Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:32, реферат
Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.
Профессиональная направленность сотрудника ОВД - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.
Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.
1. Психологические характеристики сотрудников ОВД………………………..3
2. Влияние стресса на личность сотрудников ОВД……………...……………..10
3. Программа коррекции развития профессионального выгорания…………..11
Список литературы ………
3 этап: Основная часть.
Задачи: познакомить участников группы с понятием «творчество», способами развития творческого мышления; создание возможностей и влияния творческих приемов на самочувствие, активность, настроение.
Материал: листы с заданиями для каждой команды, цветные карандаши, ручки, листы бумаги.
Описание:
Ведущий: «Мы живем в эпоху бурных изменений. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает к ним не готов. Для того, чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Ученые считают, что между психическим, физическим здоровьем и творческим характером нашей жизни прослеживается прямая связь. Добавить в свою жизнь элементы творчества - это значит разрешить себе быть:
• открытым всему новому и неожиданному;
• гибким, т. е. быстро перестраиваться с одной идеи на другую;
• смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы, несоединимое;
• рискованным, т. е. небоящимся шагнуть за навязанные стереотипы».
Таблица «Способы развития творческого мышления».
Решение творческих задач.
Участники делятся на команды по 4-5 человек (не более 6 команд). Для каждой команды приготовлен стол, на котором находится творческое задание. Столы расставлены вкруговую. На выполнение задания отводится 3 минуты, затем звучит гонг, и участники переходят к левому столу. Каждая команда, подойдя к столу, обнаружит ответы предыдущей команды.
Ей следует дополнить их или предложить свою версию. На листе ответов вписывается номер команды и ответ. Ведущий дает сигнал к началу работы. По завершению времени слова ведущего: «Спасибо! Время вышло. Вернитесь на свои места. Вы пробовали свои творческие способности в разных видах творческих заданий. А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось». Подведение итогов работы групп.
Примечание: (См. Приложения)
Нацеленность не на время, не на правильность, а на ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (в творчестве понятие правильности весьма ограничено).
Упражнение «Подарок».
Участники встают в круг. Им предлагается представить, что сейчас каждый из них пойдет на день рождения к своему соседу, стоящему справа. Необходимо подумать о том, какой подарок вы подарите. Затем каждый выходит в центр круга и без слов, только с помощью мимики и жестов, показывает, что он хочет подарить. Тот, кому подарок адресуется, должен отгадать название. Если название не отгадывается, то отгадать его помогают остальные участники.
4 этап: Рефлексия.
Описание: Ресурсный круг:
- Что было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Занятие 6
Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания
Цели: осознание своей креативности; повышение развития творческой индивидуальности.
1 этап: Начало работы.
Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Материал: мягкая игрушка.
Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»
2 этап: Разминка.
Задачи: настрой на групповую работу; развитие беглости мышления, воображения.
Инструкция: «Сейчас каждый из вас по кругу назовет ассоциацию на то слово, которое скажет сидящий перед вами человек. Думать долго не нужно, называйте первое слово, по ассоциации приходящее Вам в голову».
3 этап: Основная часть.
Задачи: развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения; развитие беглости мышления.
Материал: листы бумаги, ручка, мяч.
Упражнение «Новость одной строкой».
Инструкция: «Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень краткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят: “Новость одной строкой”. Составьте однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения 5 слов. А слова такие:
- Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон;
- Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы;
- Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;
- Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;
- Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей».
Упражнение.
Инструкция: «Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина».
Упражнение.
Участники делятся на группы. Каждой группе предлагается задание.
Инструкция: «Каждый день в нашей стране возникает множество фирм. Успех предприятия во многом зависит от вида его деятельности: чем меньше других фирм-конкурентов занимается такой же деятельностью, тем больше шансов на успех. А еще успех зависит от яркого названия, отражающего специфику фирмы. Представьте, что в одном городе появился целый ряд предприятий, предлагающий уникальные виды услуг. Вот только названий у них еще нет. Помогите начинающим предпринимателям и придумайте название фирме, если известно, что она занимается…
- заточкой одноразовых лезвий;
- ремонтом и обслуживанием самокатов;
- настройкой губных гармошек;
- ускоренным обучением языку хинди;
- установкой скворечников».
Упражнение.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из 3-х слов: “воздух”, “земля” или “вода”, а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово “воздух” – название птицы, насекомого, во втором случае - животного, и если было сказано “вода” - название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее».
Упражнение.
Инструкция: «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например барабан, монетка и т. д. Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у остальных объясняет, почему это происходит. Делать это постараемся как можно быстрее».
Примечание. Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять сколько угодно слов; главное - чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл.
Игра «Третий лишний».
Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Ведущий бегает за водящим (у кого нет пары) вокруг круга и пытается его догнать, а водящий встает третьим в любую из пар, тогда тот, кто стоял первым в кругу в данной паре, становится водящим. Если ведущий догоняет водящего, то они меняются ролями.
4 этап: Рефлексия.
Описание: Ресурсный круг:
- Что было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Обмен чувствами.
Занятие 7
Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания
Цели: осознание своей креативности; повышение развития творческой индивидуальности.
1 этап: Начало работы.
Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Материал: мягкая игрушка.
Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»
2 этап: Разминка.
Задачи: сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.
Описание: На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача - не становясь на пол, построиться в правильном порядке.
3 этап: Основная часть.
Задача: активизация механизмов творческого процесса.
Упражнение.
Инструкция: «Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное или растение вы бы выбрали».
Упражнение «Новые дорожные знаки».
Инструкция: «Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т. д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите своим коллегам, работникам ГИБДД и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории «предупреждающие» и называются так:
- «Осторожно: глухие старушки»;
- «Осторожно: низко летящие кометы»;
- «Осторожно: жидкий асфальт»;
- «Осторожно: злые террористы»;
- «Осторожно: неприятные запахи».
Упражнение «Частушка».
Частушка - уникальное явление в народном творчестве. С одной стороны, частушка исключительно проста по форме - всего 4 рифмованные строчки. Но, с другой стороны, сочинить частушку не просто. Ведь в 4 строчках надо рассказать целую историю, случай из жизни, причем рассказать с юмором, используя намеки, умолчания, аллегории и ассоциации. Вот пример несложной частушки:
Ходит Ванька по деревне,
Девкам улыбается -
У него вставная челюсть,
Рот не закрывается.
Попробуйте придумать рассказ - частушку, которая оканчивалась бы такими словами:
- ...глаз не открывается;
- ...брови осыпаются;
- ...зуб давно качается;
- ...уши развеваются;
- ...нос не помещается».
Упражнение.
Инструкция: «Когда я скажу “начали”, каждый из вас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование у вас будет 15 секунд. Через 15 секунд я попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того, как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не вернется к своему хозяину».
Обсуждение.
Примечание: Работа в группах.
Игра «Дракон».
Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать хвост.
4 этап: Рефлексия.
Цель: разрядка.
Описание: Ресурсный круг:
- Что было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Обмен чувствами.
Занятие 8
Способы снятия нервно-психического напряжения
Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
1 этап: Начало работы.
Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Материал: мягкая игрушка.
Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»
2 этап: Разминка.
Задачи: развитие внимания, сообразительности; разрядка.
Игра «Шестерка».
Все игроки встают в круг. Каждый участник по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6,12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до 3-х оставшихся наиболее внимательных игроков.
3 этап: Основная часть.
Задачи: вспомнить способы снятия напряжения; предложить новые эффективные способы регуляции эмоционального состояния.
Описание: Участники вспоминают естественные способы снятия нервно-психического напряжения (см. занятие 1).
Ведущий предлагает вспомнить или придумать новые способы.
Возможные варианты:
1. Скомкать газету и выбросить ее.
2. Газету порвать на мелкие кусочки и выбросить.
3. Покричать то громко, то тихо.
4. Громко спеть любимую песню.
5. Смотреть на горящую свечу.
6. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
7. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
Упражнение «Прощай, напряжение».
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».
Анализ:
- Как вы себя чувствуете?
- Расстались ли вы со своим напряжением?
- Ощущения до и после упражнения.
Упражнение «Ааааа и Иииии».
Участники стоят в кругу.
Инструкция: «Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута).
Упражнение «Волшебный лес чудес».
Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес - роща” и встанем в две шеренги. Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».
Анализ:
- Что вы испытывали, когда
проходили по «лесу» и к
вам прикасались участники
- Ваши чувства, когда вы были деревьями?
- Расскажите о своем
состоянии до и после
4 этап: Рефлексия.
Цель: cплочение, разрядка.
Упражнение «Храм тишины».
Медитативно-релаксационное упражнение.
Ведущий предлагает участникам сесть поудобней, закрыть глаза и дает инструкцию.
Ресурсный круг:
- Что было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Обмен чувствами.
Примечание: См. Приложение.
Занятие 9
Способы снятия нервно-психического напряжения, поведение в стрессовой ситуации
Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.
1 этап: Начало работы.
Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Информация о работе Психологические характеристики сотрудников ОВД