Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:16, контрольная работа
Краткое описание
Темой данной работы является проблема суицида. В своё время её изучал Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи. По сей день причины и факторы, толкающие людей к самоубийству, глубоко изучаются. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения. Для того, чтобы доказать это, приведём несколько фактов: в России каждый год жертвами суицида становится около 60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч - это подростки.
Содержание
Введение Глава I. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему суицида 1.1. Причины суицидального поведения Глава II. Возрастные особенности суицидального поведения 2.1 Особенности суицида в детском возрасте 2.2 Особенности суицида в подростковом возрасте 2.3 Особенности суицида в старости Глава III. Пути коррекции суицида в подростковом возрасте Вывод Список использованной литературы
Глава I. Взгляды отечественных
и зарубежных психологов на проблему суицида
1.1. Причины суицидального поведения
Глава II. Возрастные особенности
суицидального поведения
2.1 Особенности суицида
в детском возрасте
2.2 Особенности суицида
в подростковом возрасте
2.3 Особенности суицида
в старости
Глава III. Пути коррекции суицида
в подростковом возрасте
Вывод
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Темой данной работы является
проблема суицида. В своё время её изучал
Зигмунд Фрейд, а за ним и его последователи.
По сей день причины и факторы, толкающие
людей к самоубийству, глубоко изучаются.
Поэтому актуальность данной темы не вызывает
сомнения. Для того, чтобы доказать это,
приведём несколько фактов: в России каждый
год жертвами суицида становится около
60 тысяч человек, среди них около 2,5 тысяч
- это подростки. Россия занимает третье
место в мире по количеству суицидов на
душу населения после Шри-Ланки и Казахстана.
В России самоубийство (как причина смерти)
стоит на четвёртом месте, сразу после
автомобильных катастроф, по абсолютному
количеству подростковых самоубийств
среди детей от 15 до 18 лет Россия занимает
первое место. Второе место у США, по данным
западных исследователей, 15% самоубийств
подростки совершают под действием алкоголя
или наркотиков, большинство самоубийц
принимают решение в состоянии аффекта.
Число самоубийств, совершаемых из-за
неразделённой любви , в возрасте до 16
лет составляет 42,2% у девушек и 36,6 у юношей.
К 25 годам удельный вес этой причины резко
сокращается. Из 1000 опрошенных людей, имевших
попытку суицида, только 20% обращались
за помощью к психологам или психиатрам,
чтобы решить свои проблемы. Всего лишь
12% из числа обратившихся, за помощью к
специалистам считали, что им действительно
помогли. Данные цифры наглядно доказывают
актуальность этой темы.
Общая цель работы – изучить
проблему самоубийства. Объектом данной
работы был выбран суицид как токовой.
Предметом же исследования является суицид
на разных возрастных этапах. В основном
опор будет сделан на суицид подростков,
так как именно в этом возрасте происходит
большее количество самоубийств. В подростковом
возрасте происходят наиболее значимые
изменения в становлении личности, в данный
период протекает острый кризис саморегуляции,
меняется мировоззрение и многие другие
изменения. Поэтому подростковый возраст
наиболее сенситивен для моральных переживаний,
что зачастую подталкивает ребенка к суицидальным
действиям.
На основе изученной литературы
по данной проблеме была выдвинута гипотеза
о зависимости склонности людей к суициду
от уровня различных видов агрессии.
Для подтверждения или опровержения
данной гипотезы были поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать литературу
о разных возрастах и суицидальном поведении.
2. Выбрать методы и методики
исследования.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Выбрать факторы, влияющие
на склонность людей к суициду.
Глава I. Взгляды отечественных
и зарубежных психологов на проблему суицида
Для веселия планета наша мало
оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих
дней,
В этой жизни помереть не трудно,
Сделать жизнь значительно
трудней.
В.Маяковский
(«Сергею Есенину»).
Изучением проблемы суицида
занимались и отечественные, и зарубежные
психологи. Так, например соорганизатор
и директор института Гештальта и Психодрамы
Н. Долгополов пишет: «Тема самодеструктивного
поведения, то есть поведения, направленного
на физическое уничтожение своего организма,
достаточно серьёзна и требует серьёзных
раздумий о реальных причинах, толкающих
людей на самоубийство. Специалисты насчитывают
большое количество факторов, имеющих
отношение к суицидальным попыткам. Среди
них и изменение солнечной активности,
и влияние магнитных полей Земли, и загрязнённость
окружающей среды, по некоторым гипотезам,
приводящая к массовому самоубийству.
Но на интересует прежде всего не условия,
действующие на биологическую природу
человека, но наиболее важными для понимания
самоубийства являются социальные, социально-психологические
и психологические причины, разрушающие
личность человека, его «Я».
Непосредственные причины,
толкнувшие человека на отказ от жизни,
как правило, тесно связаны с его ближайшим
окружением – семьёй, родителями, друзьями.
Главным звеном в решении вопроса «быть
или не быть» является сам человек. От
силы его личности зависит, как поведёт
он себя в кризисном психическом состоянии,
какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями
приспособления к сложным жизненным ситуациям,
и не сдастся ли он под влиянием длительных
травмирующих психику обстоятельств.
Другой важный момент, связанный
с проблемой самоубийства, - это временная
перспектива. Поиск причин суицида нередко
приводит в прошлое человека или общества,
в котором он живёт, а неопределённость
или безысходность будущего часто явный
признак или причина стремления к самоуничтожению.
Есть два вида самоубийств,
прямым образом связанных с социальными
причинами. В первом случае общество в
определённых ситуациях как бы требует
от своих членов самопожертвования, и
эти социальные ожидания заложены в общественных
нормах, правилах поведения и неписаных
кодексов чести. Все это находит своё отражение
и в системе воспитания, и в многочисленных
произведениях искусства.
Самоубийство в истории общества
было также одним из способов выражения
гнева, протеста против оскорбления, средством
восстановления своей чести. Одним из
сильнейших социальных факторов, определяющих
уровень самоубийств и непосредственно
связывающих прошлое, и настоящее в жизни
общества является религия. Недаром в
конце прошлого века В. Джемс в своём знаменитом
эссе «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?»
пришёл к выводу, что одной из основ в борьбе
за жизнь в истории общества являлась
религиозная кара.
Другим видом самоубийств, непосредственно
связанным с социальными причинами, является
тот случай, когда общественное положение
какой-либо группы людей или конкретного
индивида по независимым от них причинам
настолько тяжело и невыносимо, что суицид
становится одним из реальных путей избавления
от страданий.
В определение самоубийства,
даваемого современными специалистами,
входит не только намеренное лишение себя
жизни, но и отказ от реальных возможностей
избежать смерти в критической ситуации.
Проблема «отцов и детей» может
быть, как никогда, остро стоит именно
сегодня и от её решения зависит успех
диалога между подростками и взрослыми,
и ценность реальной помощи молодым. Пока
что попытки взрослых наладить контакт
с молодёжью зачастую сводятся к метаниям
между анархистскими лозунгами «полную
свободу молодёжи» и стародавними призывами
«надо уважать и слушаться старших».
С другой стороны, ведь молодые
являются поколением, которое находится
в наилучшем положении в современной ситуации,
так как имеет гораздо больше других потенциальных
возможностей использовать преимущества».
Так же доктор психологический наук А.В.Петровский
в предисловии книги «Плюс – минус жизнь»
писал: «Приходит хорошая знакомая, вся
в слезах, и рассказывает: сын служит в
армии – и вот: совершил попытку суицида,
выпрыгнул в окно казармы – «дедовщина»,
еле спасли от смерти. Другой рассказ:
девочка, несчастная любовь, записка с
наказом: «Его на мои похороны не пускайте!»
- и горсть таблеток. На поверхности проблемы
пока остаются, главным образом, надрывающие
душу факты, а не глубинные причины, да
и не очень ясно, каковы средства предотвращения
подобных прискорбных инцидентов. (№ 4)
Приходится различать проведение
двух типов расследования причин суицида.
Выяснение причин и обстоятельств данного
конкретного случая и исследование некоторых
общих оснований, которые приводят человека
к мысли о необходимости безвременно уйти
из жизни. Если нет за фактом самоубийства
явных криминальных обстоятельств, то
нет необходимости ворошить недавнее
прошлое и выявлять, по чьей вине, к примеру,
разбилась «любовная лодка». Другое дело
– анализ социальных обстоятельств, которые
провоцируют людей, толкая их на фатальный
шаг. Важно понять, что сегодня в социальных
обстоятельствах, в которые мы все включены,
выступает причиной суицидальных намерений
и поступков».
Основатель и руководитель
Всесоюзного научно-методического суицидологического
центра, профессор А.Г. Амбрумова: «Самоубийство
– это результат социально-психологической
дезадаптации личности в условиях современного
общества. Психологические кризисы возникают
в результате интимных, семейно-личных,
социальных и творческих конфликтов. (№
4)
Доминирует, как правило, одна
причина. Но её подкармливает целый комплекс
обстоятельств, во время которых и созревает
столь страшная мысль. Толкает на самоубийство,
прежде всего безысходность. Человек больше
не может конструировать своё будущее.
Ведь в душе у каждого имеется своего рода
защита – конструкция своего будущего.
Когда наступает кризис, такая защита
не срабатывает. Это очень опасно. На жизненном
пути возникает как бы глухая стена. Чтобы
жить, её надо преодолеть, либо как-то обойти.
Не всегда человек это может сделать сам,
не всегда и обращается к кому-либо за
помощью.
Самоубийства встречаются среди
людей разных типов. Эмоционально неустойчивые,
неуравновешенные, с большими перепадами
настроения могут оказаться у опасной
черты. И бескомпромиссные, волевые, что
называется «кремни», бывает, тоже ломаются,
как дубы в грозу. Это бывает и хорошо подготовленная,
созревшая идея, продуманная спокойно
и холодно.
Принципиальную роль имеет
значимость ситуации для данной личности.
Именно из-за различной значимости одни
и те же типы личности в сходных ситуациях
дают совершенно различную реакцию. Именно
на этих реакциях и лежит ответственность
за экстремальное поведение человека,
приводящее к самоубийству.
Отечественные учёные пришли
к выводу, что причины суицида лежат не
только в эмоциональном и душевном состоянии
человека, но и окружающем их мире. Зигмунд
Фрейд, знаменитый австрийский психолог,
психиатор и невролог, основатель психоаналитической
школы, не только разработал теорию гнева,
обращённого против собственного «Я»,
но и обратил внимание на следующие аспекты
проблемы: вину за пожелание смерти другим,
отождествление с родителем, покончившим
с собой, неспособность отказать от желаемого,
самоубийство, как месть или бегство, суицид,
как инстинкт смерти. Согласно взглядам
З. Фрейда, рассуждавшего в 1930 году на сколе
длительной и продуктивной творческой
деятельности о судьбе человека, самоубийство
и война являются разными аспектами одной
проблемы. Они представляют собой выражение
инстинктивной агрессии и деструкции,
которые в свою очередь являются взаимозаменяющими
элементами инстинкта смерти. Фрейд писал:
«Враждебные импульсы против родителей
(желание их смерти) также являются существенной
частью неврозов…. Они вытесняются, когда
преобладает жалость к родителям во время
их болезни или смерти. В этом случае, одним
из проявлений скорби становится самообвинение
в их смерти». Фрейд вполне осознавал,
что в условиях сексуальной фрустрации
люди способны обратиться к смерти. «Человек
сходит с ума, когда влюблён». Сходство
двух ситуаций – очень сильной влюблённости
и самоубийства – состоит в том, что Эго
оказывается переполненным объектом.
В своей ранней теории он противопоставляет
требования любви (либидо) и самосохранения,
последовательно утверждая, что любовь
является опасной (но признавая, что её
отсутствие составляет ещё большую угрозу).
( № 15)
В первом подробном описании
клинического случая (1905) Фрейд привёл
фрагменты анализа восемнадцатилетней
больной истерией, которую назвал Дорой.
Она вынудила родителей пойти на лечение,
написав письмо, в котором прощалась с
ними, поскольку больше не могла выносить
своей жизни, и оставив его на самом видном
месте. Когда надежды Фрейда на успех лечения
достигли высшей точки, она внезапно отказалась
от дальнейшего анализа. В своей семье
Дора была не первой, кто начал говорить
о самоубийстве. Однажды, ее отец рассказал
историю. Однажды, чувствуя себя очень
несчастным, он решил уйти в лес и покончить
с собой. Но его подруга, Фрау К. сумела
понять его состояние, пошла следом и уговорила
остаться в живых ради семьи. Дора не верила
этому рассказу. Дело в том, говорила она,
что их застали в лесу во время любовного
свидания, и отец придумал сказочку о самоубийстве
для объяснения рандеву.
Из этого случая мы узнаем о
самоубийстве как коммуникации, средстве
привлечения внимания, крике о помощи,
способе мести и частичной идентификации,
в данном случае с отцом. Кроме того, в
поведении Доры косвенно видна глубинная
тема садизма и агрессии; возможно, она
поступала в отношении других людей, включая
Фрейда, как, по ее мнению, они вели себя
с ней (порождая ложные надежды, обманывая,
жестоко покидая). (№ 15)
Не следует полагать, что саморазрушение
является редким явлением, в определенной
степени эта тенденция присутствует у
гораздо большего числа людей по сравнению
с теми, кто воплощает ее в жизнь. Как правило,
нанесение самоповреждений представляет
собой компромисс между этим инстинктом
и противодействующими силами и в случае
осуществления самоубийства оказывается,
что суицидальная склонность присутствовала
уже давно, проявляясь с меньшей силой
или в виде бессознательной и вытесняемой
тенденции. ... Даже осознанное намерение
совершить самоубийство осуществляется
не сразу, а после выбора времени, способа
и возможности; кроме того, бессознательное
намерение не приводится в исполнение
до его провокации усугубляющим фактором,
играющим роль причины, отвлекающим на
себя защитные механизмы человека и освобождающим
намерение от их давления.
Садизм и ничто иное разрешает
загадку тенденции к самоубийству, которая
делает меланхолию столь интересной для
специалистов и опасной в жизни. Любовь
Эго к себе, первичное состояние, с которого,
как мы полагаем, берет начало инстинктивная
жизнь, является огромной. Количество
нарциссического либидо, освобождение
которого при угрозе жизни вызывает у
человека ужас, поистине необъятно. Поэтому
непонятно, каким образом Эго соглашается
на саморазрушение. Давно известна истина,
что ни один невротик не станет лелеять
мысли о самоубийстве, если они не являются
обращенными против себя побуждениями
к убийству других; однако пока не удалось
найти объяснение, какое взаимодействие
сил способно привести эту задачу в исполнение.
Анализ меланхолии показал, что Эго в состоянии
убить себя лишь в случае, если Эго способно
направить против себя враждебность, относящуюся
к объекту и являющуюся его исходной реакцией
на объекты внешнего мира. Таким образом,
путем регрессии до нарциссического выбора
объекта Эго действительно удается избавиться
от [внешнего] объекта, который, однако,
оказывается сильнее его. Эго оказывается
переполненным объектом в двух противоположных
ситуациях - необычайной влюбленности
и самоубийства, хотя и совершенно по-разному.