Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация
Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.
ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ
16 общественной собственности. Таким образом, подлинная коллективность может быть реализована лишь в социалистическом обществе.
Эта общая идеологическая концепция привела к активным исследованиям коллектива в различных отраслях обществоведения в 20-30 гг. XX в. Смысл исследований заключался в подчеркивании совершенно особой природы тех реальных групп, которые возникали в различных сферах общества. Именно в связи с этим высшая стадия развития группы была названа коллективом.
Далее необходимо проанализировать основные признаки команды и коллектива, на основе чего выделить их основные сходства и различия.
В работах А.С. Макаренко одним из важнейших признаков коллектива является не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность [41; 42]. Таким образом, коллектив - это объединение людей для достижения определенной, социально одобряемой цели. При таком понимании коллективом не может называться антисоциальная группа, банда, группа правонарушителей и т.д. В западной литературе, посвященной проблемам команды, нигде не указывается этот момент, везде просто говорится, что команды существуют ради достижения совместных целей [71; 79; 80; 85; 88; 107; 117; 124]. Видимо, западные исследователи априори понимают, что они имеют дело с такими командами, которые стремятся к выполнению социально-позитивной деятельности, но все же, на наш взгляд, целесообразно отметить важность именно позитивной, социально-одобряемой цели, применительно к командам. С другой стороны, здесь может встать проблема определения того, что же является социально-одобряемой, позитивной целью. Ведь, если команда работает для увеличения прибыли своей организации, то неизбежно она начинает выискивать пути для борьбы с конкурентами. Таким образом, организация может поставить вполне позитивную для себя цель — увеличение прибыли, но на пути к этой цели те или иные подразделения, группы и команды, действующие в организации, могут использовать далеко не социально-позитивные и
17 социально-одобряемые действия. Таким образом, важнейшим признаком команды является социально-позитивная деятельность в том смысле, что мы не рассматриваем в качестве команды те или иные антисоциальные группы -банды, шайки и т.д.
Еще одним важным признаком коллектива по А.С. Макаренко является то, что коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том, случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества [42]. Примерно такое же, только немного более узкое понимание существует и у западных ученых - команды действуют в более широком социальном контексте, в более широких рамках организации [80; 111]. Таким образом, если советские ученые говорили о том, что необходимо согласование целей коллектива и всего общества, то западные — о согласовании целей команды и организации, в которой они функционируют. На наш взгляд, принципиального различия здесь нет и можно попытаться согласовать эти представления в такой формулировке - команды функционируют в контексте более общей социальной системы.
Следует подчеркнуть то обстоятельство, что в советской социальной психологии особая роль уделялась коллективу как средству формирования и развития личности — «чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего» [52, 95]. В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений создаются такие условия, что личность проявляет свои лучшие качества [42]. Западные ученые не все понимают так однозначно. Они отмечают, что необходимо учитывать предпочтения, интересы, мысли каждого отдельного члена команды, т.к. каждый человек приходит в команду со своими личными целями, например, для кого-то — это деньги, для другого - опыт или знания и т.д. [71]. Возможно, здесь говорится о следующем принципе — удовлетворение личных целей посредством удовлетворения
18 целей команды. В соответствии с этим подчеркивается, что личность может вести себя по-разному, не обязательно будут проявляться только лучшие стороны.
В западной литературе при характеристике команды часто отмечаются
такие качества, как взаимозависимость и взаимодополнение членов команды
друг друга и распределение ролей [7; 80; 85]. Сказанное относится в первую
очередь к способам позиционирования команды в целом и отдельных ее
членов в частности. Более того, в ходе позиционирования ответственность в
команде распределяется так, чтобы каждый ее член в любой момент времени
мог заменить любого из своих коллег [80]. Среди характеристик коллектива
наиболее близкими к высказанной точке зрения оказываются следующие:
интегрирован ность (характеризует степень взаимосвязанности и
взаимозависимости членов коллектива), структурированность (означает
четкость и конкретность взаимного распределения функций, прав,
обязанностей, ответственности между членами коллектива, определенность
его структуры) и организованность (представляет собой упорядоченность,
собранность, подчиненность определенному порядку выполнения
совместной деятельности). Все это вместе может быть названо признаком
целостности, который выражается в том, что коллектив выступает всегда как
некоторая система деятельности с присущей ей организацией,
распределением функций, определенной структурой руководства и
управления [25; 41; 52; 81; 89]. В связи с этим можно сделать вывод о том,
что если в команде в процессе позиционирования ее членов происходит
гибкое распределение и перераспределение ответственности, существует
некоторая свобода в процессе принятия и реализации решения, то в
коллективе наряду с распределением функций, жестко распределяется и
ответственность, а выполнение совместной деятельности подчиняется
строгому порядку. Вероятно, с этим обстоятельством связана еще одна
важная характеристика команды - способность быстро реагировать на
изменения, способность самостоятельно ставить и эффективно решать
19 организационно-управленческие задачи [77; 80]. Таким образом, командное поведение отличается от всех других форм группового поведения большей гибкость, адаптивностью и стремлением к инновациям.
Другой особенностью команды считается присущее ее членам «понимание друг друга с полуслова». Этот эффект достигается как за счет совместной работы, так и за счет тщательного комплектования и сыгровки членов команды, в результате которой происходит овладение отработанными процедурами взаимодействия [131]. В советской социальной психологии наиболее близкой к сказанному оказывается сработанность (согласованность, сыгранность) коллектива. При этом необходимым и достаточным условием сработанности коллектива оказывается совместная деятельность [42; 58; 59; 64]. Таким образом, если в команде предполагается активное овладение ее членами процедурами взаимодействия, основанное на современных обучающих технологиях, то в коллективе сама по себе деятельность всегда обеспечивает процесс коллективообразования.
Отличительной чертой любой команды является такое качество как ее связанность, которая является критической характеристикой команды, т.к. отражает чувство принадлежности к команде, «командный дух». Более того, эмпирическими работами подтверждается взаимосвязь производительности команды и степени ее связанности [71; 80; 127]. В советской социальной психологии аналогичным понятию связанности команды является сплоченность коллектива [35; 59]. Зачастую понятие «групповая сплоченность» выступает как отражение или степень связанности команды, ее «командности».
В качестве еще одной отличительной черты зарубежными исследователями упоминается способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий [80; 105; 116]. Здесь команда видится как привлекательный мотивационный концепт, за счет которого можно стимулировать качественную работу и включение работников. Отечественными исследователями выделяется аналогичная социально-
20 психологическая характеристика коллектива - мотивированность, которая выражает активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности [26; 64].
Многие зарубежные ученые в качестве одной из наиболее значимых социально-психологических характеристик команды называют общее видение [71; 80; 85; 88; 107; 124]. По их мнению, выработка общего видения позволяет снять существенные противоречия между членами команды за счет объективации позиций каждого из них в отношении вопросов, связанных с функционированием команды. В результате этого процесса происходит согласование целей, задач и образа желаемого будущего команды. В психологической теории коллектива неким аналогом общего видения может быть понятие «ценностно-ориентационное единство». Согласно А.В. Петровскому, оно допускает различия в сфере эстетических ценностей, читательских интересов и т.д., но не допускает его в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности [59]. Таким образом, если общее видение предполагает согласование членами команды своих целей, задач, представлений, то ценностно-ориентационное единство коллектива - их совпадение, сближение, сходство и подобие [42; 59; 81]. По нашему мнению, именно в этом заключается принципиальное отличие команды от коллектива.
Проведенный анализ позволяет выделить наиболее значимые социально-психологические характеристики команды и коллектива. Наверняка, существуют и другие характеристики команды, которые требуют специального, более подробного рассмотрения и анализа вне рамок этой работы. Тем не менее, представляется возможным систематизировать эти представления, дать совокупное определение понятию «команда» и определить основные её особенности.
Сравнительный анализ социально-психологических характеристик команды и коллектива показал некоторое сходство в содержании этих понятий. Для раскрытия сущности вышеназванных феноменов зарубежными
21 и отечественными исследователями выделяются близкие по смыслу признаки, такие как достижение совместных целей (социально-одобряемые цели, социально-позитивная деятельность), функционирование в контексте более общей социальной системы, общее видение (ценностно-ориентационное единство), позиционирование (целостность -интегрированность, структурированность, организованность), владение отработанными процедурами взаимодействия (сработанность, сыгранность), связанность (сплоченность), способность мотивировать (мотивированность).
Однако наблюдаются и существенные различия в исследовательских позициях в отношении к данным социально-психологическим феноменам: если в команде предполагается активное овладение ее членами процедурами взаимодействия, основанное на современных обучающих технологиях, то в коллективе сама по себе деятельность обеспечивает коллективообразование; в команде наблюдается гибкое распределение и перераспределение ответственности и определенная свобода в процессе принятия и реализации решения, в коллективе — жесткое распределение ответственности, выполнение совместной деятельности подчиняется строгому порядку; общее видение свидетельствует о согласование целей, задач, представлений и т.д. между членами команды, а для коллектива характерно сходство, сближение, совпадение целей, задач, представлений и т.д.; для коллектива постулируется, что в нем личность будет проявлять только свои лучшие стороны, в команде она может проявлять себя по-разному.
Осмысление интересующих нас положений в исследовательских позициях зарубежных и отечественных психологов вызывает потребность наглядно представить выделенные сходства и различия. Систематизация этих представлений изложена на таблице 1.
22
Таблица 1. Сходства и различия в представлениях отечественных и зарубежных ученых
о характеристиках команды и коллектива
Сходства | |
Команда | |
Достижение совместных целей (социально-одобряемые цели - социально-позитивная деятельность) Функционирование в контексте более общей системы Общее видение («ценностно-ориентационное единство») Позиционирование (целостность — интегрированность, структурированность, организованность) Владение отработанными процедурами взаимодействия (сработанность) Связанность (сплоченность) Способность мотивировать (мотивированность) | |
Различия | |
Команда |
Коллектив |
Активное овладение членами команды процедурами взаимодействия |
Совместная деятельность сама по себе обеспечивает процесс коллективообразования |
Гибкое распределение и перераспределение ответственности |
Жесткое распределение ответственности |
Определенная свобода в процессе принятия и реализации решения |
Выполнение совместной деятельности подчиняется строгому порядку |
Согласование целей, задач, представлений и т.д. |
Совпадение, сближение, сходство, подобие целей, задач, представлений и т.д. |
Личность может проявлять себя по-разному |
Личность проявляет свои лучшие стороны |
На основе вышеизложенного анализа теоретических представлений о проблематике выделения характерных черт команды и коллектива, на наш взгляд, целесообразно предложить следующее совокупное определение:
Команда - это малая группа, члены которой взаимозависят друг от друга и взаимодополняют друг друга в процессе достижения совместных целей. К основным особенностям командной работы относятся следующие: ■ Четкое распределение функций и ролей, продуманное
Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования