Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59
Обобщая результаты первичной диагностики можно сделать вывод, что на данной стадии контрольная и экспериментальная группа существенно не отличается друг от друга. По результатам диагностики нами была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа она была включена в факультативные занятия и проводилась один раз в неделю.
Цель этой программы – помочь детям раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращение недостатков развития в проблемы. В программу были включены занятия по развитию у детей (внимания, памяти, восприятия). После проведения коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе мы провели повторную диагностику, с использованием тех же методик, что при первичной диагностике. Результаты контрольной группы, что при первой и второй диагностики остались неизменными. Результаты же экспериментальной группы не существенно, но изменились. К примеру, дети, которые показали при первичной диагностике низкий результат, после проведения программы показали более высокий результат. Это говорит о том, что коррекционно-развивающая программа позволила решить некоторые проблемы детей, которые возникли при первичной диагностике (в поведении, общение, мышления и памяти). Исходя из этого, мы предполагаем, что коррекционно-развивающая программа, проводимая в экспериментальной группе, в действительности повлияла на развитие эмоциональной, интеллектуальной сферы детей и в целом на адаптацию детей к школе.
В перспективе исследование может быть продолжено в работе социального педагога с детьми и их родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе.
В условиях нестабильного общества, изменения общественного сознания, значительно осложняется процесс социальной адаптации детей, подростков и юношества. Поэтому перед образовательными учреждениями на современном этапе встает сложная задача создания условий, позволяющих школьникам овладеть теми знаниями, опытом деятельности, системой ценностей, которые помогут им занять свою нишу в обществе, чувствовать себя полноценными членами общества.
Для решения такого комплекса задач необходимо осмыслить в социально-педагогическом контексте сущность сложнейшего явления – социальная адаптация. Безусловно, и социологи, и психологи, обращаясь к социальной адаптации, рассматривают те аспекты, которые актуальны с позиций названных наук. В то же время педагоги, непосредственно организуя и сопровождая процесс социальной адаптации учащихся, должны использовать педагогические ресурсы и средства.
В курсовой работе мы поставили следующую цель - изучение социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к обучению в школе. Она была достигнута с помощью изучения психолого-педагогической литературы и проведения диагностики по выявлению у детей 6 лет особенностей адаптации к школе.
Задачи исследования решены следующим образом: подбором методик по выявлению особенностей адаптации у детей 6 лет к школе; проведением психодиагностики и анализа полученных данных; составлением и апробированием коррекционно-развивающей программы; проведением повторной диагностики особенностей адаптации детей 6 лет к школе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что своевременная психолого-педагогическая диагностика особенностей детей 6 лет позволит осуществить эффективную социально-педагогическую помощь им в адаптации к школе. Данная гипотеза подтвердилась, так как проводимая коррекционно-развивающая программа помогла детям, у которых после проведения первичной диагностике наблюдались низкие результаты по диагностике, раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращение недостатков развития в проблемы.
Это позволило нам сформулировать следующие выводы:
1. В шестилетнем возрасте ребенок приобретает новую ситуацию развития «ребенок – учитель», основной формой организации учебной работы ребенка 6 лет в школе становится урок. В этом возрасте у ребенка происходит переход психических познавательных процессов на более высокий уровень. Заложенный в этом возрасте опыт во многом предполагает будущее ребенка.
2. Рассматривая проблемы
3. Проведение коррекционно-развивающая программа в действительности поможет детям 6 лет в решении возникших проблем и поможет подготовить детей к переходу на следующую ступень школьного образования.
4. После проведения программы
и проведения вторичной
Перспективы исследования: данный эксперимент можно было построить с помощью других методик, которые изучают эмоциональное состояние, самооценку детей их тревожность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Интерпретация «несуществующее животное».
Если рисунок в правой стороне вверху листа, - связано с действительным моментом или с периодом будущего, с положительными эмоциями. Если рисунок в левой стороне и внизу – свзано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью. В норме рисунок находится посередине листа. Чем ближе рисунок к верхнему краю листа, тем выше самооценка и недовольство своим положением в обществе, недостаточностью признания со стороны окружающих, тем выше претензии на самоутверждение и продвижение. Если рисунок в нижней части листа – проявление неуверенности в себе, низкой самооценке, подавленности, нерешительности.
Если голова фигуры животного повернута вправо, – признак того, что почти все, что планирует человек, осуществляется или начинает осуществляться. Если голова повернута влево, – то человеку, сделавшему такой рисунок, присуща тенденция к размышлениям, и лишь малая часть замыслов реализуется, порой он просто проявляет боязнь перед активными действиями. Положение «фас», то есть голова направлена на рисующего, трактуется как эгоцентризм.
Значение деталей головы:
- уши – заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе, человек эмоционально реагирует на оценки окружающих себя, хотя порой и не изменяет своего поведения;
- приоткрытый рот в
сочетании с языком – признак
болтливости, а в сочетании с
прорисовкой губ –
- глаза. Если сильно выделены глаза, - это символ присущего человеку страха. Наличие ресниц – проявление истероидно-демонстративных черт в поведении, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
- на голове животного
могут быть дополнительные
Ноги, лапы животного: - если лапы «основательны» по отношению к размеру своей фигуры, это основательность, обдуманность, рациональность принятия решения. При отсутствии ног или хрупких ногах – склонность к поверхностным суждениям, легкомыслию в выводах, импульсивности решений. Однотипность, повторяемость формы ног («многоножка») - конформность суждений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей ног, лап – проявление самостоятельности, не банальности, оригинальности, инакомыслия, порой даже творческого начала.
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: если эти части функциональные: крылья, щупальца и т. п. – проявление желания человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлеченность, смелость, энергичность, уверенность в себе. Украшающие детали: перья, бантики, кудри – проявление демонстративности, желания обратить на себя внимание, манерности.
Хвосты: хвост направлен вверх – человек положительно оценивает свои действия, решения; хвост вниз – недовольство собой, сожаление о сделанном, сказанном. Хвост направлен вправо – выражает отношение человека по поводу своих действий или поведения, влево – по поводу мыслей, решений.
Контур фигуры: наличие щитов, панцирей – защита от окружающих; иглы, панцирь в виде острых углов – агрессия. Затемнения линий контура, удвоенные линии – проявление тревоги, страха, подозрительности. Направленность такой защиты – соответственно пространственному положению: верхний контур – против вышестоящих родителей, учителей, начальников; нижний контур – защита против насмешек, боязнь осуждения, отсутствие авторитета у младших, подчиненных; боковые контуры – готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
Сильный нажим рисунка, линии, видимой даже с обратной стороны листа (судорожный высокий тонус мышц рисующей руки), резкая тревожность (обратить внимание, какая деталь рисунка выполнена с сильным нажимом, то есть к чему привязана тревога).
Общая оценка животного: угрожающее, угрожаемое или нейтральное животное – это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, слоном, букашкой и т. п. нарисованным животным). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к замкнутости, закрытости своего внутреннего мира, нежеланию подвергаться тестированию.
Вмонтирование механических частей в живую ткань животного - постановка фигуры животного на танковые гусеницы, прикрепление к телу пропеллера, проводов, рукояток, антенн и т. п. – проявление шизоидности, склонности к шизофрении.
Названия – если в названии рациональное соединение смысловых частей (бегекот, мухобык) – рациональность, способность к адаптации. Названия с научным оттенком (ратолетиус, наплиолярия) – демонстративность своего интеллекта, эрудиции. Звуковые названия (лалио, шама) без всякого осмысления – проявление легкомысленности, неумение учитывать сигналы опасности. Иронические названия – проявление снисходительно-иронического отношения к фантазированию защитного порядка. [13]
Приложение 2
Практика многих экспериментов данной методики показывает, что в этой методики ответы не должны ограничиваться оценками в 0 баллов и в 1балл, так как здесь ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильные и отчасти не правильные, в связи с этим рекомендуется применять оценку 0,5 балла.
Далее подсчитывается суммарный балл, который набрал ребенок. Следует считать, что полностью адаптированным к обучению в школе является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне адаптированным к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не адаптированными к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.
Для ответов в данной методике детям предлагается следующие вопросы:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе?
4. Что такое уроки?
5. Чем занимаются на уроке?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашние задание?
8. Зачем нужно выполнять домашние задание?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в коле? [13]
Приложение 3
В анкете каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При суммарном балле менее 7 – состояние ребенка не вызывает тревоги, адаптация благоприятная; при суммарном балле от 7 до 14 – у ребенка наблюдается напряжение адаптации, в этом случае следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности. При суммарном балле больше 14 у ребенка наблюдается выраженное напряжение адаптации, в этом случае следует обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом и разработать программу помощи ребенку. Анализ анкеты может проводиться как педагогом, так и психологом.
Для ответов в данной анкете детям предлагается ряд вопросов:
1.Ты нарушаешь дисциплину в школе?
2. У тебя быстро нарастает утомление в школе?
3. На низкие оценки реагируешь плачем?
4. В процессе урока не можешь сконцентрироваться на задание?
5. Ты часто перебиваешь учителя?
6. Ты часто отвлекаешься на уроке по пустякам?
7. На переменах становишься неуправляемым?
8. Ты часто приходишь в школу не готовым?
Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе