Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

 

128

Как видно из представленных диаграмм позиции участников 2, 3 и 4 очень похожи между собой — они довольно низко оценивают ясность групповых целей, гибкость общения внутри группы и ответственность за общегрупповой результат. Но их позиция очень сильно отличается от мнения лидера группы практически по всем показателям. Что же касается диаграмм участников 5 и 6, то, на наш взгляд, они дали завышенные оценки по всем показателям в силу того, что они работают не так давно, далеко не с самого основания организации, хотя они и работали на момент проведения технологии командообразования около шести месяцев. Плюс к этому, как впоследствии выяснилось, они не принимали участие в тех проектах, где были проблемы, т.е. их видение существующей в группе ситуации не испорчено негативными результатами работы и поэтому несколько завышено.

Итак, проанализировав все описанные результаты тестов, наверное, можно было бы рекомендовать заменить этого лидера на другого и тогда бы большинство проблем могли бы исчезнуть. Однако в реальной ситуации это оказывается невозможным, т.к. в данной группе этот лидер и есть тот человек, который и создал эту организацию. Именно поэтому он недоволен остальными, именно поэтому, по его мнению, остальные не представляют что и как необходимо делать. В такой ситуации исследователи еще больше укрепились в том, что основной направленностью тренинга должна стать задача формирования общего видения всей группой, формулирование и осознание всеми миссии и стратегических целей организации. Причем здесь очень важно уделить особое внимание лидеру группы, необходимо, чтобы он раскрылся, чтобы ясно выразил свое мнение относительно существующей и будущей ситуации в организации и чтобы остальные члены группы увидели эту позицию и сделали для себя соответствующие выводы.

 

129 Разработка программы тренинга.

Следующим логическим этапом предлагаемой технологии командообразования является разработка программы тренинга. Предварительная диагностика текущего положения объекта ясно показала основную направленность работы с группой. Однако, на наш взгляд, это не единственное, что необходимо принимать во внимание при создании программы тренинга командообразования.

Хотя и существует множество теоретических представлений о том, что такое управленческая команда, необходимо учитывать, что в реально функционирующих организациях не встречаются идеальные управленческие команды. Разным организациям нужны разные команды, для разных ситуаций требуются свои специфические команды. Смысл предлагаемого тренинга заключается в том, чтобы понять, какой может и должна быть управленческая команда именно в исследуемой организации. Было бы совершенно неправильно и даже наивно думать, что управленческую команду можно создать в течение одного-двух дней. Команда создается в течение длительного времени, в процессе непосредственной управленческой работы в организации. Причем, для ее создания необходимы определенные условия, в частности, заинтересованность руководства, наличие определенного управленческого потенциала и т.д. В связи с этим и необходимо так планировать программу тренинга, чтобы она способствовала формированию базиса, основы функционирования и дальнейшего развития управленческой команды в организации.

Итак, учитывая все вышеизложенное, предлагается следующая программа тренинга.

1. Вступительная часть.

На этом этапе происходит знакомство участников с целями, задачами и формами работы в данном тренинге (более подробно см. методические руководство ведущего в приложении 14). Также происходит знакомство с правилами тренинга:

 

130

Равенство - по отношению к рассматриваемому кругу проблем все участники равны между собой, все в одинаковой степени компетентны (к вопросам организации игры это правило не относится — здесь ведущая роль принадлежит модератору);

Активность — качественный продукт игры в целом, а также хорошие индивидуальные результаты могут быть получены только при постоянной активности игрока. Как только кто-нибудь «выпадает» из игрового процесса, это немедленно сказывается на результатах;

Корректность — каждый имеет право высказываться и должен быть выслушан. Критика и оценка могут относиться только к представленным позициям и точкам зрения, а не к личностям участников игры;

Доверие и сотрудничество - все, что делает каждый участник игры, делается не для удовлетворения личных амбиций и пр., а для пользы общего дела (в том числе и модератор, когда предлагает как бы не серьезные и как бы не относящиеся к делу задания). Все появляющиеся идеи, соображения, варианты решений и т.п. должны выноситься в группу, становиться предметом общего обсуждения. Всё, что происходит в игре, должно происходить в поле совместной деятельности;

Пунктуальность (в отношении времени, выполнения заданий ведущего).

Желательно, чтобы эти правила были зафиксированы на отдельном слайде и всегда были перед глазами участников.

2. Разогрев.

Как уже упоминалось выше, этот этап направлен на «раскачку» сознания. Здесь можно использовать различные упражнения (приложение 10), в качестве примера приведем следующие:

■ Самопрезентация. Человек вкратце излагает информацию о себе, о 
своих привычках и т.д. Цель рассказа — вызвать у присутствующих

 

131 благоприятное    впечатление    о    себе,    вызвать    к    себе    интерес. Обязательным условием является то, чтобы участники не повторяли суждения, мысли, высказывания друг друга.

■ Окно Джогари. Это упражнение на самораскрытие, которое 
заключается в изложении каждым из участников информации о себе. 
Но это не просто информация, а личностная, неформальная 
информация. Каждому участнику предлагается ответить на следующие 
вопросы:

Все присутствующие знают обо мне, что ... Все присутствующие не знают обо мне, что ...

■ Комплимент. Сидя в кругу, каждый участник должен подумать о том, 
какая черта характера, привычка и т.д. ему нравится в себе, и сказать 
об этом, т.е. сделать себе комплимент. Задача осложняется тем, что 
комплимент себе нужно придумать на первую букву своего имени. 
Далее всем по кругу предлагается сначала повторить имена и 
соответствующие комплименты всех с самого начала, потом назвать 
свое имя и сказать комплимент себе.

3. Основная часть:

3.1. Разработка концепции миссии и целей организации. Данное задание может быть использовано, если у участников нет общего видения, нет понимания того, ради чего существует компания, каковы должны быть ее миссия и цели, оно необходимо для того, чтобы все участники начали мысли в одном направлении.

3.1.1. Миссия компании

Индивидуально каждый участник готовит ответы на вопросы:

  1. Что такое миссия организации вообще?
  2. Какова миссия Вашей организации?

Далее происходит разбиение на подгруппы и уже в подгруппах отвечают на эти же вопросы.

 

132

Публичное выступление от каждой подгруппы с вопросно-ответными процедурами, результатом которого должна стать формулировка миссии организации.

3.1.2. Формулирование целей

Каждый участник индивидуально пишет несколько целей организации на ближайший год. Эти цели должны быть конкретные, реалистичные и побуждающие к совершению каких-либо действий («напрягающие»).

Затем все объединяются по парам. Задача каждой пары выбрать самые конкретные, реальные и побуждающие цели из имеющихся или сформулировать их заново.

Затем проводится обсуждение и согласовывается окончательная формулировка целей компании на ближайший год. Вопросы для дискуссии:

  1. Цели какой подгруппы наиболее близки к реальности?
  2. Соответствуют ли сформулированные цели критериям конкретности, реалистичности и стимулирования?

3.2. Упражнение: «Что такое управленческая команда?»

Задание участникам заключается в подготовке публичного выступления на тему: «что такое управленческая команда». В тексте доклада должны быть отражены следующие моменты:

общее определение понятия «управленческая команда»

отличительные  характеристики  управленческой  команды  (чем она отличается от просто группы руководителей)

основные задачи управленческой команды в организации

структура   управленческой    команды    (состав,   распределение функций, роли)

■ общие принципы организации работы управленческой команды 
Далее проходит публичное выступление каждого участника с докладом

(до 3 минут) и вопросно-ответные процедуры.

3.3. Следующее упражнение — «Управленческая команда Вашей 
организации?»

 

133 Смысл данной части тренинга заключается в том, чтобы разобраться, какой должна быть управленческая команда в данной компании (каков ее состав, чем должна заниматься, полномочия и ответственность и пр.), какими качествами должны обладать члены управленческой команды, что нужно сделать для ее создания. Эта работа будет отличаться от предыдущей, она будет проходить в группах. Участники делятся на две-три группы. Задача группам - подготовить стендовый доклад (слайды) «Управленческая команда нашей организации». Схема доклада:

основные особенности управленческой команды,

полномочия и ответственность в компании,

основные направления деятельности  команды  (на ближайшее время),

структура      команды       (состав,      распределение       функций, ответственности и пр.),

какими   качествами  должны   обладать  члены   управленческой команды,

что нужно делать для создания и развития команды,

возможные барьеры в процессе создания команды и пути их преодоления.

После подготовки доклада (время подготовки - 60 минут) следует публичное выступление и обсуждение.

3.4. Завершающее упражнение — «Лидер команды».

Для прояснения существующей ситуации с лидером исследуемой группы было решено в качестве завершающего включить это упражнение. Суть его состоит в том, что необходимо в рамках групповой дискуссии выработать единое представление о понятии «лидер» и определить:

Функции лидера в команде (компании), что он должен делать, в чем его ответственность перед командой и компанией;

Ответственность команды перед лидером;

 

134 ■   Основные    качества    (способности,    свойства),    необходимые эффективному лидеру, другими словами, ответить на вопрос: «Каким должен быть настоящий лидер?». Участники делятся на подгруппы. Задача - выработать согласованное представление по заданным вопросам и подготовить стендовый доклад.

Итак, выше представлена конкретная программа тренинга для исследуемой группы. Именно такого рода упражнения были выбраны не случайно. В ходе предварительной диагностики было выяснено, что основные проблемы группы находятся в сфере определения общих целей и ценностей группы, поэтому на оптимизацию деятельности в этой сфере направлено первое упражнение. Остальные упражнения помогут с позиционированием участников внутри группы, с определением места лидера и т.д.

3.2. Основные результаты тренинга командообразования

Рассмотрение основных результатов проведенного тренинга начнем с тех представлений, которые были выработаны группой относительно миссии и стратегических целей организации.

По согласованному представлению было принято следующее определение миссии:

Миссия организации - это религия, это то, во что свято верят все члены данной организации. Этим она и отличается от целей и задач, она объединяет или должна объединять людей на подсознательном уровне.

Что касается миссии исследуемой организации, то тут возникли трудности и сложности в формулировках, т.к. после принятия определения миссии через религию большинство участников задумались над вопросом, во что они верят в плане профессиональной деятельности. Тут решено было включить новое упражнение, чтобы выявить эти внутренние переживания и представления участников — каждый по кругу говорил о том, во что он верит,

 

135 о том, какие у него представления о будущем организации и группы, в которой он работает. Таким образом, выделились основные вектора развития идей участников, а именно практически все подчеркивали, что в миссии организации должны присутствовать следующие моменты: Миссия организации X - нести миру:


Инновационный подходы к решению бизнес-задач;

Собственные и современные технологии;

Особые клиентские отношения.

Сформулировав основные положения, которые должны содержаться, по мнению участников тренинга, в миссии организации дальше стало проще работать с конкретными формулировками. Вследствие того, что взглянув на представленные выше положения миссии не сразу понятно, что имеется в виду, что стоит за каждым из них, решено было пытаться дать четкую формулировку миссии. В результате тяжелой групповой работы выделенные вначале положения миссии несколько изменились, принятое определение миссии организации X представлено в табл. 10.

Таблица 10 Результат тренинга № 1 — Миссия организации X

  1. Нести в мир продвинутые высокотехнологичные решения в области анализа данных, маркетинга и маркетинговых исследований, моделирования рынка, программного обеспечения
  2. Продвигать существующие современные технологии и методы анализа данных, создавать, распространять и применять свои собственные
  3. Внедрять собственные стандарты качества аналитики, отчетов и презентаций, ориентированных на действие, а не на созерцание
  4. Быть равноправным партнером для своих клиентов и обеспечивать их всем комплексом необходимых средств для принятия маркетинговых и бизнес-решений (исследования, отчеты, презентации, программы-сгшуляторы, софт, веб-технологии, и др.)
  5.  

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования