Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

В ходе прохождения производственной практики в ГСПЦ были реализованы следующие элементы программы: 1.1.Проведение анкетирования по выявлению уровня адаптивности в приемной семье (Приложения 2,3), 2.4. Проведение мероприятия «Праздник семьи» (Приложение 4), 2.5. Проведение беседы с приемными родителями на тему: «Приемная семья в вопросах и ответах» (Приложение 5), 2.6. Проведение праздника «Путешествие в Фокусляндию» (Приложение 6), 3.2. Проведение групповых занятий с элементами тренинга (детско – родительская группа) (Приложение 7).

       После реализации  данных форм было проведено анкетирование для изучения результативности проведенной работы (Приложение 8), в ходе которого были получены следующие результаты (Приложение 9):

        На вопрос «Сколько занятий программы по повышению уровня адаптации Вы посетили?» респонденты ответили 12% - 1, 70% - 2, 48% - 4 и более занятия.

       Проведенные занятия  способствовали повышению знаний 80% респондентов в данной области, 20% респондентов пока не определили.

        Наиболее интересными занятиями для респондентов были групповые занятия с элементами тренинга - 44%, праздник «Путешествие в Фокусляндию» выбрали 36% респондентов, анкетирование по выявлению уровня адаптивности в приемной семье – 28%, беседу с приемными родителями на тему: «Приемная семья в вопросах и ответах» - 24%,мероприятие «Праздник семьи» - 20%.

        При посещении  занятий участники получили такие  новые знания: навыки и упражнения  для общения с приемным ребенком  – 36%, правовое информирование в  данной области – 32%, планирование  семейных праздников – 8%, опросник для выявления уровня адаптивности приемного ребенка – 4%.

        84% опрошенных  хотели бы дальше посещать  предложенные занятия, 16% пока не  определились. Уровень проведенных  занятий оценен ими как высокий  – 60% и как средний – 40%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

 

 

Во второй главе рассматривалась организация социальной поддержки и социально – педагогическое сопровождение приемных семей.

Был проанализирован опыт деятельности ГСПЦ по оказанию социальной поддержки приемным семьям.

В ГСПЦ осуществляется целенаправленная подготовка будущих родителей. При создании приемных семей решаются 4 основных задачи:

1. Отбор кандидатов в приемные  родители, создание банка данных  кандидатов в приемные родители, обучение приемных родителей.

2. Подготовка ребенка (детей) для передачи в приемную семью, подбор семьи для ребенка.

3. Осуществление постоянного социально-психологического  сопровождения приемной семьи  и детей в семье.

4. Работа с биологической семьей  по вопросу возвращения в нее  детей.

Нужно отметить, что в тоже время большое значение имеет подготовка детей – сирот и детей, лишенных родительского попечительства, к проживанию в приемной семье. Работа социального педагога и психолога ГСПЦ имеет следующую последовательность:

1.установление контакта с ребенком, поддержание его, снятие эмоционально-напряженного состояния, наблюдение за ребенком;

2. диагностика интеллектуальной  и личностной сферы, поведения  и физического развития  ребенка, составление психологического портрета  и карты планирования помощи ребенку;

3. изучение биологического окружения  ребенка, работа с историей семьи;

4. работа психолога с ребенком (детьми) по подготовке его к  жизни вне родной семьи;

5. организация знакомства ребенка  с приемными  родителями.

Деятельность специалистов по социально – педагогическому сопровождению приемной семьи должна опираться на важнейшие принципы:

       - принцип защиты;

- принцип помощи;

- принцип взаимодействия;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип конфиденциальности.

Модель работы отдела образования по организации работы с приемной семьей представлена в схеме.

        Специалистами  ГСПЦ была создана программа  «Надежда», главной целью которой является социально – педагогическое сопровождение приемных семей. В рамках этой программы проводится цикл групповых занятий с кандидатами в приемные родители «Семь Я», а также цикл коррекционно – развивающих занятий для детей из приемных и опекунских семей «Психология успеха».

Было отмечено, что психологическая адаптация ребенка в новой семье – это приспособление его к нормам семьи и системе внутрисемейных взаимоотношений. В процессе адаптации ребенка в семье можно выделить несколько этапов: знакомство, экспансия, псевдоадаптация, привыкание, уподобление. 

          После изучения возникающих проблем в приемной семье при адаптации нами была разработана программа по повышению уровня адаптации детей в приемной семье, которая включает работу по следующим направлениям: первичная  психолого – педагогическая диагностика, психологическое просвещение, коррекционно – развивающая деятельность, консультативная деятельность и повторная диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

 

       В дипломной работе нами был изучен и систематизирован теоретический материал по теме «Социально – педагогическая работа с приемными семьями».

      1. Были выделены основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, среди которых низкий экономический уровень доходов семей, потеря нравственных ориентиров, изменение системы ценностей, алкоголизация населения. Для преодоления социального сиротства были предложены альтернативные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них можно выделить следующие: усыновление, опека (попечительство), социальный приют, детская деревня, детский дом семейного типа, детский дом смешанного типа, школа – интернат, патронатное воспитание, приемная (опекунская) семья. Приемная семья является наиболее эффективной формой устройства ребенка, так как только в семье формируются и развиваются все главные качества личности, ее взгляды на жизнь, ценности.

       2. Было раскрыто понятие «приемная семья», определена сущность этой формы устройства детей – сирот в семью, условия содержания детей в приемной семье. Также были изучены закономерности процесса адаптации ребенка в приемной семье и выделены 4 основные этапа адаптационного периода приемного ребенка:

- адаптация к образу жизни  семьи;

- адаптация к другим членам семьи;

- адаптация к нормам и ценностям  семьи;

- адаптация к традициям, привычкам  семьи.

      В процессе пребывания ребенка в приемной семье возникают проблемы и ошибки в воспитании, среди которых:

- отсутствие ценностных ориентиров  и правил построения взаимоотношений в семье;

- степень принятия ребенка;

- дезадаптивная атмосфера в семье;

- приемный ребенок не соответствует  ранее сформировавшимся представлениям  родителей;

- смысловой барьер;

- ограничение активности и самостоятельности  ребенка;

- эмоциональная холодность;

- проблема положения ребенка  в приемной семье;

- отсутствие опыта взаимодействия  в процессе воспитания ребенка;

- отсутствие специальных «традиций»  самого ребенка;

- наказания за проступок;

- неадекватное поведение отца.

         Было установлено, что на адаптацию влияют и другие факторы: возраст усыновителя, национальность усыновителя, материальный и культурный уровень семьи, пол инициаторов усыновления, наличие в семье родных детей, отношение к приемной семье окружающих людей.

        3. Были изучены основные нормативно – правовые аспекты детства и обеспечения приемной семьи, рассмотрены основные следующие документы: «Конвенция прав ребенка», закон Республики Беларусь «О правах ребенка», «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье».  

       Наиболее важным законодательным актом Республики Беларусь, регламентирующим деятельность приемной семьи, является «Положение о приемной семье», где отмечены следующие важные моменты: порядок организации приемной семьи, передача детей на воспитание в приемную семью, права и обязанности приемных родителей, материальное обеспечение приемной семьи.

        4. В процессе исследования был проанализирован опыт деятельности ГСПЦ по работе с приемной семьей. Деятельность специалистов с приемной семьей должна опираться на следующие важнейшие принципы: принцип защиты, принцип помощи, принцип взаимодействия, принцип индивидуального подхода, принцип конфиденциальности. Работа социального педагога ГСПЦ имеет следующую последовательность:

- установление контакта с ребенком, поддержание его;

- диагностика интеллектуальной  и личностной сферы, поведения  и физического развития ребенка;

- изучение биологического окружения  ребенка, работа с историей семьи;

- организация знакомства с приемными  родителями.

        Непосредственная работа с приемной семьей начинается после заключения приемными родителями договора на передачу им ребенка на воспитание. Модель организации работы с приемной семьей представлена в схеме.

         Специалистами ГСПЦ создана программа «Надежда», главной целью которой является социально – педагогическое сопровождение приемных семей.

          5. После изучения возникающих проблем в приемной семье при адаптации была разработана программа по повышению уровня адаптации детей в приемной семье.

 Цели программы:

 - обеспечение психологического комфорта ребенка при помещении в новую семью;

- первичная психолого – педагогическая  диагностика;

- снятие последствий психологической  депривации и негативного прошлого  опыта;

- помощь в освоении новой ролевой позиции, позиции в школе, классе;

- помощь в установлении отношений  между приемными родителями и  детьми;

- коррекция детско – родительских  отношений.

       Наша программа включает в себя работу по следующим направлениям: первичная  психолого – педагогическая диагностика, психологическое просвещение, коррекционно – развивающая деятельность, консультативная деятельность и повторная диагностика.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

    1. Бубен С. С. Абарона правоу дзяцей у РБ. -  Мн., 2000. - 176 с.
    2. Волошиненко Е. А. Социализация детей, лишенных родительской опеки // Сацыяльна – педагагічная работа. -  2000. -  №5. -  С. 2 – 16
    3. Гринюк Е. Н. Под родительским кровом // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2005. - №4. - С. 29 – 34
    4. Джафаров Э. В. Приемная семья: взгляд психолога // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2002. - №2. - С. 74- 76
    5. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов – на – Дону. – 2005. – 287 с.
    6. Жогло И. Л., Смущук Н. С. Организация поддержки и сопровождение замещающих семей // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2003. - №5. -  С. 69 – 72; №6. -  С. 77 - 90 
    7. Если вы решили усыновить ребенка / И. А. Фурманов, В. А. Маглыш,   Л. И. Смагина, А. А. Аладьин – Мн., 2004. – 168 с.
    8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: текст Кодекса по состоянию на 25 августа 2006 г. – Минск, 2006. – 160 с.
    9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. – 232 с.
    10. Луцевич Л. В. Приемная семья -  новый социальный институт // Народная асвета. -  2003. - №10. -  С. 52 – 58
    11. Лящук Г. А., Смущук Н. С., Плесюк Л. П. Приемная семья в вопросах и ответах // Сацыяльна – педагагічная работа. -  2002. - №4. - С. 84 – 99
    12. Маглыш В. А. Рекомендации специалистам органов опеки и попечительства. – Мн., 2003. – 151 с.
    13. Матвеенко Т. В. Организация жизнеустройства детей в замещающие семьи // Сацыяльна – педагагічная работа. -  2005. - №12. -  С. 27 – 30
    14. Матюшкова С. Д., Кузьмич С. А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2001. - №3. - С. 73 – 77
    15. Матюшкова С. Д. Социально – педагогическая деятельность с приемными семьями // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2002. - №1.-         С. 121 – 125
    16. Некоторые аспекты деятельности социально – педагогических учреждений // Сост. Н. А. Карасева, Г. И. Руденкова, Г. А. Фоменок. – Мн., 2004. – 243 с.: ил.
    17. Обраменя С. М. Клуб приемных семей приглашает друзей // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2005. - №12. - С. 44- 46
    18. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М., 2004. – 480 с.
    19. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь, 16 марта 2001г., №2/408 // Консультант плюс: Беларусь. Технология  3000[Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2007.
    20. Петрова С. Д. Методика воспитания детей в приемной семье // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2007. - №1. -  С. 44 - 50
    21. Погодина Е. Диагностика и коррекция детско – родительских отношений. – Витебск, 2002. – 146 с.
    22. Погодина Е. К. Основы семейной жизни. – Витебск, 2003. – 94 с.
    23. Положение о приемной семье: постановление Совета Министров Республики Беларусь,28.10.99 г., №1678 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - №5 /1946.
    24. Поспелова Н. С. О положении приемных семей в РБ // Сацыяльна – педагагічная работа. -  2005. -  №5. - С. 7 – 12;№6. -  С. 13 -16
    25. Поспелова Н. С. Проблемы и возможности активизации семейного устройства детей сиротской категории // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2005. - №8. - С. 6 – 9
    26. Привалова Н. В. Мы вырастем и станем другими // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2007. - № 2. – с. 34- 41
    27. Простак Г. Д. Социально – педагогические и организационно – методические основы работы по созданию приемной семьи // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2001. - №5. - С. 51 – 63; №6. - С. 106 -121
    28. Руденкова Г. И. Новое об устройстве детей – сирот на воспитание в семью // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2000. - №5.- С. 2 – 20
    29. Руденкова Г. И. Основные направления государственной политики в решении проблемы социального сиротства в Республике Беларусь // Сацыяльна – педагагічная работа. – 2001. - №2. - С. 2 – 16
    30. Сахно О. А. Социокультурная деятельность как метод работы с приемной семьями //Сацыяльна – педагагічная работа. – 2006. - №10. -  С. 43 – 49
    31. Севрюк О. Н. «SOS – детская деревня Марьина Горка» как одна из форм семейного устройства детей – сирот // Сацыяльна – педагагічная работа. -  2007. - №2. - С. 26 – 30
    32. Семейные формы устройства детей – сирот на воспитание :Пособие для замещающих родителей /Сост. Г. И. Руденкова и др. – Мн., 2003. – 72 с.
    33. Семья Г. В. Социально – психологические и организационные основы работы с замещающей семьей. – М., 1999. – 145 с.
    34. Семья Г. В. Социально – психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями. – Москва – Тула, 1999.
    35. Сиротство как социальная проблема / Под ред. Л. И. Смагиной – Мн., 1999. – 144 с.
    36. Словарь социального педагога и социального работника  / Под ред. И. И. Калачевой, Я. Л. Коломинского, А. И. Левко. - Мн., 2003. – 256 с.
    37. Социальная работа с ребенком и семьей / С. Хессле, В. В. Чечет, К. Юсефссон и др.;Сост. С. С. Бубен. – Мн., 2000. – 176 с.: ил.
    38. Социально - педагогическая  работа с детьми, лишенными родительской опеки: Методические рекомендации для работников интернатныхи альтернативных учреждений для детей – сирот / Л. И. Смагина, Т. С. Капелевич, А. К. Воднева и др.; Под ред. Л. И. Смагиной. – Мн., 2004. – 240 с.: ил.
    39. Социально – педагогическое сопровождение приемных семей: Учебно – методическое пособие / В. В. Мартынова, Н. С. Поспелова, В. А. Маглыш, Т. П. Михневич, Г. И. Руденкова, А. П. Лаврович. – Мн.:ОДО «Тонпик», 2004. – 240 с., ил.
    40. Фоменок Г. А. Социально – педагогическая служба и приемные дети //Сацыяльна – педагагічная работа. – 2002. - № 1. – с. 43 – 49
    41. Фоменок Г. А. Тренинг по подготовке приемных родителей // Народная асвета. – 2004. - № 4. – с. 49 - 59
    42. Ходанович  Ю. Г. Социально- педагогическое сопровождение детей в приемных семьях // Сацыяльна – педагагічная работа. -  2006. - №4. - С. 48 - 53
    43. Чечет В. В. Основные пути преодоления кризиса современной семьи как важнейшего института социализации и воспитания // Сацыяльна – педагагічная работа. -  2007. -  №1. -  С. 16 - 24
    44. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. – Мн., 1998. -256с.: ил.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района