Разработка программы формирования эстетической культуры подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:46, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ФОРМИРОВАНИе .doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА  ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

РАЗРАБОТКА  ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2010 г.

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

1.1 Психофизиологические  особенности подросткового возраста

1.2 Формирование  основ нравственно-эстетической  культуры личности

1.3 Культурно-досуговая  деятельность подростков

Выводы по 1 главе

Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности

2.1 Характеристика базы исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121

2.2 Разработка программы формирования  нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»

2.3 Анализ театрализованной  развлекательно-игровой программы 

«Вселенная»

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

Введение

 

Формирование личности подростка, юноши или девушки, носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.

Подростковый  период - время активного формирования личности, преломления социального  опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего "Я". Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания. Этот возраст представляет идеальную возможность приобщения формирующейся личности к ценностям принятых в обществе, к жизненной этике и эстетике.

Актуальность  исследования:

В России преодоление  кризисных явлений всегда связывалось  с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди  которых особое место принадлежит  эффективному использованию возможностей искусства как средства нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков.

Эта проблема исключительно  актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как  стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.

Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих  профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического характера, среди которых значительное место призвана занять культурно-досуговая деятельность.

В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но не следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время невозможно. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством создания благоприятной социально-культурной среды.

Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.

Достижение  поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
  2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
  3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
  4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
  5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Объект исследования–нравственно-эстетическая культура подростков.

Предмет исследования – процесс формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно - досуговой деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков средствами КДД будет эффективнопри соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств культурно-досуговой деятельности в формировании культуры.

Методологическую основу исследования составили А.С.Запесоцкий, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Л.П.Малаховская, А.П.Марков, В.С.Садовская, Э.В. Соколов, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, П.С.Хейфец, В.Ф.Чабанный.

При написании  выпускной квалификационной работы наиболее значимыми работами, раскрывающими психологические аспекты подросткового возраста стали труды психологов: С.Л. Бродской, Б.С. Волкова, Т.В. Драгунова, В.Г. Казанской, О.В. Лишина, А.И. Мещерякова, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, С.В. Петрушина, Д.Я. Райгородского, В.М. Розина.

В социально-культурной деятельности наиболее выдающимися  работами, которые необходимо отметить, являются: М.А. Ариарского,С.Б. Брижатовой,Д.М. Генкина, Т.И. Головко,И.Н. Ерошенкова, А.Д.Жаркова,Т.Г. Киселевой,А.А. Коновича, Ю.Д. Красильникова, А.В. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, Н.В. Третьяковой, В.В. Туева, В.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.

Однако при  всем многообразии научных публикаций, посвященных различным аспектам воспитания подростков, все они в большей или меньшей степени освещают разные стороны проблемы и изначально не преследуют задачи ее комплексного решения.

Значительную  роль в методологии исследования сыграли присущие российской культурологии и педагогике идеи реализации культуросозидающего потенциала нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания средствами искусства И.И. Бецков, А.А. Брянцев, Е.Р. Дашкова, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.И. Шацкий.

В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, педагогическое моделирование, а так же эмпирические методы, такие как включенное и косвенное наблюдение, беседа.

Научная новизна  исследования: проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к изучению проблем применения средств КДД в воспитании и формировании культуры подростка; разработана программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно досуговой деятельности.

Практическая  значимость исследования: полученные в ходе исследования данные позволяют применять разработанную программу формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно досуговой деятельности в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в работе центров по социальной адаптации и реабилитации детей в различных регионах Российской Федерации.

Краткая характеристика базы прохождения преддипломной практики:муниципальный общеобразовательный лицей №121, находится по адресу Взлетная, 28, Индустриального района, г. Барнаула. Был основан в 1989 году. В лицеи работает более 60 квалифицированных преподавателей, в том числе директор, завуч, заместитель директора по воспитательной работе, заведующая библиотекой, старшая вожатая. В лицеи с первого по одиннадцатый класс обучаются около 700 школьников.

Структура лицея  №121 включает в себя следующие элементы: библиотека, читальный зал, актовый  зал, малый и большой спортивный зал, музей, зооуголок. На прилежащей лицею территории находится стадион, каток, спортивный клуб «Шанс».

Лицей №121 на 2009-2010 учебный год имеет три 9-х класса, три 10-х класса, два 11-х класса.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков

 

1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста

 

Подростковая  культура начинает формироваться, когда  родители (общество) отправляют ребенка  в школу, где от него, особенно при  переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. В значительной степени и школа, и родители блокируют в настоящее время для ребенка возможность решать свои проблемы в сфере игры и фантазии (сказки). Напротив, объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются двусторонни властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями отношения, которые на подростковом этапе не только четко оформляются и расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики [53, с.49].

В прошлом возрастная терминология не была единообразной. Например, в  Толковом словаре В. Даля «подросток – это дитя на подросте, около 14–15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20 лет. Как считает И. С. Кон, «возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус», а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно–ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию»[30, с.7].

Начало и  окончание подросткового возраста психологи определяют по–разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового  периода совпадает с достижением  половой зрелости. Это связано  с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.

Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет  у девочек и 13 – у мальчиков.На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков). Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.

Следует особо  подчеркнуть, что анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.

Подростковый  возраст традиционно принято  оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение [35, с.11].

Подростков  в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков противоречивой социально - подвижной частью общества.

Существует  несколько типов противоречий в формировании личности подростка.

Противоречие  между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения.Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого–либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность не включая мышление.

Информация о работе Разработка программы формирования эстетической культуры подростков