Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
1) несовершенство
2) неприспособленность
3) разрыв сложившихся
4) недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;
5) неразработанность методик
6) отсутствие контактов в
Масштабы социального сиротства возрастают и это требует принятия конкретных мер. В связи с этим были предложены и введены альтернативные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них можно выделить следующие [36, с.49]:
1. Усыновление – это юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми [7, с.31]. Такая форма устройства допускается в отношении всех детей и в их интересах, независимо от состояния их здоровья. При этом усыновителю должна быть представлена вся информация о здоровье ребенка. Как правило, не допускается разъединение несовершеннолетних братьев и сестер, лишившихся попечения родителей. Усыновление производится решением районного, городского исполнительного и распорядительного органа, районного (городского) суда по месту жительства усыновленного в соответствии с новой редакцией Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Дела об усыновлении рассматриваются в участием органов опеки и попечительства, а при международном – с участием Министерства образования.
Для усыновления не требуется согласия родителей, если они лишены родительских прав или признаны в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими либо умершими. Усыновление может быть произведено без согласия родителей и в случае, если они более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком, несмотря на предупреждение органов опеки и попечительства, не принимают участия в его воспитании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), при отсутствии у них родителей необходимо согласие в письменной форме на усыновление опекуна (попечителя), а для детей, находящихся в государственных детских учреждениях, - согласие администрации государственного детского учреждения. Для усыновления требуется согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Тайна усыновления охраняется законом и обеспечивается строгим соблюдением процедуры усыновления, определенной Кодексом о браке и семье. Признание усыновления недействительным и отмена его допускается только в судебном порядке. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2005 года проживало 7,8 тыс. усыновленных детей [43, с.21].
2. Опека (попечительство) – это одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается она для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения [8, с.29]. Осуществление функции опеки в отношении детей возлагается на районные, городские управления, отделы образования. В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Для осуществления опеки органы опеки назначают опекуна с его согласия в срок не позднее с того момента, когда органам опеки известно и необходимости установления опеки или попечительства. При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна, отношения, существующие между подопечными и кандидатом в опекуны (попечители), а также, если это возможно, желание подопечного. Опекуны (попечители) являются законными представителями детей и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органы опеки и попечительства освобождают опекунов и попечителей от исполнения их обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителей, при усыновлении или при помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения. В случае надлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна (попечителя) от выполнения этих обязанностей. По достижении ребенком 14 лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем без особого на то решения. По достижении ребенком 18 лет попечительство прекращается без особого на то решения. По состоянию на 1.01.2005 года в 10 193 опекунских семьях воспитывалось 12 184 детей – сирот [43, с.21].
3. Социальный приют – это социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации [29, с.5]. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании «Примерного положения о детском социальном приюте» (Приказ №41 Министерства образования Республики Беларусь от 3.02.1999г.). Цель приюта – оказание социально-педагогической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания ребенка в приюте – 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение (юридическое лицо) или входить в состав социально- педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, - социально-педагогический центр, может ограничиться 2-мя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.
В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение его может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат служба – 4-10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказания ему соответствующей помощи, ребенок определяется в группу приюта, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение его в семью, определение в интернатное учреждение). В 137 детских социальных приютах Республики Беларусь 181 ребенок [43, с. 21].
4. Детская деревня (SOS–Детская деревня) – это социально-педагогическое учреждение, в котором дети, утратившие свою семью и попавшие в исключительно ущербную для своего развития ситуацию, воспитываются в условиях жизни, максимально приближенных к естественным, семейным [31,с.28]. Это является одной их главных предпосылок для непрерывного, стабильного физического и психического развития осиротевшего ребенка. Детская деревня становится защитницей ребенка, имеющего полное право на нормальную семью, материнскую заботу и ласку. Семейное сходство достигается здесь в процессе реализации основных педагогических принципов, которые и раньше применялись при попечительстве детей-сирот, но по отдельности.
SOS-Детская деревня впервые объединила их в педагогическую систему, которая позволяет лучше интегрировать осиротевших детей в общество с учетом их индивидуальных особенностей:
- SOS-мать как основа для здорового, полноценного развития;
- ребенок в большинстве случаев
живет не с воспитанниками-
- SOS-Детская деревня выступает как посредник между ребенком и внешним миром.
Условия ухода и воспитания SOS-детей являются прежде всего, лечебной процедурой, разновидностью терапии через влияние окружающей среды. Если ребенку удалось снова обрести внутренний покой и утраченное доверие к окружающему миру, то это залог его дальнейших успехов. Формирование характера ребенка, укрепление чувства собственного достоинства и содействие развитию положительных качеств личности образуют основной аспект педагогической работы, по сути своей ничем не отличающейся от той работы, которая выполняется в каждой хорошей семье. Семейная поддержка оказывается подрастающему молодому человеку в течение всего времени его постепенного становления независимым и самостоятельным человеком.
Первая SOS-Детская деревня была построена в 1949 году в Тирольском местечке Имст (Австрия). У ее истоков стоял Герман Гмайнер. Сейчас в 131 стране мира существует свыше 350 таких учреждений. В июле 1995 года введена в эксплуатацию SOS-Детская деревня в поселке Боровляны Минского района, построенная Немецким фондом им. Г. Гмайнера и Белорусским фондом «SOS-Детская деревня», который является неправительственной организацией. Сейчас здесь воспитывается 95 детей в 13 SOS – детских семьях. В Боровлянах открыт « SOS-Социальный приют матери и ребенка им. Г. Гмайнера», в который проходят социальную адаптацию и оздоровление ослабленные дети из районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, из многодетных и малообеспеченных семей. Детская деревня, входящая в государственную систему образования, функционирует в городе Кобрине Брестской области. В ней воспитывается около 60 детей. В августе 2004 года была открыта «SOS – Детская деревня Марьина Горка». В ней проживает 12 SOS – семей, 2 SOS – семьи проживают вне Детской деревни. На данный момент здесь воспитываются около 80 детей [43, с.21].
5. Детский дом семейного типа – это одна из форм определения в семью детей, оставшихся без попечения родителей, которая имеет статус учреждения образования и пользуется юридическими правами [32, с.12]. Он может быть создан в форме отдельной семьи или входить в состав детской деревни. Детский дом семейного типа – это семья, где на полном государственном обеспечении воспитывается не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее количество детей в детском доме, как правило, не превышает 10 человек с учетом родных детей родителей-воспитателей. Может создаваться семьями жителей Беларуси, в том числе кровными родственниками детей, помимо отца и матери. Возможны варианты создания детского дома одинокими женщинами, которые решили посвятить свою жизнь воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Решение об открытии или закрытии детского дома в виде отдельной семьи и о направлении в него детей на воспитание принимается районным (городским) исполнительным и распорядительным органом по предложению районного, городского органа управления образованием. За ребенком, который направлен в детский дом, сохраняется имя, отчество и фамилия, право на поддержание контактов с биологическими родителями и воссоединение с ними в случае восстановления их в родительских правах или в иных случаях, если это соответствует желаниям ребенка и не наносит ущерба его жизни и интересам. Для воспитанников детских домов семейного типа устанавливаются нормы материального обеспечения и льготы, предусмотренные действующим законодательством Беларуси для этой категории детей в детских интернатных учреждениях. В Беларуси на 1.01.2005г. насчитывается 58 детских домов семейного типа, в которых воспитывается 335 детей [43, с.21].
6. Детский дом смешанного типа – это учебно-воспитательное учреждение для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначенное для подготовки их к жизни и самостоятельной трудовой деятельности [35,с.125]. В нем созданы максимально благоприятные условия, близкие к семейным. Открытие и закрытие детского дома осуществляется облисполкомом по согласованию с рай (гор) исполкомом. Состоит из разновозрастных групп (семей), включающих 10-12 человек, проживающих в квартирных условиях с организацией жизнедеятельности по типу семьи. Количество детей в детском доме, как правило, 50-75 человек. В детский дом принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте 2-17 лет. При наличии необходимых условий в детский дом могут приниматься дети и более раннего возраста. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - члены одной семьи (братья, сестры) обязательно определяются в один детский дом, в одну группу (семью), за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или по другим причинам воспитание этих детей должно осуществляться отдельно. В детском доме могут проживать на полном государственном обеспечении выпускники детских домов – учащиеся, студенты средних специальных и высших учебных заведений, профессионально-технических училищ до окончания ими учебного заведения, если учебное заведение и детский дом находятся в одном или ближайшем населенном пункте. Воспитанники школьного возраста обучаются в ближайшей общеобразовательной школе, дети дошкольного возраста могут посещать детский сад. Жизнедеятельность коллектива детского дома строится на принципах сотрудничества детей и взрослых, педагогически обоснованном выборе форм, средств и методов воспитания, которые обеспечивают всестороннее развитие личности, подготовку к самостоятельной жизни и труду, социальную защиту прав ребенка.
7. Школа-интернат - учебно-воспитательное учреждение, в котором созданы благоприятные условия для проживания, обучения, воспитания, лечения, оздоровления, реабилитации, гармоничного развития отдельных категорий детей [36, с.239].
Различают 2 типа школ-интернатов для детей-сирот:
- общеобразовательная для детей-
- специальная