Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к

                  школе…………………………………………………………………7

          1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в

               социально-педагогической литературе……..……………………….7

1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14

           1.3. Основные направления и методы  социально-педагогической 

                  помощи детям 6 лет в период  адаптации к школе………………...24

Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32

 

ГЛАВА 2. Социально-педагогическая  помощь детям 6 лет в период

                  адаптации к школе …………………………………..………………33

            2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к школе…………33

            2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в

                   период адаптации к школе………………………………………….38

            2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой

программы …...………………………………………………………45

Выводы по главе 2……………………………………………………….............51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Проблема школьной адаптации у младших школьников на первом году обучения остается одной из наиболее острых проблем современной школы. Всестороннее изучение детей «группы риска» в динамике их развития и с учетом социальной ситуации этого развития, анализ проблем, возникающих в их школьной жизни, позволили установить, что в основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пусковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие  предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их выполнить.

Под адаптацией понимают процесс развития личности, активное приспособление человека к новой социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность.

Процесс школьной адаптации может протекать в разных формах: активной, пассивной и адаптационно-адаптирующей.Важным свойством,   чаемость. Под обучаемостью понимается способность ребенка к усвоению знаний и способов учебных действий; способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения, степень легкости, быстрота усвоения знаний и способов действий; общие умственные способности к усвоению знаний, основ наук.

Ранними признаками школьной дезадаптации являются появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих.  Удлинение времени, необходимого для приготовления домашний заданий, появление потребности в помощи родителей или репетиторов, утрата интереса к учебе, страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (контрольными, зачетами, и т.д.), отказ отвечать у доски,  прогулы, отгороженность.

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации возможны лишь при кардинальном пересмотре всей системы защиты личности ребенка в школе. Все выше сказанное и позволяет определить актуальность данной темы.

Сегодня современная школа находится в поиске модели обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Защита личности ребенка является первостепенной задачей психологической  службы школы. Но на сегодняшний день в большинстве случаев социальная служба представлена одним социальным педагогом на почти 1000 детей и подростков, причем психологом, почти полностью подчиненным школьной администрации и служебно и финансово; социальным педагогом, не имеющим организационных связей с системой здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами, органами опеки и попечительства. Эта служба в лучшем случае способна выполнять заказ просвещенного администратора, будучи полностью зависима от уровня его просвещенности.

Таким образом, к настоящему времени в науке сложилось противоречие между необходимостью изучения проблемы оказания помощи детям 6 лет в период адаптации к школе в работе социального педагога и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в профессиональной деятельности социального педагога.

На основе противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы механизмы и условия социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе. Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить работу социального педагога по оказанию помощи детям 6 лет в период адаптации к школе.

Объект исследования: профессиональная деятельность социального педагога по оказанию помощи детям 6 лет в адаптации к  школе.

Предмет исследования: социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе.

Сформулированные объект и предмет исследования позволили в качестве гипотезы выдвинуть следующее предположение, заключающееся в том, что профилактическая деятельность социального педагога способствует наиболее приемлемым способам адаптации детей 6 лет к обучению в школе.

Сформулированные объект, предмет и гипотеза потребовали решение следующих задач:

1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;

2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;

3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;

4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Методологической основой исследования является принципиальное положение отечественной психологии о деятельностно-личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека.

Теоретическими основами исследования являются труды педагогов и психологов: В.И. Гарбузов, А.Н.Леонтьев, И.А. Милославова, В.С. Мухина, Е.А. Панько, Н.А. Свиридова.

В работе использовались следующие методы исследования:

1)теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме),

2)эмпирические (эксперимент, наблюдение, беседа) Использованы следующие диагностические методики: 1) «Несуществующее животное» в модификации А.А. Карелиной; 2) анкета «Напряженность адаптации» Т.Н. Князевой; 3) «Отношение ребенка к обучению в школе» Т.Н. Князевой;

3) Математические методы обработки результатов исследования.

Опытно - Экспериментальная база: исследование проводилось в МОУ СОШ №10 п.Лесогорска. В исследовании принимали участие учащиеся 1-го «А» класса (20 человек) 10 девочек и 10 мальчиков.

Ученики 1-го «Б» класса (14 человек) 7 девочек и 7 мальчиков.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что изучены проблемы адаптации детей 6 лет к обучению в школе, а также выявлены направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что изучены особенности  адаптации детей 6 лет к школе, разработана программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе. Выполненное исследование может получить дальнейшее развитие в практическом применении методов диагностики и программы социально-педагогической помощи детям 6 лет. Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору студентами психолого-педагогических ВУЗов в качестве методологических рекомендаций, а также позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам,

заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к

школе

 

1.1. Проблемы адаптации детей 6 лет к обучению в школе

в социально-педагогической литературе

 

В первый раз дети, как правило, идут в школу с удовольствием. Однако поддерживать положительное отношение к ней бывает очень не просто даже на протяжении обучения в первом классе. Интенсивная учебная программа, жесткие требования учителей и родителей, хроническое утомление от перегрузок - все это способно вызвать у первоклассников страх перед школой, педагогом, ответом у доски, домашней работой [12].

К основным внешним признакам школьной дезадаптации относятся не только затруднения ребенка в учебе, но и проявление агрессии по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, упрямство, неспособность сосредоточиться для работы, повышенная возбудимость. Поэтому ее профилактика становится одной из важнейших задач учителей начальной школы и школьного психолога [16].

С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, в результате которых первоклассники приобретают новые качества, свойственные взрослым людям. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, так и само общение. В связи с этим первоклассникам трудно приспособиться, иначе говоря, адаптироваться к совершенно новым условиям. Учебная деятельность должна быть организована системно и целенаправленно, только тогда ученик овладеет успешными основами учения.

Под адаптацией понимают процесс развития личности, активное приспособление человека к новой социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность.

Процесс школьной адаптации может протекать в разных формах: активной, пассивной и адаптационно-адаптирующей.

Активная форма взаимодействия ребенка со средой характеризуется стремлением его изменить эту сферу, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях [45].

Пассивная форма адаптации характеризуется тем, что индивид пассивно воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы (класса, детского объединения по интересам), пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.

Адаптационно-адаптирующая форма характеризуется тем, что человек, приспосабливаясь к условиям новой социальной среды, в то же время привносит в эту среду что–то свое – новые способы поведения, общения, деятельности, тем самым изменяя и обогащая среду [20].

 Школьные социальные работники взаимодействуют с другим школьным персоналом различными путями: консультируют учителей о потребностях того или иного ребенка, об отношениях в классе.

А.Л.Венгером были выделены пять основных типов неблагоприятного развития младших школьников:

1. «хроническая неуспешность». Нарушение  деятельности ведут к неуспеху, который порождает тревогу. Тревога дезорганизует деятельность ребенка и способствует закреплению неудач. Наиболее распространенными причинами «хронической неуспешности»: недостаточная адаптация детей 6 лет к школе; негативная «Я – концепция» ребенка как следствие семейного воспитания.

2. «уход от деятельности». Ребенок погружен в собственный фантазийный мир, уходит в свою жизнь, мало связанную задачами, стоящими перед учеником начальной школы. Причины: повышенная потребность во внимании, которая не удовлетворяется; инфантилизация как проявление незрелости; богатое воображение, которое не находит своего выражения в учебе.

3. «негативистическая демонстративность». Ребенок нарушает правила поведения, стремясь получить внимание. Причины: акцентуации характера, повышенная  потребность во внимании со  стороны окружающих.

4. «вербализм». Дети, развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи, но задержкой в развитии мышления. Проявляется в демонстративности, связанной с ориентацией на достижениях, и в инфантильности мотивов общения. Причины: «вербализм» сочетается с повышенной самооценкой ребенка и с переоценкой способностей ребенка родителями.

5. «интеллектуализм». Этот тип развития  связан с особенностями познавательных процессов. Хорошо развито логическое мышление, хуже развита речь, и слабо развито образное мышление. Причины: недооценка родителями значимости собственно детских видов деятельности [28].

Адаптационный период ученика младшего школьного возраста в первой четверти можно разделить на несколько этапов:

1. Вживание в позицию школьника.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание, быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптации, которая длится около недели, учитель, прежде всего, старается познакомить ребят друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового коллектива [20].

2. Работа над режимом школьника.

Это следующий этап адаптации. Ученик должен выстроить для себя новый режим дня, он отличается от режима дня в детском саду. Совместно с родителями, учителями первоклассники должны научиться четко распределять время на учебу и отдых.

3. Понятие оценки, самооценки своей  деятельности.                                У первоклассника вырабатывается понятие оценки, ее критерии (правильность написания, аккуратность при выполнении работ, старательность, заинтересованность в выполнении работ).

Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе