Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

0829752_D8A95_psihologicheskoe_i_fizicheskoe_zdorove_studentov_medicinskog.docx

— 326.54 Кб (Скачать файл)

Годы обучения в высшем учебном заведении являются важным этапом в становлении личности. Следует отметить, что этот период является одним из критических в жизни человека по ряду причин. Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет41.

 Проблема здоровья студентов становится приоритетным направлением развития образовательной системы, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной, творческой и здоровой личности. Здоровье студента, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в колледже.

Поступив в учебное заведение после школы, молодые люди оказываются в новых условиях, адаптация к которым представляет собой сложный многоуровневый социально–психологический процесс, и сопровождается значительным напряжением компенсаторно–приспособительных систем организма. Учитывая, что интенсивные умственные нагрузки в наибольшей степени приходятся на период студенчества, возрастает роль тщательного контроля за состоянием здоровья студенческой молодежи, и в частности, студентов–медиков. В течение последних лет исследователи обращают внимание проблеме сохранения и укрепления здоровья студентов в период их обучения в профессиональном учебном заведении, изучая состояние их здоровья, анализируя факторы, влияющие на него42.

Исследования И.С. Саидюсуповой показали,что на здоровье студентов–медиков влияет совокупность факторов, входящих в условия и образ жизни, которые вносят определенный «вклад» в развитие патологий различной этиологии. Анализ эмпирических данных выявил наличие негативных тенденций в состоянии здоровья учащихся медицинского учебного заведения:

  • имеющих наследственную предрасположенность к различным заболеваниям, интенсивно употребляющих психоактивные вещества и ведущих гиподинамический образ жизни;
  • постоянно проживающих в областном центре, отмечается увеличение количества острых и хронических заболеваний на фоне сложной экологической обстановки и более интенсивного употребления алкоголя;
  • проживающих в стесненных условиях, уменьшение жилой площади на одного человека ведет к увеличению количества хронических заболеваний;
  • обучающихся на старших курсах, что обусловлено совмещением учебы с работой, увеличением количества студентов, которые употребляют психоактивные вещества, а также ведущих гиподинамический образ жизни43.

 

Выводы по 1 главе

Здоровье человека проявляется  в трех видах: психическое, физическое и социальное.

Большую роль  в  оценке здоровья  играет  уровень  физического развития. Зачастую понятия  «физическое развитие»  и «здоровье» отождествляются.

Здоровье зависит от личностных качеств человека.

Здоровье человека определяется состоянием нервной системы и характер процессов, протекающих в ней.

Физическое здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических; физических; биохимических; биологических и др.

Особое значение среди  критериев психологического здоровья личности придается степени ее гармоничности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей; ориентация на саморазвитие, самообогащение.

Социальное здоровье личности находит отражение в следующих  характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес  к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

 

2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»

2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования

Цель работы: исследовать особенности здоровья студентов медицинского колледжа.

Задачи:

  1. Провести антропометрические исследования и вычислить показатели физического здоровья студентов медицинского колледжа.
  2. Исследовать самооценку психологического здоровья студентов медицинского колледжа (самочувствие, активность, настроение, тревожность).
  3. Провести анализ психологического и физического здоровья студентов медицинского колледжа.
  4. Проверить с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена основную гипотезу.
  5. Провести проверку дополнительной гипотезы методом U критерия Манна–Уитни.
  6. Сделать выводы и дать рекомендации.

Предмет исследования: психическое и физическое здоровье.

Эмпирический объект исследования: студенты медицинского колледжа.

Основная гипотеза: психологическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья.

Дополнительная гипотеза: уровень здоровья студентов первых курсов отличается от уровня здоровья студентов последних курсов.

2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов

Для исследования физического здоровья студентов медицинского колледжа были использованы антропометрические исследования (измерение роста, веса, артериального давления, окружности грудной клетки, динамометрии) и проба Мартинэ (стандартная нагрузочная проба). Результаты антропометрических исследований представлены в приложении Б.

Проба Мартине позволяет определить функциональный класс испытуемого за счет определения времени восстановления сердечных сокращений после физической нагрузки.

АД и ЧСС измеряются в состоянии покоя, затем на два счета выполняется 20 приседаний за 30 секунд (после 40 лет – за 40 сек). После этого в положении сидя у пациента измеряют ЧСС по десятисекундным интервалам первые и последние 10 сек 3–х минутного восстановительного периода, а в промежутке между 15 и 40 секундами измеряется АД.

Время восстановления ЧСС до исходного уровня тоже является критерием отнесения пациента в один из функциональных классов. Анализ динамики изменения АД позволяет судить о типе реакции на физическую нагрузку. Выделяются следующие типы реакций (по С.П. Летунову):

  1. Нормотоническая реакция – умеренное повышение ЧСС, систолического АД и незначительное понижение диастолического АД. Ha 2–3–й минутах восстановительного периода показатели возвращаются к исходным величинам. По мнению Летунова, именно эта реакция является типичной, все остальные реакции нетипичные (ненормальные).
  2. Гипертоническая реакция – ЧСС и АД систолическое повышаются резко (на 70–80 единиц), АД диастолическое повышается незначительно, все показатели к концу восстановительного периода остаются измененными.
  3. Гипотоническая реакция – незначительное повышение систолического и диастолического АД и резкое повышение ЧСС до 200 уд/мин, до конца восстановительного периода все показатели остаются повышенными.
  4. Дистоническая реакция – ЧСС повышается незначительно, резко увеличивается систолическое АД (до 200 мм рт.ст.), диастолическое АД резко снижается, показатели остаются измененными в течение всего восстановительного периода.

Антропометрией называют совокупность методов антропологического исследования, включающую в себя измерения тела и его частей: веса, роста, жирового слоя, мускулатуры, объемов талии, груди, бедер, а также описание формы тела, его особенностей. Антропометрические исследования очень полезны для оценки состояния здоровья.

В качестве критериев психологического здоровья Г.С. Никифоров рекомендует использовать уровень адаптационного потенциала (тест МЛО) и реактивной тревожности (тест Спилбергера)44. Психологическое здоровье – «состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, другими людьми и позволяющее ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности»45. Поэтому для исследования психологического здоровья были использованы методики «Шкала личной и реактивной тревожности Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным»46 и «Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)»47, с помощью которых можно исследовать психические состояния человека.

Методика ««Шкала личной и реактивной тревожности» является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Эта методика позволяет измерить состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Тест САН – разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г. Эта методика позволяет измерить психологическое состояние человека.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация». САН нашел широкое распространение при оценке психологического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. Регистрационный бланк методики представлен в приложении В.

2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования

Исследование проводилось в Спасском филиале КГО БУ СПО «Владивостокского базового медицинского колледжа».

Для решения поставленных целей и задач данной работы был  проведен подбор испытуемых. В исследовании приняли участие студенты первого  и четвертого курсов отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело» очной формы обучения, давшие добровольное согласие.

1 курс отделение «Сестринское  дело» – 15 чел., из них девушек  – 12, юношей – 3, отделение «Лечебное  дело» – 12 чел., из них девушек  – 10, юношей – 2. Возраст 17–  18 лет.

4 курс отделение «Сестринское  дело» – 10 чел., из них девушек  – 8, юношей – 2, отделение «Лечебное  дело» – 13 чел., из них девушек  – 10, юношей – 3. Возраст 19–  35 год.

Наглядно распределение по полу и возрасту представлено на рисунке 1.

 

 

 

 

Пол                                                            Возраст

       

Рисунок 1 – Распределение выборки по полу и возрасту

 

Рост студентов медицинского колледжа от 146 см до 197 см, у юношей от 160 см до 197 см, а у девушек от 146 см до 178 см. Вес от 39 кг до 78 кг, у юношей от 46 кг до 78 кг, а у девушек от 39 до 75 кг.

Анализ результатов антропометрических исследований юношей 1 и 4 курсов представлены в таблице 1.

Таблица 1 –  Результаты антропометрических исследований юношей

Рост 

 

Вес

Рост,

см

Вся выборка

1 курс

4 курс

 

Вес, кг

Вся выборка

1 курс

4 курс

Кол–во

%

Кол–во

%

Кол–во

%

 

Кол–во

%

Кол–во

%

Кол–во

%

до 170

2

4

1

4

1

4

 

до 50

2

4

1

4

1

4

171–180

6

12

2

7

4

17

 

50–60

2

4

2

7

0

0

181–190

1

2

1

4

0

0

 

61–70

5

10

1

4

4

17

выше 190

1

2

1

4

0

0

 

больше 70

1

2

1

4

0

0

Информация о работе Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)