Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:11, контрольная работа
В телесно-ориентированных методах сопротивление вполне материально: в ответ на терапевтическое вмешательство, например, тело не расслабляется или, расслабившись на сессии, клиент немедленно становится напряженным после нее. Его поза и движения не меняются, дыхание остается учащенным и поверхностным или периодически замирает.
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.
Всякая законченная фигура хорошей формы – это интроект. Интроект распознается но увеличению напряжения клиента при рассказе о деталях рисунка. Он, как правило, небольшой, часто рисуется ахроматичегким цветом, и если его разблокировать (например, взорвать), может способствовать осознаванию какого-либо чувства. Клиенты часто отказываются убирать интроекты из рисунка (все таки опора) и высказывают недовольство предложением терапевта нарисовать его на отдельном листе для исследования и поэкспериментировать с ним. При работе с интроектом могут ни возникнуть интенсивные чувства — гнев, слезы, отвращение и тошнота.
Сам рисунок, является проекцией. Как выглядит проекция в рисунке? По мнению Д. Хломова, это параллельная штриховка, параллельные линии и контуры как отражение размещения энергии вовне.
Ретрофлексия отражена в округлых
и возвратных формах, завитках (штрих
к себе), а эготизм – в замкнутых
и закрашенных (замкнутость в
своей системе, контроль, невозможность
получить что-то из мира). В завитке
энергия рисования сначала
В работе с рисунком в гештальт-подходе в первую очередь все же акцентируется процесс и только во вторую – содержание.
36. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАФОРЫ,
ПРИГОДНОЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
Метафора буквально означает «перенос» или «перекладывание», этимологически это перекладывание одной вещи на место другой. Перенос в метафоре всегда обоюдный. метафора состоит в переносе предмета с его реального места в чувство.
Итак, «метафора проводит связь
между двумя различными областями
человеческого опыта. Практически,
одна область отражается средствами
другой». Кроме того, метафора распознается
по присутствию в ней
клиентская метафора получает в гештальт-терапии приоритет по сравнению с метафорой терапевта, так как она отражает уникальные знания о мире и о себе. Для этой цели терапевт должен привлекать клиента к метафоризации речи, если он это не делает спонтанно. К метафорам условно относятся сновидения и фантазии клиента.
Другие психотерапевтические направления в работе с мета-форой акцентируют роль психотерапевта. Последний либо интерпретирует метафору (символдрама, юнгианская аналитическая традиция), либо составляют метафору, изоморфную проблеме клиента, в которой терапевт иносказательно предоставляет клиенту возможность другого поведения в проблемной ситуации (сказкотерапия, НЛП).
Характеристики метафоры, пригодные для целей психотерапии
1. Иносказательность метафоры позволяет называть чувства, которые традиционно находятся под социальным запретом, и люди употребляют их, не рискуя получить социальное неодобрение (клиентка, не чувствующая понимания терапевта, говорит, что ощущает, будто «находится за стеклянными дверями», где все видно, но контакта нет).
2. Экспрессивность — выражение трудного для вербализации опыта. Метафора — это образ, воздействующий на чувства, часто проясняющий фигуру процесса, которая в этот момент выступает из фона.
3. Метафора носит творческий характер. Сотворчество терапевта и клиента доставляет удовольствие.
4. Архетипичность. Послания бессознательного — архетипы всегда предстают перед сознанием в метафорической форме. Многие метафоры являются архетипическими, так как выражают потребности, сходные у всех людей, некие общечеловеческие истины.
5. Новизна. Она создается из-за того, что одна область вещей выражается через другую и появляется что-то, что было упущено при ассоциированном взгляде на предмет или проблему.
Функции метафоры
1. Коммуникационная — позволяет общаться с другими людьми еще одним способом.
2. Диагностическая — выбираемый клиентом образ детерминирован его сознательными и бессознательными мотивами. Метафора — это проекция бессознательного, а спроектированный образ доступен для исследования.
3. Диссоциирующая функция. Если клиент конфлуэнтно спаян со своим опытом, наличие метафоры позволяет овеществить опыт и переместить его из внутреннего мира во внешний. Через метафору клиент может увидеть со стороны свою проблему и найти пути ее решения.
4. Проясняющая функция. Благодаря конкретизации абстрактных понятий и придания им осязательной (зрительной) формы облегчается понимание (общеизвестная модель Перлза «собака сверху — собака снизу»).
5. Манипулятивная. Имеется в виду метафорическое послание терапевта клиенту. Это мягкое влияние на клиента, и здесь очень многое зависит от точности восприятия — насколько точно метафора отражает структуру реальных отношений и процессов, насколько она изоморфна ситуации или проблеме.
6. Развивающая. Расширение имеющихся у клиента поведенческих и культурных стереотипов, которое эффективно применяется в коучинге.
Метафоры, помимо структурных, ориентационных и онтологических, могут быть «выстроены» (опять метафора, от них никуда не деться!) и по-другому — как визуальные, связанные с телесным опытом, опытом взаимодействия:
1. Визуальная. Зрение и свет. Свет — осознанность, темнота — непонимание, неосознанность. Используемые слова — прозрачность (Роджерс), тень (Юнг), ясность (Декарт). Свет — это луч, который проходит через все важные аспекты опыта. Он дает возможность увидеть пространственный образ. Визуальная структура касается формы, отношений часть-целое, связей и т. п.
2. Кинестетическая. Баланс — метафора равновесия, справедливости, слева — справа, с одной стороны — с другой стороны. Кинестетическая — локомоция. «Идея пришла мне в голову», «она нашла там свое место», «неисхоженные пути».
3. Кинестическая и визуальная. Позиция — «он занял место такого-то», «вы забыли свое место, сэр», «отстаивать позицию в споре».
4. Психосоматические метафоры — «меня от нее тошнит», «сидит на моей шее», «быть под пятой» и т. п.
5. Метафора передачи по Редди (приведено по Лакоффу и Джонсону, 1993) или метафора канала связи Язык, который мы используем, когда говорим о самом языке, можно представить через метафору следующим образом. Идеи (смыслы) — это предметы, языковые выражения — это вместилища, а коммуникация — это отправление и получение. Например, «до него невозможно донести никакой мысли», «я подал ему эту мысль», «его слова
37. Терапевтическая работа
с метафорами в гештальт-
Работа с метафорой в гештальт-
1) наличие бессознательного у пациента и у психотерапевта;
2) серьезная и постоянная
3) двойственность основных
4) перевод символов
Имеется в виду использование в терапевтической работе языка (метафор) самого клиента (и терапевта). Представления, относящиеся к метафоре в гештальт-терапии, основаны на том, что организм, избегая боли, относящейся к проживанию того или иного чувства или опыта, представляет проблему или состояние в виде образа, предоставляя информацию в замаскированной символической манере. В этой манере нет логики и часто присутствует нонсенс. Под таким нелогичным образом скрывается что-то, что впоследствии может помочь сформировать гештальт и понять, какая потребность требует удовлетворения.
Терапевт, работающий с метафорой клиента, обращает внимание на то, насколько она связана с культурным, семейным или эмпирическим опытом и насколько именно этот опыт (концепция мира, проблемы) вносит ограничения в жизнь клиента и формирует его проблему. Иногда терапевт может концентрироваться на буквальном смысле метафоры (для работы с ментальными ограничениями), расширяя телесный опыт клиента («висеть в воздухе»). Иногда требуется акцент на концепции мира, то есть ментальном аспекте («она его увела»). Более того, для работы с метафорами, ограничивающими опыт клиента, необходимо путешествие в другую метафору, расширяющую этот опыт.
Цикл проживания метафоры в терапии можно рассмотреть с точки зрения цикла контакта:
1. Выделение метафоры из фона.
Клиент в метафорической форме
рассказывает о своем
2. Работа по ассимиляции
3. Когда проекция ассимилирована,
клиент получает возможность
ориентироваться в своих
38. Развитие метафоры в групповой терапии
Метафора в группе появляется как
отражение групповой
Когда появляется групповая метафора, вся группа выступает как созидатель, это доставляет эстетическое удовольствие, многократно умножает групповую энергетику, задействует эмоциональные и интеллектуальные ресурсы участников. Творчество дает ощущение причастности к миру общечеловеческих ценностей, мифологии, религии, фольклору, поп-культуре.
Инициатором метафоры обычно выступают референтные групповые фигуры — лидеры, наиболее продвинутые и живые участники группы. Это спонтанно усиливает групповое бессознательное и выходит на уровень сознания с помощью слов. Фигурой в группе обычно является то чувство, которое преобладает над остальными чувствами и мыслями (остальные компоненты опыта отступают на задний план). Если тема угадана, метафора подхватывается группой, развивается и превращается в коллективную фигуру. Обычно она живет столько сессий, сколько необходимо, чтобы групповая потребность была удовлетворена.
Стадии развития метафоры в группе
1. Фигура на фоне. Чувство, ищущее
свое выражение, обретает
2. Поляризация. Участники
3. Инверсия. Фигура меняется с фоном. Участники обнаруживают в себе другие черты.
4. Интеграция или осознание