю, если что-нибудь не получается |
+ |
Я очень легко переживаю трудности, не страдаю, если что-нибудь не получается | |||||||
Я очень грустный, часто печалюсь, редко смеюсь |
+ |
Я очень веселый, часто смеюсь, всему радуюсь | |||||||
Я очень некритичен к себе, не вижу своих недостатков |
+ |
Я очень критичен к себе, вижу все свои недостатки | |||||||
Шкала активности | |||||||||
Я очень осторожный, долго думаю, колеблюсь перед тем, как что-то сделать |
+ |
Я очень решительный, быстро принимаю решения, долго не думаю, не колеблюсь | |||||||
Я очень медлительный, все делаю долго |
+ |
Я очень подвижный, все делаю быстро | |||||||
Я очень ненастойчивый, неупорный, редко добиваюсь, чего хочу |
+ |
Я очень настойчивый, упорный, всегда добиваюсь, чего хочу | |||||||
Я очень пассивный, жду, когда все решат другие |
+ |
Я очень активный, всегда все решаю сам | |||||||
Я люблю, когда мне помогают |
+ |
Я люблю все делать сам | |||||||
Шкала отношения к окружающим | |||||||||
Я очень подозрительный, никому не доверяю, боюсь, что обманут |
+ |
Я очень доверчивый, всем верю, не боюсь, что обманут | |||||||
Я не хочу помогать людям |
+ |
Я хочу помогать людям | |||||||
Я очень неаккуратный, не убираю за собой, часто пачкаю и порчу свои вещи |
+ |
Я очень аккуратный, всегда убираю за собой, никогда не пачкаю свои вещи | |||||||
Шкала коммуникативности | |||||||||
Я очень замкнутый, не люблю общество, трудно знакомлюсь с людьми |
+ |
Я очень общительный, люблю общество, легко знакомлюсь с людьми | |||||||
Я очень не разговорчивый, люблю помолчать |
+ |
Я очень разговорчивый, люблю побеседовать | |||||||
Я не люблю ходить в магазин |
+ |
Я люблю ходить в магазин | |||||||
Я не люблю общественно- |
+ |
Я люблю общественно- | |||||||
Я люблю быть один |
+ |
Я люблю быть в компании, среди людей |
Анализ: результаты обследования самооценки - 25 баллов.
Оценка по отдельным шкалам: 1. шкала эмоционально-волевых качеств – 8 баллов; 2. шкала активности – 2 балла; 3. шкала отношения к окружающим – 8 баллов; 4. шкала коммуникативности – 7 баллов.
Методика исследования самооценки (по Ж.М. Глозман )
Выходной контроль
Шкала эмоционально –волевых качеств | ||||||||
сильно |
средне |
слабо |
0 |
слабо |
средне |
сильно |
||
Я самый счастливый |
+ |
Я самый несчастный | ||||||
Я очень раздражительный, не умею сдерживаться, меня все возмущает |
+ |
Я очень сдержанный, умею держать себя в руках, не раздражаюсь | ||||||
Я очень неуравновешенный, у меня быстро меняется настроение |
+ |
Я очень уравновешенный, у меня ровный, всегда одинаковый характер | ||||||
Я очень тревожный человек, всегда из-за всего очень волнуюсь |
+ |
Я очень спокойный человек, редко волнуюсь | ||||||
Я очень неуверен в себе, всегда сомневаюсь в своих силах и возможностях |
+ |
Я очень уверен в себе, никогда не сомневаюсь в своих силах и возможностях | ||||||
Я очень тяжело переживаю трудности, сильно страдаю, если что-нибудь не получается |
+ |
Я очень легко переживаю трудности, не страдаю, если что-нибудь не получается | ||||||
Я очень грустный, часто печалюсь, редко смеюсь |
+ |
Я очень веселый, часто смеюсь, всему радуюсь | ||||||
Я очень некритичен к себе, не вижу своих недостатков |
+ |
Я очень критичен к себе, вижу все свои недостатки | ||||||
Шкала активности | ||||||||
Я очень осторожный, долго думаю, колеблюсь перед тем, как что-то сделать |
+ |
Я очень решительный, быстро принимаю решения, долго не думаю, не колеблюсь | ||||||
Я очень медлительный, все делаю долго |
+ |
Я очень подвижный, все делаю быстро | ||||||
Я очень ненастойчивый, неупорный, редко добиваюсь, чего хочу |
+ |
Я очень настойчивый, упорный, всегда добиваюсь, чего хочу | ||||||
Я очень пассивный, жду, когда все решат другие |
+ |
Я очень активный, всегда все решаю сам | ||||||
Я люблю, когда мне помогают |
+ |
Я люблю все делать сам | ||||||
Шкала отношения к окружающим | ||||||||
Я очень подозрительный, никому не доверяю, боюсь, что обманут |
+ |
Я очень доверчивый, всем верю, не боюсь, что обманут | ||||||
Я не хочу помогать людям |
+ |
Я хочу помогать людям | ||||||
Я очень неаккуратный, не убираю за собой, часто пачкаю и порчу свои вещи |
+ |
Я очень аккуратный, всегда убираю за собой, никогда не пачкаю свои вещи | ||||||
Шкала коммуникативности | ||||||||
Я очень замкнутый, не люблю общество, трудно знакомлюсь с людьми |
+ |
Я очень общительный, люблю общество, легко знакомлюсь с людьми | ||||||
Я очень не разговорчивый, люблю помолчать |
+ |
Я очень разговорчивый, люблю побеседовать | ||||||
Я не люблю ходить в магазин |
+ |
Я люблю ходить в магазин | ||||||
Я не люблю общественно- |
+ |
Я люблю общественно- | ||||||
Я люблю быть один |
+ |
Я люблю быть в компании, среди людей |
Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта