Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа
целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.
Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69
сильно |
средне |
слабо |
0 |
слабо |
средне |
сильно |
||
Я самый несчастный |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Я самый счастливый |
При этой процедуре очень просто количественно сравнить самооценку по разным шкалам и определить динамику при повторном обследовании. Например, если при первом шкалировании больной считал себя средненесчастным (-2), а при втором - слабосчастливым, то динамика оценивается показателем +3.
Методика шкалирования
эмоциональных отношений
Шкала эмоциональных отношений ( по В.В.Столину)
№ пп |
Характеристика |
Шкала |
Характеристика |
1 |
Сочувствуете |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Не сочувствуете |
2 |
Близки |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Далеки |
3 |
Пренебрегаете |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Относитесь с уважением |
4 |
Покладисты в отношениях |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Склонны не соглашаться |
5 |
Не расположены к нему (к ней) |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Испытываете чувство расположения |
6 |
Ненавидите |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Восхищаетесь |
7 |
Принимаете участие |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Безучастны к нему (к ней) |
8 |
Чувствуете своим, душевно связаны |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Часто чувствуете чужим, посторонним |
9 |
Равнодушны |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Жалеете |
10 |
Принимаете таким, какой есть |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Хотите что-то изменить |
11 |
Сухи в общении |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Равнодушны |
12 |
Стремитесь помочь |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Отстраняетесь |
13 |
Испытываете чувство враждебности |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Испытываете дружеские чувства |
14 |
Одобряете |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Укоряете |
15 |
Относитесь с издевкой |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Относитесь с восхищением |
16 |
Цените высоко |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Цените низко |
17 |
Видите недостатки |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Признаете достоинства |
18 |
Заинтересованы |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Безразличны |
Показатели ниже 0 для каждой категории характеризуют отрицательное отношение; от 0 до 6 – среднее; более 6 – положительное отношение.
Личностная шкала проявлений тревоги J. Teylor.
Оценка результатов
Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49 и ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл.
Суммарная оценка: 40-50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; 25-40 баллов свидетельствует о высоком уровне тревоги; 15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне; 5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне и 0-5 баллов – о низком уровне тревоги.
1. В.Т.Шаламов «Шахматы доктора Кузьменко».
Доктор Кузьменко высыпал
- Прелесть какая, - сказал я, расставляя фигурки на фанерной доске. Это были шахматы тончайшей, ювелирной работы. Игра на тему «Смутное время в России». Польские жолнеры и казаки окружали высокую фигуру первого самозванца – короля белых. У белого ферзя были резкие, энергичные черты Марины Мнишек. Гетман Сапега и Радзивилл стояли на доске как офицеры самозванца. Черные стояли на доске в монашеской одежде – митрополит Филарет возглавлял их. Пересвет и Ослябя в латах поверх иноческих ряс держали короткие обнаженные мечи. Башни Троице-Сергиева стояли на полях а8 и h8.
- Прелесть и есть. Не нагляжусь…
- Только, - сказал я, - историческая неточность: первый самозванец не осаждал Лавры.
- Да-да, - сказал доктор, - вы правы. А не казалось ли вам странным, что до сих пор история не знает, кто такой был первый самозванец, Гришка Отрепьев?
- Это лишь одна из многих
гипотез, причем не очень
- Есть письмо самозванца.
- Да, царевич Дмитрий показал,
что он был культурный человек,
- И все же, кто он? Никто не
знает, кто был русский
-Вы преувеличиваете, доктор Кузьменко, отрицая наши способности хранить тайну.
- Ничуть не отрицаю. Разве смерть Осипа Мандельштама не тайна? Где и когда он умер? Есть сто свидетелей его смерти от побоев, от голода и холода – в обстоятельствах смерти расхождений нет, и каждый из ста сочиняет свой рассказ, свою легенду. А смерть сына Германа Лопатина, убитого только за то, что он сын Германа Лопатина? Его следы ищут тридцать лет. Родственникам бывших партийных вождей вроде Бухарина, Рыкова выдали справки о смерти, справки эти растянуты на многие годы от тридцать седьмого до сорок пятого. Но никто и нигде не встречался с этими людьми после тридцать седьмого или тридцать восьмого года. Все эти справки – для утешения родственников. Сроки смерти произвольные. Вернее будет предположить, что все они расстреляны не позже тридцать восьмого года в подвалах Москвы.
- Мне кажется…
- А вы помните Кулагина?
- Скульптора?
- Да! Он исчез бесследно, когда многие исчезали. Он исчез под чужой фамилией, смененной в лагере на номер. А номер был вновь сменен на третью фамилию.
- Слышал о таких штуках, - сказал я
- Вот эти шахматы его работы. Кулагин сделал их в Бутырской тюрьме из хлеба в тридцать седьмом году. Все арестанты, сидевшие в кулагинской камере, жевали часами хлеб. Тут важно было уловить момент, когда слюна и разжеванный хлеб вступят в какое-то уникальное соединение, об этом судил сам мастер, его удача – вынуть изо рта тесто, готовое принять любую форму под пальцами Кулагина и затвердеть навеки, как цемент египетских пирамид.
Две игры Кулагин так сделал. Вторая – «Завоевание Мексики Кортесом». Мексиканское смутное время. Испанцев и мексиканцев Кулагин продал или отдал за так кому-то из тюремного начальства, а русское «Смутное время» увез с собой в этап. Сделано спичкой, ногтем – ведь всякая железка запрещена в тюрьме.
- Тут не хватает двух фигур, - сказал я – Черного ферзя и белой ладьи.
- Я знаю, - сказал Кузьменко, - Ладьи нет вовсе, а черный ферзь – у него нет головы - заперт в моем письменном столе. Так я до сих пор и не знаю, кто из черных защитников Лавры Смутного времени был ферзем.
Алиментарная дистрофия –
- Я знаю.
-Кулагин был высоким грузным человеком. Когда его привезли в больницу, он весил сорок килограммов – вес костей и кожи. Необратимая фаза алиментарной дистрофии.
У всех голодающих в какой-то тяжелый час наступает помрачение сознании, логический сдвиг, деменция, одно из «Д» знаменитой колымской триады «Д» - деменция, диарея, дистрофия… Вы знаете, что такое деменция?
- Безумие?
- Да, да, безумие, приобретенное
безумие, приобретенное
Кулагин съел, иссосал, проглотил белую ладью. Откусил, отломил, проглотил голову черного ферзя. И только мычал, когда санитары попытались взять у Кулагина мешочек из рук. Мне кажется, он хотел проглотить свою работу, просто чтобы уничтожить, стереть свой след с земли. На несколько месяцев раньше надо было начинать глотать шахматные фигурки. Они спасли бы Кулагина.
- Но нужно ли было ему спасение?
- Я не велел доставать ладью из желудка. Во время вскрытия это можно было сделать. И голову ферзя также… Поэтому эта игра, эта партии без двух фигур. Ваш ход, маэстро.
- Нет, - сказал я. – Мне что-то расхотелось.
Как вы думаете, нужно ли было ему спасение?
2.Притча «Меткое слово»
Один повелитель из древних времен размышлял над вопросами жизни. Поскольку его интересовала сущность добра и зла, он приказал своему слуге принести те органы, которые были бы лучше, прекраснее и ценнее всех. Слуга принес сердце и язык зверя. Господин посмотрел на органы, подумал о их смысле и на этот раз послал слугу принести отвратительнейшие и худшие органы. Тот пошел и снова принес сердце и язык. Повелитель удивленно взглянул на своего слугу: «Ты приносишь сердце и язык как лучшие органы, но в то же время и как худшие, почему?» Слуга уверенно ответил: «Если то, что чувствует и думает человек, идет от чистого сердца и язык говорит только честно, в таком случае сердце и язык - ценнейшие органы. Человек, которому они принадлежат, чувствует себя здоровым и счастливым. Если же сердце закрыто и скрывает свои чувства, а язык говорит лживое и несправедливое, то оба органа становятся истинным наказанием для человека, которому они принадлежат. Раздор, который они исторгают вовне, заполняет его и изнутри, и счастье отворачивается от него».
Верно ли, что язык и сердце самые лучшие и самые худшие органы человека?
3.Притча «Не все сразу»
Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: «Должен я говорить или нет?» И он решился спросить об этом у конюха: «Кроме тебя здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, все равно дам ей поесть». Мулла приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил конюха: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Тот ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который предназначался для всех лошадей».
Предположите о чем эта притча?
4.Притча: «50 лет вежливости»
Пожилая пара отмечала свою золотую свадьбу. Во время совместного завтрака жена подумала: «Пятьдесят лет я была внимательна к своему мужу и всегда давала ему хрустящую верхушку булочки на завтрак. Сегодня я, наконец, сама хочу насладиться этим лакомством». Она намазала верхнюю часть булочки маслом, а мужу дала другую часть. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: «Дорогая, ты только что доставила мне величайшее удовольствие. В течение пятидесяти лет я не ел нижнюю часть булочки, которую больше всего люблю. Я всегда считал, что ее должна есть ты!»
Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта