Тема: Психологические особенности работоспособности
человека в различных условиях деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы в
первую очередь обусловлена тем,
что динамические процессы, имеющие
место в современной общественной
и политической жизни нашей страны,
значительные изменения в условиях
жизнедеятельности человека, связанные
с увеличением числа напряженных
ситуаций, предъявляют особые требования
к его работоспособности. Проблема
работоспособности человека в напряженных
условиях деятельности и регуляция
адекватности ее проявления представляет
значительный интерес для психологической
науки. Современная логическая интерпретация
научных фактов и их концептуальное
осмысление закономерно выдвигает
проблемы субъектного становления
личности в процессе жизнедеятельности
в напряженных ситуациях общественных
и социально-экономических преобразований,
реализации отношений с разными
сферами действительности и саморегуляции
функционального состояния. В данном
контексте исследование психологических
механизмов регуляции работоспособности
человека в напряженных условиях
деятельности выдвигает ее в число
наиболее актуальных для психологической
науки в целом, а также для
таких ее отраслей как психология
труда, инженерная и авиационная, психология
управления и, естественно, психология
спорта.
Значимость проблемы исследования
регуляторных механизмов работоспособности
человека в сложных условиях спортивной
деятельности не ограничивается только
рамками психологии спорта, так как
современные технологии, социально
важные виды профессионального труда
и обучения, также сопряжены с
экстремальностью и вызывают у субъекта
сложные психофизиологические процессы,
эмоциональные состояния и дезоргани-зуют
требуемый ход деятельности.
Своевременность и актуальность
нашего теоретико-эксперимен-тального
многоэтапного исследования определяется
современными задачами психологического
обеспечения социально-экономических
программ повышения эффективности
различных видов человеческой деятельности,
а именно: учебной, трудовой, военной,
спортивной и других общественно-востребованных
областей деятельности людей.
Теоретическая актуальность
проблемы научного обоснования психологических
закономерностей регуляции работоспособности
спортсмена в напряженных ситуациях
деятельности мoжет быть оценена
высоко, так как в прикладных отраслях
психологии не выявлено удовлетворительного
и всестороннего научного объяснения
факторов, лимитирующих ее формирование
и проявление. Значимы так же диагностический,
прогностический и методический
аспекты, поскольку необходимо знать,
каковы потенциальные возможности
каждого субъекта в сложных ситуациях,
и насколько они реализуются
применительно к ним, от каких
внешних и внутренних факторов зависят
параметры и эффек-тивность соревновательной
деятельности.
Теоретическим фундаментом
нашего исследования стала совокупность
психологических проблем и методологических
подходов представления психических
процессов и функций, психической
деятельности и саморегуляции активности
человека в напряженных условиях
(Б.Г.Ананьев, 1980; П.К.Анохин, 1980; Е.А.Климов,
1969; О.А.Конопкин, 1980; А.В.Петровский, 1982;
Л.П.Гримак, 1982; Б.Ф.Ломов, 1984; В.В.Давыдов,
1978 и др.). Разработка методических средств
многоуровневого и содержательного
анализа регуляторного механизма
работоспособности человека в процессе
сложной двигательной деятельности
на модели спорта базировалась на понятий-ном
аппарате психологических исследований
регуляции произвольной активности,
личностных аспектов и индивидуального
стиля деятельности, регуляции и саморегуляции
в трудовой, спортивной, военной и других
видах деятельности, сопряженной с экстремальными
ситуациями (Л.П.Гримак, 1982; В.Л.Марищук,
1983; Н.И.Наенко, 1976; А.В.Родионов, 2002; Н.А.Худадов,
1988; M.Anderson, 1995; P.Lasarus, 1991; R.Mathesius, 1972; J.Salmela,
1992 и др.).
При постановке теоретических
предпосылок мы исходим из
положения, разработанного О.А.Конопкиным
(1978, 1980), который отмечает, что в
контексте общего аспекта субъектного
развития и существования человека
одно из центральных базовых
мест занимают проблемы закономерностей
осознанной регуляции человеком
своей произвольной целенаправленной
активности. Применительно к человеку,
который сам принимает цели
своих исполнительских действий
и сам же их реализует доступными
и приемлемыми для него средствами,
которые в ряде случаев определяет
сам, можно говорить об осознанной
саморегуляции. Мы также, как
и некоторые авторы (Н.Б.Стамбулова,
1999; В.И.Трохеев, 1999) считаем правомерным
использование обоих характеристик
активности субъекта деятельности,
а при непосредственном воздействии
на его психическое состояние
– соответственно в основном
термин регуляция.
Особенность данного исследования
заключается в том, что, являясь
теоретико-экспериментальным изысканием
в области психологии спорта, оно
вместе с тем по научным параметрам
относится и к проблематике общей
психологии. Очевидность все более
тесного контакта специальных психологических
дисциплин, в том числе и психологии
спорта с общей, диктуется самой
логикой ее развития и интерпретацией
общетеоретических доктрин. Одновременно,
общая психология испытывает большую
потребность в данных, накапливаемых
в прикладных исследованиях специальных
дисциплин, в том числе и психологии
спорта. Значимость данного исследования
обусловлена также тем, что, являясь
общепсихологическим, оно вместе с
тем конкретно относится и
к прикладной психологии. Необходимость
все более тесного контакта психологии
спорта, как и других специальных
психологических дисциплин с
общей психологией диктуется
современной тенденцией развития психологической
науки.
Многолетняя серия последовательных
и систематических исследований,
обобщенные результаты которых изложены
в данной работе, проводилась в
русле избранного направления, которое
было определено в наших прежних
работах и в различных частях
представлено в публикациях (Г.М.Аванесян
1985-2004 гг.), явившихся логическим обобщением
научной, педагогической и практической
работы.
Объектом исследования является
работоспособность человека в таком
сложном и специфическом виде
деятельности как спортивная деятельность
(различные виды спорта), где психологические
проблемы каждого вида спорта, соревновательных
упражнений и спортивной специализации,
типологизация отдельного спортсмена
становятся все более актуальными
и для спорта, и для смежных
прикладных научных дисциплин.
Предметом исследования явились
психологические закономерности формирования
и проявления работоспособности
в связи с особенностями механизма
триады регуляторных систем “деятельность-состояние-личность”
в процессе системно-структурной
организации профессиональной деятельности
в напряженных условиях спортивной
деятельности. Предмет исследования
включал в себя также разработку
методических подходов к организации
моделирующего эксперимента по изучению
психологических детерминант работоспособности
человека.
Цель исследования заключалась
во всестороннем и комплексном изучении
регуляторных механизмов, обусловливающих
формирование и проявление работоспособности,
в контексте общепсихологической
теории деятельности и адаптации
человека к особым условиям, и разработке
систематизированной концепции
психической детерминированности
специфической активности субъекта
в его профессиональной деятельности.
Научная гипотеза. Предполагалось,
что психологические детерминанты
регуляции работоспособности человека
характеризуются специфичностью содержания
ее предмета в связи с уровнем
напряженности условий деятельности,
становление которой происходит
в сложном взаимодействии личностных
аспектов не только на функциональном,
но и мотивационном и операциональном
уровнях. Гипотеза работы основывалась
на убеждении в том, что эффективность
процессов формирования, поддержания
и восстановления соответствующего
уровня работоспособности спортсмена
возможна за счет обоснованных и регламентированных
комплексов психорегулирующих воздействий
с элементами специальных образов
и методики, моделирующей напряженные
условия соревновательной деятельности.
Иерархизированный процесс формирования
и адекватного проявления работоспособности,
вступает в межсистемные связи взаимодействия
со специфическими характеристиками профессиональной
деятельности и индивидуально-психологическими
особенностами ее субъекта, в данном
случае, спортсмена.
Основные задачи диссертационной
работы:
1. Всесторонне проанализировать
теоретические концепции и методологические
подходы исследования проблемы феномена
работоспособности субъекта деятельности,
и с позиции психологии обосновать общие
и частные особенности ее регуляторных
механизмов как объекта психической активности.
2. Обосновать теоретические
предпосылки психологической интерпретации
научно-практической проблемы работоспособности
человека в напряженных условиях деятельности
и сформулировать основные закономерности
и перспективные направления дальнейшей
разработки ее регуляторных механизмов
как определенного вида психической деятельности,
а также определить формы ее взаимодействия
с эффективностью профессиональной психологической
подготовкой.
3. Сконструировать адекватный
методический блок, обосновав и разработав
принципы, методы и методики комплексного
экспериментального изучения психологических
механизмов работоспособности субъекта
в естественных и моделируемых напряженных
условиях деятельности.
4. Экспериментально исследовать
психологический спектр факторов, определяющих
функциональные и личностные аспекты
проявления регуляторных механизмов работоспособности
спортсмена, систематизировать факторы,
лимитирущие ее проявление в экстремальных
условиях соревновательной деятельности.
5. Изучить индивидуально-психологические
особенности и охарактеризовать факторы,
детерминирующие общую и специфическую
работоспособность спортсмена, влияющие
на структуру, динамику и успешность его
двигательной активности, а в конечном
итоге определяющие эффективность деятельности
в целом.
6. Обосновать и апробировать
исследовательские процедуры, включающие
оптимальный комплекс психодиагностических
методик, и разработать универсальную
модель комплексного психологического
контроля и практического обеспечения
процесса формирования адекватного специфическим
требованиям профессиональной деятельности
уровня подготовленности субъекта (спортсмена).
Методология. В общетеоретическом
плане в качестве методологических
детерминант исследования явились
современные принципы единства и
взаимозависимости человека и общества,
социальной детерминации личности, системный
и полисистемный подходы (В.М.Бодунов,
1977; Л.С.Выготский, 1960; В.Н.Мясищев, 1960; Р.С.Немов,
1990 и др.), принцип субъекта и субъектно-деятельностный
подход (К.А.Абульхонова-Славская, 1994; А.Н.Леонтьев,
1977, 1983; Н.И.Наенко, 1976; и др.), которые
при игнорировании их идеологической
направленности, сохраняют актуальность,
интерпретируются по-новому и продолжают
оставаться базисом современных
исследований (Б.С.Братусь, 1997; Л.И.Воробьева,
1995; Л.Г.Дикая, 2002; М.П.Мкртумян, 1999; А.В.Родионов,
2002 и др.). Исходя из этого, в нашей работе
в качестве основных методологических
принципов использованы те, которые продолжают
оставаться основополагающими в отечественной
психологии: принцип развития, принцип
единства сознания и деятельности, личности
и деятельности, а также системности.
Методы исследования. В
процессе длительной научно-экспериментальной
и практической работы мы попытались
конкретизировать и развить общие
теоретические положения, сформулированные
в научных публикациях, проверить
возникшие гипотезы, отработать некоторые
методы, модифицировать и внедрить
в практику конкретные методики. На
основе философской концепции социальной,
деятельностной и творческой сущности
личности как системы в многофакторном
ее развитии и стратегии исследования
регулировался процесс взаимодействия
методов, которые были применены
нами в процессе научного поиска. Для
решения поставленных в исследовании
задач применялись следующие
методы: изучение и анализ литературы,
психолого-педагогическое наблюдение,
лабораторный и естественные эксперименты,
психологического тестирования, опроса
и экспертных оценок, психофизиологической
диагностики, методы математической статистики
и анализа данных. На разных этапах
работы применялся метод моделирования,
который позволил “сконструировать”
специальные экспериментальные
условия и разработать структуру
психологического обеспечения спортивной
деятельности. Кроме того, разработаны
и апробированы аппаратурные диагностические
комплексы, модифицированы, переведены,
адаптированы и внедрены отдельные
методики психодиагностики.
Теоретическая значимость заключается
в научном обосновании комплексного
подхода к психологической проблеме
основных закономерностей регуляции
работоспособности человека, которая
безусловно является одной из концептуальных
и прикладных проблем общей психологии.
Разносторонее изучение этого феномена
открывает большие и реальные
возможности для понимания и
содержательного объяснения общих
и специфических механизмов реализации
человеком своей произвольной активности,
а также для исследования индивидуально-психологических
и операциональных особенностей
поведения (в данном случае спортивного),
с целью продуктивного участия
в решении широкого спектра разнообразных
практических задач.
Научно обоснованы, разработаны
и модифицированы психодиагностические
и психофизиологические методики, которые
по-новому сгруппированы в системе
комплексного психологического контроля
спортивного совершенствования, а
также доказаны перспективы моделирования
напряженных условий деятельности
с целью регуляции работоспособности
и отбора спортсменов.
Научная новизна многоэтапного
исследования состоит в создании
теоретико-экспериментальных основ
методологического анализа психологических
механизмов регуляции работоспособности
человека в напряженных условиях
деятельности и позволяет по-новому
подойти к вопросу интерпретации
феномена работоспособности и решению
научно-практичеких задач процесса
подготовки субъекта к результативной
реализации своих потенциальных
возможностей в соревновательной ситуации.
Новизна также заключается в
разработке комплексного подхода
и научно-прикладной концепции исследования
психологических факторов, обуславливающих
формирование и проявление работоспособности
спортсмена в системе непрерывного
процесса спортивного совершенствования
и моделирования напряженных
условий специфической деятельности.
Доказана надежность системы и верифицированность
сочетания методик оперативной
психодиагностики психического состояния
перед и в процессе деятельности
в экстремальных условиях. В работе
представлен новый психологический
подход к внедрению принципов
биологически обратной связи в эксперименте,
моделирующем условия соревновательной
деятельности с различными операционно-двигательными
компонентами.