Социально-психологические детерминанты командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 07:30, диссертация

Краткое описание

Кроме того, недостаточно четкое понимание того, что представляет собой команда и какие детерминанты должны лежать в основе ее формирования, определяет не высокий уровень качества практических исследований в этой области.
В связи с этим, актуальность данной работы определяется существующими потребностями как в теоретико-методологическом плане, который выражается в построении социально-психологической модели командообразования, так и в научно-практическом плане, а именно в области разработки такой технологии командообразования, которая способствовала бы быстрому и эффективному переходу группы от одной стадии к другой, более развитой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ : 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОЦЕССА КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 12
1.1. Проблема определения понятия «команда» в социальной психологии 12
1.2. Анализ представлений о моделях развития групп в отечественной и зарубежной социальной психологии 23
1.3. Существующие технологии командообразования 45
1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы 52
1.5. Краткие выводы 56
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 58
2.1. Концептуальный подход к построению социально-психологической модели командообразования 58
2.2. Процесс построения модели командообразования 66
2.3. Детальный анализ основных составляющих и особенностей модели командообразования 83
2.4. Описание технологии командообразования 92
2.5. Краткие выводы 117
ГЛАВА 3. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ 120
3.1. Предварительная диагностика исследуемого объекта 120
3.2. Основные результаты тренинга командообразования 134
3.3. Краткие выводы 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 152

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

дисертация.doc

— 4.98 Мб (Скачать файл)

4. Настоящая команда. Это группа, состоящая из небольшого числа 
единомышленников, решающих общую задачу и обладающих 
взаимодополняющими навыками и качествами. Для решения стоящей перед 
ними задачи члены команды вместе формулируют цели и стратегию своей 
работы, за которую они несут общую ответственность.

Результаты настоящей команды гораздо более впечатляющи, чем результаты рабочей группы или потенциальной команды.

5. Команда высоких достижений. Члены таких команд отвечают не 
только всем требованиям настоящей команды, но и в дополнение к этому 
заинтересованы в том, чтобы каждый из них в ходе совместной деятельности 
раскрывал свой потенциал и достигал максимального успеха. Члены команды

 

45 глубоко  очень  сильно  доверяют друг  другу  и  способны   к  творческим прорывам.

В данном параграфе был произведен анализ представлений о том, какие существуют теоретические модели командообразования в зарубежной и отечественной социальной психологии. Теперь перейдем к рассмотрению существующих подходов к возможным технологиям командообразования.

1.3. Существующие технологии командообразования

Как уже отмечалось, в настоящее время довольно большое внимание уделяется проблемам функционирования и особенно развития группы до уровня команды. Это обусловлено тем, что очень важной практической задачей в области управленческого консультирования становится проблема разработки технологии проведения командообразования в конкретной организации. Сейчас уже накоплен обширный опыт в данном вопросе, поэтому далее обозначим основные позиции и подходы к процессу командообразования, существующие в отечественной и зарубежной социальной психологии.

В зарубежной социальной психологии существует достаточно большое количество тех или иных подходов к возможной технологии командообразования, однако выделим из них некоторые наиболее значимые:

  1. Подход, основанный на согласовании и достижении командных целей и задач [120; 130]. Процесс командообразования строится на развитии способности группы согласовывать, развивать и достигать своих цепей.
  2. Интерперсональный подход или подход, основанный на анализе межличностных процессов [100; 126]. Процесс командообразования направлен на увеличение межличностных связей в группе и основан на предположении, что за счет этого команда сможет функционировать более эффективно. По мнению авторов, данный подход способствует развитию
  3.  

46 группового   доверия,   обеспечивает   поддержку   и   коммуникацию   внутри группы.

  1. Следуя ролевому подходу [7], командообразование - это улучшение работы команды за счет увеличения ясности ролей, которая ведет к увеличению организационной эффективности. Результатом процессам командообразования является понимание и принятие каждым членом своей собственной роли и ролей других, что приводит к улучшению работы команды и повышению ее продуктивности.
  2. Помимо приведенных выше, существуют и технологии, основанные не на одном, а на нескольких ключевых моментах создания команды. Например, подход ориентированный на задачу, людей и взаимоотношения [80]. Согласно представителям данного подхода, сначала необходимо понять, какую задачу необходимо выполнить группе, нуждается ли она в креативности или в решении проблемы и т.д. Затем необходимо подобрать под эту конкретную задачу людей. Последним этапом является налаживание взаимоотношения между ними. Рассмотренные три фактора (задача, люди и взаимоотношения) образуют базовую, внутреннюю систему командной работы и если все на каждом этапе все сделано правильно, то это в конечном итоге приводит к увеличению эффективности. Можно сказать, что данный подход является более общим подходом к командообразованию, он включает в себя все предыдущие подходы.

Плюс к этому, если вспомнить описанную выше модель командного развития Б. Такмена, которая, напомним, является одной из самых известных в зарубежной социальной психологии, то технология командообразования, основанная на этой модели, является также очень популярной и часто приводимой в литературе [14; 80]. Данная технология может быть представлена в виде «часов командного развития», которые представлены на рис. 5.

 

47 12



10





Рабочая фаза

Инициативный

Подвижный

Открытый

Работоспособн ый

тарный и отзывчивый

Фаза организации

Формирование новых форм общения и культуры Формирование новых моделей поведения Обратная связь Конфронтация точек зрения 

Фаза ориентации

Вежливый Безличный

Напряженный Осмотрительный

Фаза позиционирования

Подспудные конфликты    V 
Конфронтация людей       I' 
Образование клик 
Затруднительное 
продвижение Ш

Рис. 5. Часы командного развития (приводится по [14]).

Таким образом, в зарубежной социальной психологии имеется солидный опыт разработки теоретических концепций, принципов и технологий проведения командообразования. Более того в последнее время эта разработка осуществляется не только в рамках того или иного подхода, но и на трех уровнях:

  1. На уровне конкретного члена команды (улучшение аспект личностного развития и опыта);
  2. На уровне группы в целом (сплочение и сыгровка команды);
  3. На содержательном уровне (содержание командной задачи) [14].

Это приводит к тому, что каждую стадию развития группы исследователи описывают сначала в целом, т.е. дают общую характеристику

 

48 этой стадии. Затем описывают исследуемую стадию на уровне каждого отдельного члена этой группы, группы в целом, поставленной перед группой задачи, после чего включают в описание технологии тот шаг развития, который позволит ускорить процесс перехода к следующей стадии. На наш взгляд, сейчас подробно раскрывать таким образом каждую стадию из «часов командного развития» не имеет смысла, т.к. здесь важно понять вектор развития западных технологий командообразования нежели полностью расписать некоторые из существующих технологий (подробнее см [14, 171-188]).

К сожалению, до недавнего времени характерной особенностью отечественной социальной психологии являлось несоответствие между развитием социальной психологии в традиционном академическом исследовательском ключе и актуальными запросами практики на «психологическую технологию» [73]. Вероятно, подобное положение дел можно объяснить господством деятельностного подхода в системе психологического знания на протяжении длительного периода времени, что привело к предпочтению научного исследования практическим разработкам в области активной работы с коллективом. При этом необходимо отметить, что здесь накоплен интересный опыт разработки различных методов оптимизации социально-психологических процессов в группах, подбора и комплектования групп для выполнения совместной деятельности, формирования, организации и управления коллективами, повышения эффективности совместной деятельности коллективов, планирования социально-психологического развития коллективов и др. [39; 53; 81]. Некоторые из них требуют определенной коррекции в современных условиях, однако после нее могут достаточно эффективно использоваться.

Что же касается современной отечественной социальной психологии, то проявляется обратная ситуация — во многих работах отсутствует какая-либо теоретическая база и сами технологии представляют собой лишь набор последовательных шагов, взятых из практики того или иного консультанта.

 

49 Приведем пример технологии такого рода, которая состоит из 10 шагов (не будем подробно на них останавливаться, просто их перечислим):

  1. определение осознанных и неосознанных целей;
  2. подбор и отбор кандидатов;
  3. работа   членов   команды    над    собственными   осознаваемыми   и неосознаваемыми целями;
  4. исследование межличностных предпочтений;
  5. целенаправленное формирование энергии единства;
  6. формирование ценностей команды;
  7. обучение команды технологиям работы;
  8. создание (или совершенствование) имиджа команды;
  9. усиление «командного духа»;

10) сопровождение деятельности команды [26].

Основной проблемой здесь является, на наш взгляд, отсутствие какой-либо теоретической модели, которая бы лежала в основе данной технологии. Помимо этого, хотя и содержание большинства этих пунктов представляется адекватным, но, если следовать всем этим этапам, то временные затраты по данной технологии будут просто ужасающими, т.к. каждый пункт имеет множество подпунктов, которые в свою очередь еще имеют подпункты (мы их здесь сознательно не представляем, полный перечень - см. [26, 135-190]). Таким образом, на наш взгляд, в данном подходе требуется определить основополагающие и дополнительные моменты, и в соответствии с этим перекомпоновать данную технологию.

Для дальнейшего анализа существующей практики проведения командообразования рассмотрим основные методы социально-психологического воздействия и опыт применения этих методов зарубежными и отечественными исследователями.

Метод социально-психологического воздействия — это строго сориентированная комбинация внешних побуждающих действий (приемов), обусловливающих необходимую динамику психических процессов, свойств,

 

50 состояний    [73].    Обычно    используется    следующая    система    методов психологического воздействия:

  1. Аналитические методы, рассчитанные на то, чтобы через анализ конкретных ситуаций, фактов, событий, видео- или аудиоматериала оказать воздействие на личность. Они ориентированы, в основном, на когнитивную сферу психики и оказывают влияние на формирование когнитивного уровня социальных установок. Здесь используются такие методы как групповая дискуссия, аналитический видеотренинг, групповой анализ,
  2. Конструирующие методы, ориентированные на конструирование определенных отношений, качеств, установок. Основу этих методов составляют психотехнические упражнения или их комплексы;
  3. Динамические методы, основанные на моделировании ситуаций, разнообразных деловых играх. Они развивают навык социально-ролевой самоактуализации и социального перевоплощения личности;
  4. Суггестивные методы, базирующиеся на механизмах внушающего воздействия. В этой группе методов выделяются такие методы как вербальная, музыкальная, вербально-музыкальная, образная суггестия;

5) Высоко технологичные методы, представленные компьютерным и 
интерактивным интерфейсом. Используются различные технические 
аппараты-симуляторы, моделирующие особенности командного 
взаимодействия; программные модули;

6) Плюс к этому, выделяются катарсические. экстатические и 
медитативные методы воздействия.

В зарубежной социальной психологии данные методы, в основном, используются в работе с такими специализированными видами команд, как кросс-функционалъные команды [103], компьютерные команды [112], группы решения проблем [131]. Среди всех этих видов команд, наиболее быстроразвивающимися на сегодняшний день являются компьютерные команды, т.к. с расширением интернет проникновения во все сферы жизни общества именно такие команды приобретают все большую популярность.

 

51 Наиболее    интенсивно    в    отечественной    социальной    психологии проводилась разработка методов социально-психологического воздействия в ходе   работы   со    школьными    коллективами    [39;    81;    89],    научными коллективами [8] и международными коллективами [49].

Во всех этих областях отечественные исследователи разрабатывали и описывали некоторые общие условия, которые способствуют ускоренному коллективообразованию. Однако следует отметить, что здесь не идет речь о представлении комплексной технологии развития группы, это лишь небольшие частные составляющие этого процесса. Так, например, по Р.С. Немову этот процесс коллективообразования в школьном классе целесообразно начинать с формирования и закрепления определенных взаимоотношений между учащимися в ходе их непосредственного общения и взаимодействия друг с другом в совместной деятельности. Наиболее удачной формой для этого является интенсивная работа в микрогруппах-триадах [53]. Или вот еще пример - Л.И.Уманский считает, что формирование необходимых для молодежи навыков и умений, возможно в ходе специального обучения учащихся «Правилам организаторской деятельности» и тренировок по их применению при подготовке и проведении общеколлективных дел (например, многоборье, «публичное выполнение совместного действия») [81].

Таким образом, в зарубежной и отечественной социально психологии существует множество интересных методик и техник для взаимодействия с группой. Однако при этом необходимо разрабатывать обобщенный подход к командообразованию, который бы включал часть из уже имеющегося арсенала средств и одновременно предлагал новые способы командообразования.

 

52 1.4. Современные методы оценки эффективности командной работы

Информация о работе Социально-психологические детерминанты командообразования