Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию, воспитанию.
Контакты родителей и ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и попечительства.
На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства в размерах, установленных для воспитанников опекунских (приемных) семей, и в порядке, определенном Министерством образования РБ и Министерством финансов РБ.
Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета приемных родителей (родителя), либо выдаются по расходному кассовому ордеру.
Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги.
Денежные средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемными родителями в течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
Имущество, приобретенное для приемной семьи, за счет бюджетных средств принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
В первой главе был изложен материал по основам функционирования приемной семьи.
Были рассмотрены основные причины социального сиротства в РБ, а также формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них выделяется приемная семья как наиболее приоритетная форма, т. к. только в семье формируются и развиваются все главные качества личности, ее взгляды на жизнь и ценности.
Было раскрыто понятие «приемная семья», определена сущность этой формы устройства детей – сирот, условия содержания детей в приемной семье. Изучались закономерности процесса адаптации ребенка в приемной семье и выделялись этапы адаптационного периода ребенка:
1.адаптация к образу жизни семьи;
2.адаптация к другим членам семьи;
3.адаптация к нормам и ценностям семьи;
4.адаптация к традициям, привычкам семьи.
Выяснено, что на адаптацию ребенка в приемной семье влияют некоторые факторы:
1.возраст усыновителя;
2. национальность усыновителя;
3. материальный и культурный уровень семьи;
4. пол инициаторов усыновления;
5. наличие в семье родных детей;
6. отношение к приемной семье окружающих людей.
Но существует ряд проблем и ошибок во взаимоотношениях приемных родителей и детей воспитании: отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье; степень принятия ребенка; дезадаптивная атмосфера в семье; приемный ребенок не соответствует ранее сформировавшимся представлениям родителей; смысловой барьер; ограничение активности и самостоятельности ребенка; эмоциональная холодность; проблема положения ребенка в приемной семье; отсутствие опыта взаимодействия в процессе воспитания ребенка; отсутствие специальных «традиций» самого ребенка; наказания за проступок; неадекватное поведение отца.
Были описаны основные нормативно – правовые аспекты защиты детства и обеспечения приемной семьи, рассмотрены основные следующие документы: «Конвенция о правах ребенка», закон Республики Беларусь «О правах ребенка», Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
Основным законодательным актом Республики Беларусь, регламентирующим деятельность приемной семьи, является «Положение о приемной семье», где отмечены такие важные моменты как:
1. порядок организации приемной семьи;
2. передача детей на воспитание в приемную семью;
3. права и обязанности приемных родителей;
4. материальное обеспечение приемной семьи.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям
в 1999 году в г. Витебске открыт государственный социально-педагогический центр (ГСПЦ) в контексте реализации президентской программы «Дети Беларуси», в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (от 17 мая 1998 года). Вначале Центр социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи (так он назывался со дня основания) был представлен всего 3 штатными единицами – директор, педагог-психолог и врач-психотерапевт. Помощь могли оказывать только экстренную, которая охватывала лишь незначительную часть учащихся и не предполагала комплексного подхода.
ГСПЦ сегодня – учреждение, занимающее важное место в системе работы по социально-психологическому сопровождению детей и подростков. Сейчас в его штате 8 специалистов: методист, 4 педагога-психолога, 2 социальных педагога, врач-психотерапевт. Специалистами разработаны проекты программы «Семья», «Здоровый XXI век», Межведомственный план совместной работы ГСПЦ, ИДН, КДН, проводятся циклы различных групповых занятий.
ГСПЦ – это учреждение системы образования, которое осуществляет социально-педагогическую, психолого-педагогическую, социально-медицинскую, социально-правовую, коррекционно-реабилитационную, профилактическую помощь лицам, нуждающимся в такой поддержке.
При поддержке местной администрации и отдела образования здесь создана служба, которая призвана заниматься проблемами семьи.
Подержание осиротевших детей, их дальнейшее устройство и воспитание – актуальная проблема для г. Витебска и одно из направлений деятельности ГСПЦ.
Работа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в неродственные семьи проводится в г. Витебске с 1999 года.
Сегодня многие семьи желают взять на воспитание чужих детей, в тоже время необходима целенаправленная подготовка будущих родителей. Для этого разрабатывается программа социально-психологического сопровождения приемной семьи.
При создании приемных семей решаются 4 основных задачи:
1. Отбор кандидатов в приемные родители, создание банка данных кандидатов в приемные родители, обучение приемных родителей.
2. Подготовка ребенка (детей) для передачи в приемную семью, подбор семьи для ребенка.
3. Осуществление постоянного
4. Работа с биологической семьей по вопросу возвращения в нее детей.
Процедура отбора приемных семей имеет следующую схему:
- рекламирование приемных семей, которое осуществляется через средства массовой информации, рекламные щиты, выступление специалистов ГСПЦ на родительских собраниях в учреждениях образования, на предприятиях, через родительские объединения и использованием информации об опыте уже существующих приемных семей;
- регистрация кандидатов в
- диагностика кандидатов в
Далее проводится психологическая диагностика: первичная беседа об особенностях приемной семьи, выяснения содержания и особенностей профессиональной деятельности приемных родителей. При диагностике кандидатов в приемные родители важно определять индивидуально-психологические свойства человека, его эмоциональное состояние, мотивацию на воспитание ребенка, выявить возможные особенности общения внутри семьи. Исследование семьи кандидатов в приемные родители предполагает применение набора разнообразных методик и методов (беседа с кандидатами в приемные родители, анкетирование, методика «16 личностных факторов» (16 PF) Р. Кэттелла, методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А.А. Аладьина, анализ семейного воспитания (АСВ).
Заключение передается в органы опеки и попечительства. Документы хранятся в течение 2 лет со дня проведения обследования.
Инспектор по охране детства предлагает кандидатам собрать документы, необходимые для создания приемной семьи, обращаться в органы правопорядка за получением характеристики семьи, а также в наркологический кабинет. Социальный педагог ГСПЦ и инспектор отдела по охране детства посещают будущую приемную семью и заполняют анкеты. Социальный педагог вносит в анкету информацию, полученную непосредственно от членов семьи, в том числе и детей, если они есть, вносит в свои наблюдения о санитарном состоянии дома, визуальные наблюдения о психологическом климате в семье, уровне материального достатка, физическом здоровье супругов, наличии вредных привычек. Посещение семьи проводится 5-6 раз, при этом социальный педагог обследует и социальное окружение (соседей, коллег по работе, друзей, родственников) для получения более полной возможности для воспитания ребенка.
Затем проводится вводный курс обучения кандидатов в приемные родители, который включает теоретический курс и работу в тренинговом режиме, проводимую специалистами ГСПЦ. В ходе занятий участников знакомят с особенностями детей, оставшихся без попечения родителей, и основными формами работы по адаптации ребенка в семье, документацией приемных родителей. Кандидатам выдается удостоверение.
Обязательно должен быть организован непосредственный контакт с ребенком (детьми) в детском доме, приюте с целью проверки на психологическую совместимость, взаимное привыкание и непосредственный подбор семьи для ребенка.
На основании заключения инспектор по опеке и охране детства оформляет юридические документы через решение исполкома, заключает договор, выдает документы.
Работа по подготовке кандидатов является длительным процессом и занимает 1,5-2 месяца. От последовательности и качества такой работы зависит успех функционирования приемной семьи.
В тоже время большое значение имеет подготовка детей, лишенных родительского попечительства, к проживанию в приемной семье. Работа социального педагога и психолога ГСПЦ имеет следующую последовательность:
- установление контакта с
- диагностика интеллектуальной и личностной сферы, поведения и физического развития ребенка, составление психологического портрета и карты планирования помощи ребенку;
- изучение биологического
- работа психолога с ребенком (детьми) по подготовке его к жизни вне родной семьи;
- организация знакомства ребенка
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей
Работа с приемной семьей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора на передачу им ребенка (детей) на воспитание, трудового договора и имеет следующую схему:
1) углубленное обучение приемных
родителей по индивидуально